Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе по теме « Неуставные взаимоотношения в армии»
Submitted by Игорь Николаевич Ночевка on Tue, 09/06/2015 - 13:53
Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе
по теме « Неуставные взаимоотношения в армии»
Цели урока:
1. Создать условия для формирования у учащихся объективного мнения о военной службе, помочь юношам подготовиться к жизни в воинском мужском коллективе и дать рекомендации будущим воинам, как вести себя в условиях «дедовщины».
3. Развивать информационные, коммуникативные, учебно-познавательные компетентности.
4.Воспытывать моральные качества будущих защитников Отечества.
Используемая технология: технология педагогических Мастерских Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
1.ОРГМОМЕНТ.
Сегодня урок ОБЖ мы проведем с вами вместе и я надеюсь, что взаимопонимание, взаимопомощь и взаимовыручка- качества, характерные для настоящей мужской дружбы помогут нам . Я верю в вас, и надеюсь, что все у нас получится
2. МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП.
Проблема, о которой мы будем говорить на уроке, очень актуальна, с ней, к сожалению, сталкиваются практически все военнослужащие, она часто обсуждается в средствах массовой информации, но зачастую рассматривается необъективно. Эта проблема одна их основных , вызывающих негативное отношение общественности и призывников к армии.
( просмотр фрагмента из к/с « Солдаты-1» с помощью мультимедийного проектора)
3.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Итак, как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем обсуждать?
( формулируют: « неуставные отношения», «дедовщина»)
Верно, сегодня мы посвятим свой урок теме « Неуставные отношения в армии» ( Слайд №1 презентации) (записывают тему в тетрадь)
Слайд №2 « Сегодня на уроке мы…(цели)»
Мы вместе постараемся рассмотреть основные причины возникновения неуставных отношений, их типы, сформировать объективное мнение о военной службе, доказать, что дисциплина и порядок в армии зависят в том числе от личных качеств военнослужащих, убедиться в необходимости воспитания в себе этих качеств будущим защитникам Отечества.
Технологические этапы
Действия учителя
Действия учащихся
1. «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Пусть каждый из вас запишет слова, которые ассоциируются у него с темой урока
Вам отводится на эту работу 1 минута Слайд №3
Записывают в тетради слова и вопросы
2. «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Запишите все, что Вы знаете о проблеме « Неуставных отношений» Можно выполнить таблицу, схему, рисунок и т.д) Время- 2 минуты Слайд №4
Записывают все, что знают о проблеме
3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов.
- «Поменяйтесь, пожалуйста ,тетрадями и посмотрите, что получилось у вашего одноклассника. Обсудите вместе эту проблему. Постарайтесь ответить на вопрос:
» Власть формальная и неформальная в армии» Как вы ее понимаете и оцениваете?
(3 мин) Слайд №5
- Работают в парах по заданию учителя.
4.«Социолизация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )
А теперь можно объединиться в группу. Поделитесь полученными результатами.
Я предлагаю вам выполнить творческое задание и защитить его.
Можно работать в паре или индивидуально Для работы вы можете использовать компьютер или выполнять задание на месте. Вам предложены источники информации.
(В зависимости от выбора вида деятельности уч-ся предлагаются задания).
1.Если вы выбираете работу на месте, то постарайтесь заполнить схемы и таблицы по теме « Типы и причины возникновения неуставных отношений в армии».
2.Если вы предпочли работу за компьютером, то по предложенным заготовкам , подготовьте слайды «Жизнь по Уставу и без него».
Через 7 минут вы познакомите нас с результатами своего труда.
Постарайтесь при защите ваших работ высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему? Слайд №7
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
Работают с источниками информации.
Выполняют дополнительные задания.
5. «Афиширование»
работ учеников в классе, ознакомление с ними
Настало время вам представить результаты работы на всеобщее обсуждение. На представление результатов вам отводится 1-2 минуты . Если у кого то из юношей возникло иное мнение, то он может его высказать в конце обсуждения.
Слайд №8
Представляют результаты работы группы.
-показывают слайды ( и др. выполненные работы)
6. «Разрыв» – внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому
Итак, ваша позиция нам понятна, мы рассмотрели причины возникновения неуставных отношений и пути их предупреждения. Давайте постараемся вместе сделать выводы и устранить противоречия.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ (проецируется с помощью мультимедийного проектора):
Слайд №9 «Неуставные отношения»
Слайд №10 « Типы неуставных отношений»
Слайд №11 « Ошибочно мнение о том, что…»
Слайд №12 « Как избежать неуставных отношений»
Слайд №13 «Как противостоять неуставным отношениям»
Осознают возникшие познавательные противоречия.
Закрепляют и применяют полученные знания.
7. «Рефлексия»
Мы сегодня впервые встретились с вами на уроке. Мне интересно было бы узнать ваше отношение к уроку, те чувства, которые он у вас вызвал.
Предлагаю вам продолжить мою фразу:
« Урок помог мне осознать…»
« Сегодня я убедился в том, что… «До урока я думал о том, что…, после урока…»
« На уроке мне было …, потому что…»
« Я думаю, чтобы избежать неуставных отношений, нужно …»
« Идя на урок, я испытывал…, а после урока…».
Мне очень хотелось, чтобы наше общение доставило взаимное удовлетворение. Слайд№14
Я надеюсь , что наш урок помог вам не только осознать проблему неуставных отношений в армии , изучить ее для того, чтобы уметь в случае необходимости противостоять, убедиться в том, что необходимо работать над собой, развивать навык владения собой и ситуацией, но и заставил вас еще раз задуматься над тем, что Родина у человека, как и мать, одна, ее не выбирают, но сыновий долг - защищать ее и беречь.
8.Домашнеее задание
Мне приятно убедиться в том, что урок заставил вас задуматься . Предлагаю вам вернуться дома, в привычной обстановке к проблеме, поднятой сегодня на уроке. Постарайтесь оценить свои возможности по психологической совместимости со сверстниками, выяснить каких качеств вам не хватает, а над какими следует серьезно работать. Слайд №15
Слайд №16
«У нас у всех , есть один якорь, с которого , если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга»,- писал великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Воинский долг для мужчины- это служить честно и достойно, чувствовать себя причастным к великому делу-защите родной земли. Только в единстве наша сила, в дружбе и товариществе, в самопожертвовании- качестве, присущем русскому воину. Неуставные отношения не характерны для большинства частей и подразделений, и я , надеюсь, что они будут искоренены. Это будет зависеть в первую очередь и от вас- будущих защитников земли русской. Вспомните, о достойных защитниках Отечества, о наших славных земляках ….. .
( Слайд №17)Белгородчина горда своими сыновьями! Дорожите славными традициями предков, донесите их до потомков и тогда, оглянувшись назад вы с гордостью сможете сказать: « Я выполнил сыновний долг перед Родиной достойно!»