Методическая работа на тему: «Синтез художественного слова и хорового пения в детской исполнительской практике»
Submitted by Ольга Николаевна Алексеева on Tue, 09/06/2015 - 19:27
Алексеевой Ольги Николаевны
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческого развития детей, формированию их эмоциональной, эстетической культуры. Наиболее эффективная форма музыкального воздействия на личность - хоровое пение. Это самый демократический вид искусства, доступный всем. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.
Хоровая музыка тесно связана со словом, что создаёт базу для конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программна.
Содержание её раскрывается и через слово, поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию.
На занятиях хорового класса в ДМШ творческая деятельность детей может начинаться с самых ранних этапов. Так ,например, в подготовительном хоре ,основой обучения является игра. Дети очень быстро устают и поэтому занятия должны строиться по нарастающей линии. Очень полезно пение чередовать с игровыми моментами или «разыгрывать», инсценировать песенки из репертуара. Например: «Как у наших у ворот», « Патока с имбирём», «Как на тоненький ледок» и др.
В младшем хоре у детей 8-11 лет формируются ценностные ориентации, критерии музыкально- исполнительской деятельности. Так в первых трёх классах наиболее развивающими оказываются занятия музыкой с акцентом на собственную творческую деятельность ребят. Поэтому дети в младшем хоре с удовольствием работают над музыкально-литературной композицией или музыкальной сказкой, где тесно связаны и пение и стихи ,и сценическое действие.
Очень важно с самого начала не ошибиться в выборе произведений, а выбрать из большого числа музыкальных произведений те, которые бы отвечали следующим требованиям:
во-первых, были интересны по художественным образам; во-вторых, доступны для понимания определённой возрастной группе детей; в-третьих, музыкальный материал не должен быть повторением уже пройденного.
Работая над музыкально-литературной композицией, педагог одновременно исполняет множество ролей: режиссёра, педагога–вокалиста, хормейстера, педагога по сценическому движению, преподавателя сценической речи при работе с чтецами.
Исполнение музыкально-литературных композиций вызывает яркий эмоциональный отклик как у самих исполнителей, так и у слушателей, что способствует:
1. Развитию заинтересованности детей и родителей к хоровому пению и художественному слову;
2. Развитию многосторонних творческих способностей детей (вокальных, сценических, декламаторских)
3. У детей развивается артистизм, «чувство сцены», снимаются многие зажимы и комплексы;
4. Произведения, включённые в композиции, объединены какой–либо одной темой, что способствует более глубокому их восприятию. Музыка и стихи, дополняя друг друга, усиливают эмоциональное воздействие композиции. Такой вид концертной деятельности позволяет хору стать главным действующим лицом в концерте.
5. Синтез художественного слова и хорового пения достаточно органичен, так как существует много общих приёмов, методов и форм работы над сценической речью и пением.
В работе над музыкально-литературной композицией параллельно существуют три формы репетиций:
1) индивидуальная (сольная певческая или речевая);
2) групповая (солисты, группа чтецов);
3) со всем хором и при всём хоре.
В работе педагога с чтецами необходимо:
1) выбрать детей с хорошей, чёткой и ясной дикцией;
2) голоса должны быть звонкими, чистыми, без дефектов («пришёптываний», «хрипов»), каждое слово должно быть ясно слышно и хорошо понято залом;
3) расставить все смысловые акценты в стихах, то есть определить, какое слово надо выделить (а может быть и целое предложение), где сделать паузу, а где произнести всё на одном дыхании (это очень важно, так как упущение акцента влечёт за собой иногда искажение смысла, иногда перенос кульминации); все фразы должны быть в смысловом плане закончены и закруглены;
4) чтецы должны также быть и хорошими актёрами, чтобы только голосом, интонацией передать смысл и настроение декламируемого стихотворения, уметь словом создать зримый образ;
5) чтец и «хор» должны хорошо чувствовать друг друга, чтобы действие развивалось без пауз и перерывов, и в то же время без спешки и суеты;
6) чтецы должны обязательно хорошо знать порядок номеров композиции, так как находясь на расстоянии от дирижёра и будучи повёрнуты лицом к зрительному залу, они не имеют возможности надеяться на подсказку дирижёра;
7) текст должен быть выучен прекрасно; чтецы должны помнить, что их ошибка может повлечь за собой также «провал» их товарища;
8) желательно, чтобы это были смелые и находчивые ребята, чтобы они могли в любую минуту и поддержать товарища на сцене, и заменить его, и напомнить забытый текст.
