Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями. Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Submitted by Галина Михайловна Кошелева on пн, 08/06/2015 - 21:12
Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями.
Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Цели и задачи урока:
- обобщение знаний после изучения комедии Грибоедова «Горе от ума»
- выявление актуальности, современности комедии
- приобщение к эпохе, языку великого автора.
Оборудование: портрет, иллюстрации, альбом, презентация.
Эпиграфы на доске:
«Горе от ума» остаётся одной из самых любимых книг.
Н.Г.Чернышевский.
Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа.
В.Г.Белинский.
Ход урока.
Оргмомент.
Урок проводится в форме творческой встречи актёров со зрителями. За столиками с табличками «Режиссёр», «Критик», «Актёры» садятся ребята. Ведущий встречи – учитель.
Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня здесь собрались те, кто любит русскую литературу, любит театр. Мы проведём встречу зрителей с творческой группой театра.
Основная часть.
Театр ставит пьесы по произведениям русских драматургов, в том числе и комедию «Горе от ума». Актёры поделятся своими мыслями о комедии, а зрители могут задавать вопросы нашим гостям. На наше приглашение откликнулись режиссёр театра, критик, актёры.
Давайте вначале мы предоставим слово режиссёру театра и попросим его рассказать, почему коллектив театра выбрал именно эту пьесу, ведь она была написана в 20-е годы 19 века. (Выступление режиссёра).
Ведущий. Хотелось бы немного подробнее узнать об авторе, о времени, когда жил и творил поэт, о создании комедии.
Сообщение ученика. В самом деле, чем ближе вглядываемся мы в образ Грибоедова, чем глубже вдумываемся в смысл написанного им, тем более ощущаем кипение и жар его могучей творческой страсти, тем очевиднее становится драматизм его человеческой и писательской судьбы.
Вначале, как будто, ничто не предвещало трагедии. Молодость Грибоедова - безоблачна: веселая "допожарная" дворянская Москва, благополучный, устоявшийся быт родовитой семьи, необыкновенно раннее умственное развитие. Грибоедов "учился страстно"; одиннадцатилетним мальчиком он стал студентом Московского университета и за шесть с половиною лет прошел курс трех факультетов. Потом - 1812 год, патриотическое воодушевление, военная служба, Литва, офицерская среда, литературные безделки - корреспонденция об офицерском празднике, вполне "домашние" стишки. Еще позже - отставка, Петербург, театральные увлечения, французские водевили, "веселая и разгульная жизнь" .
Но только ли таким входит Грибоедов в жизнь и в литературу? Вовсе нет. Это - сложный, противоречивый характер. "Участь умных людей, мой милый, бо'льшую часть жизни своей проводить с дураками, и какая их бездна у нас!" - жалуется он тому же приятелю. "В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему".
Вскоре представился случай "проститься с Петербургом и с праздной рассеянностью". В годы, проведенные на Востоке, сложилось мировоззрение Грибоедова, расширился его идейный кругозор и обогатился житейский опыт. "Секретарь бродящей миссии", "напитанный древними сказаньями", он жадно вбирал в себя впечатления открывшегося перед ним иного культурного мира. Путевые дневники Грибоедова рекомендуют его, как пытливого исследователя, историка, этнографа и лингвиста. Приятель Грибоедова сообщает: "Он трудился беспрестанно над изучением предметов важных. Правоведение, философия. история, политические и финансовые науки составляли его всегдашнее упражнение". Грибоедову были доступны все высоты мировой культуры. Следы громадной учености видны в его разрозненных заметках. Он, конечно, был одним из образованнейших русских людей своего времени.
Примерно к 1825 г. окончательно сформировался и характер Грибоедова, - характер глубоко оригинальный, деятельный, волевой, резко выраженный во всех своих чертах. Вскоре пришла к нему слава - дипломатическая и писательская. Однако полномочный посол и знаменитый автор менее всего склонен был считать себя баловнем судьбы. Достаточно пересмотреть письма Грибоедова, чтобы убедиться в том, насколько тяготился он службой и сомневался в возможности применить на деле свои знания и творческие силы. Ему душно и тошно в "трясинном государстве", где "холод до костей проникает". Для себя он не видит впереди ничего светлого: "Нынче день моего рождения, что же я? На полпути моей жизни, скоро буду стар и глуп, как все мои благородные современники". Служба? Но - "в обыкновенные времена никуда не гожусь: и не моя вина; люди мелки, дела их глупы, душа черствеет, рассудок затмевается и нравственность гибнет без пользы ближнему. Я рожден для другого поприща..." Литература? Но - "вчера я обедал со всею сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам, но вместе с этим сытость от их дурачества, их сплетен, их мишурных талантов и мелких душишек"; "грошевые их одобрения, ничтожная славишка в их кругу не могут меня утешить".
Остается творчество, независимость художника, свободное и гордое служение "искусствам творческим, высоким и прекрасным", чтобы создать собственный мир идей и образов, мир чистый, благородный и нравственный. Но тут вступают в дело мучительные сомнения в своих творческих силах и возможностях. "Меня слишком лениво посещает вдохновение... "Ничего не написал. Не знаю, не слишком ли я от себя требую? умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. " Это говорилось Грибоедовым уже в ту нору, когда было создано "Горе от ума", обессмертившее его имя.
И, как итог всех этих грустных ламентаций о своей судьбе, - подлинный вопль отчаянья: "Буду ли я когда-нибудь независим от людей? …Поэзия!! Люблю ее без памяти, страстно, но... кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов".Это - замечательная по своей отчетливости автохарактеристика.
Человек гениальных дарований, громадного ума, энциклопедического образования, не только первоклассный поэт, но и блестящий дипломат, удивлявший современников своими "государственными способностями", по их же наблюдениям, заменявший в Иране двадцатитысячную армию, - Грибоедов погиб тридцати четырех лет, не совершив, быть может, и десятой доли того, что совершить было в его силах.