Существует много прекрасных книг по технике сценической речи. Например, К.С.Станиславского, Е.Саричевой, М.Кнебель, А.Канкарович и других. А настольной книгой каждого хормейстера является работа К.П.Виноградова «Работа над дикцией в хоре», созданная во многом на основе вышеуказанных книг.
Выше упоминалось, что существует много общих приёмов в работе певца над голосом.
Во-первых, по организации дыхания. В книге Е.Саричевой «Сценическая речь» подробно описаны упражнения по постановке и развитию фонационного дыхания. Например, «Спать хочется», «Цветочный магазин», «Свеча». Эти упражнения можно использовать и на индивидуальных, и на хоровых занятиях.
Во-вторых, интересны и полезны упражнения на развитие диапазона голоса. Например, «Маляр», «Самолет», «Спор», «Парашютист».
В-третьих, для тренировки чёткого произношения согласных п, т, к, г рекомендуется использовать чистоговорки и скороговорки; а для согласных ш, с, з, р – занимательные стихи. Причём нельзя произносить текст формально, нужно стараться видеть то, о чём говоришь.
Однако необходимо оговориться, то при пользовании имеющимися в книге указаниями четкого произношения, в пении надо неуклонно следить за сохранением вокальной линии, тогда слово как бы нанизывается на эту линию, сохраняя в то же время надлежащую свою чёткость.
Говоря о выработке хорошей дикции, надо отметить весьма распространённый дефект у детей: зажатая нижняя челюсть. От этого произношение получается «сквозь зубы». Работа над устранением этого дефекта должна вестись на каждом занятии, так как зажатая челюсть мешает произношению и пению. Иногда дети по разным причинам просто стесняются открывать рот, зажимая нижнюю челюсть. Снятие этого дефекта – дело психологического настроя. Надо чаще просить детей улыбаться и так, чтобы были видны зубы, говорить, что нет ничего прекраснее открытой детской улыбки.
Хормейстер, выполняя роль педагога по сценической речи, должен научить детей внимательно относиться к культуре слова вообще и к законам произношения его, в частности. Образцом правильного произношения считается «московская сценическая речь», являющаяся, по выражению Е.Саричевой, «разговорной литературной речью Москвы», синтезом наиболее ценных элементов основных русских говоров.
Чтобы предотвратить наиболее часто встречающиеся ошибки в произношении у детей, необходимо помнить правила. Приведём лишь некоторые из них. (Подробнее о правилах произношения можно прочесть в книге К.П.Виноградова «Работа над дикцией в хоре»).
Важнейшей задачей в работе над текстом является нахождение логических центров, ударных слов. Слово, несущее на себе логическое ударение, может быть иногда произнесено и тише других, но сосредоточие мысли на нём делает его логически ударным. В хоре это сделать трудно. Достижение этого требует упорной и кропотливой работы, как со стороны руководителя, так и со стороны всего хорового коллектива.
Для выявления логически литературного текста в пении решающую роль играет мелодия. Но не всегда логические ударения в литературном тексте совпадают с кульминационными «вершинами» в мелодии, что создаёт трудности для исполнения. Хормейстеру необходимо чутко и тактично. разобраться в этом при анализе партитуры.
Очень часто в хоре дети поют отдельно каждое слово, не связывая их одним смыслом. Выразительное же прочтение того же стихотворного текста помогает детскому сознанию охватить мысль целиком. Это происходит потому, что в речи слова по времени стоят близко друг от друга, а в пении, особенно в медленном темпе, значительно дальше. Поэтому умение подчеркнуть главные и второстепенные ударные слова в пении имеет особенно большое значение.
В заключении хочется отметить, что работа над музыкально-литературной композицией, представляющей синтез художественного слова и хорового пения, - это процесс трудоёмкий, но очень интересный и увлекательный. Эта работа не только обогащает репертуар хора, не только помогает приобретению новых знаний, умений и навыков, не только раскрывает различные способности детей, но и способствует созданию творческой атмосферы в работе хора, сплочению коллектива.