Ведущий. Да, в расцвете сил погиб талантливый поэт. До столицы весть о трагической гибели Грибоедова докатилась только через полтора месяца. Вяземский писал: Я был сильно поражён ужасным жребием несчастного Грибоедова. Давно ли видел я его в Петербурге блестящим счастливцем, давно ли завидовал ему, что едет посланником в прсию, в чудесный край восточных сказок. Как судьба играет нами и как люто иногда! Я так себе живо представляю пылкого Грибоедова, защищающегося от иступлённых убийц. И тут что-то есть похожее на сказочный бред, но бред ужасный и тягостный».
Где он? Где друг? Кого спросить?
Где дух? Где прах? В краю далёком!
О, дайте горьких слёз потоком
Его могилу оросить,
Согреть её моим дыханьем,-
Грустил в далёкой Сибири друг Грибоедова декабрист А.Одоевский. А на памятнике жена Грибоедова Н.А.Чавчавадзе написала: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Вопрос из зала: Мой вопрос к критику. Хотелось бы узнать, как отнеслась цензура, критика тех лет к комедии Грибоедова, как восприняло её русское общество того времени.?
Критик. Когда Грибоедов закончил свою комедию, он начинает хлопотать об издании пьесы, но цензура не пропуска её ни в печать, ни на сцену – фамусовская Москва писала доносы в Петербург, называя книгу клеветой на Москву, а петербургские цензоры тоже прекрасно поняли общественно-политический смысл комедии, поэтому хлопоты Грибоедова не увенчались успехом. Однако всё же удалось напечатать часть пьесы: 4 явления 1 действия и весь 3 акт. Реакционный лагерь принял «Горе от ума» враждебно, но особый успех она имела в кругах декабристов. Блестящую и глубокую характеристику комедии дал Пушкин. По его мнению, цель комедии – «характеры и резкая критика нравов». Поэт отмечал самостоятельность и драматическое новаторство Грибоедова. А для декабристов комедия явилась художественным обобщением его собственных идей и чувств. В альманахе «Полярная звезда» критик Бестужев отзывается о комедии как о литературном чуде, неслыханном со времени «Недоросля» Фонвизина. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды их политических идей. На квартире декабриста Одоевского и в других местах комедия переписывалась под диктовку и распространялась среди молодёжи. Так Грибоедов, автор комедии, стал выдающимся деятелем дворянского революционного движения. Вопросы, поставленные в комедии, отвечали духу времени.
Ведущий. Друзья, может быть, ещё вы что-то читали, знаете об этом? Выскажитесь, пожалуйста.
Зритель из зала о статье Гончарова «Мильон терзаний»
Ведущий. Да, язык комедии очень выразителен, речь живая. А какие выражения, крылатые слова из комедии вам запомнились?
Зрители. Злые языки страшнее пистолета.
Молчалины блаженствуют на свете.
Счастливые часов не наблюдают.
И дым Отечества нам сладок и печален.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Свежо предание, а верится с трудом.
Где лучше? Где нас нет.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Дома новы, но предрассудки стары.
Ведущий. Какие вопросы вы бы хотели задать актёрам, играющим главные роли? Что вас интересует? Что бы вы хотели услышать?
Вопрос из зала. Мой вопрос к актрисе, играющей Софью. Расскажите о характере вашей героини. Что она из себя представляет?
Рассказ о Софье.
СОФЬЯ — героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» (Ю.Н.Тынянов), которая разворачивается на бурном общественном, политическом фоне русской жизни начала 20-х годов XIX»Шв. С. распускает слух о сумасшествии Чацкого, «рядит его в шуты» и побеждает в той борьбе, которая происходит между ними. Но победа ее мнима. Темы «обмана» и «горя» касаются не только Чацкого, но и С. «Горе» С. связано с ошибкой внутреннего зрения, с неудачным выбором «героя романа». С. платит за «коварство» Молчалина и собственную нравственную неразборчивость глубоким унижением и одиночеством («А горе ждет из-за угла…»). Взаимоотношения Чацкого и С. совсем непросты. Независимо от желания С., ее интерес к Чацкому не гаснет; он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого. Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды С. на прочность ее отношений с Молчаливым. Тема возникает в сцене воспоминаний о Чацком в ответ на упреки Лизы: «Я очень ветрено, быть может, поступила // И знаю, и винюсь, но где же изменила? Кому?» Ход сюжета на тысячи ладов повторит мотив «измены», десятки раз поставит вопрос «Кому?». Чацкому не надо совершать никаких поступков, уже само постоянное присутствие его в доме Фамусовых делает проблематичным то «скромное» обаяние Молчалина, которое С. так высоко ценит. Не страх разоблачения ее романа Фамусовым, а ужас перед вероятным разоблачением «идеала» толкает С. защищать достоинства Молчалина от каждого, кто посягнет их оспорить, особенно если это Чацкий. Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит С., та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Но в коллизию вмешивается случай. Он дает С. шанс уничтожить Чацкого в глазах общества, обрядить его в шуты («А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?»). Инициатива С. подхвачена всеми «московскими» родственниками, знакомыми, друзьями, и сплетня приобретает вес «общественного мнения»: «Не я сказал, — другие говорят». Этому «бесенку в юбке» (Блок) остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчаливым, случайно является не вовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает. Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство». Истолкование С. на театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно — лирико-психологическое (С. любит Чацкого, но сама того не понимает) — сложилось уже в первых постановках пьесы. В таком рисунке С. играли актрисы XIX века от М.Д.Лыювой-Синецкой (1830) до М.Н.Ермоловой (1874). Другое — обличительное (С. — дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ (1925), где С. исполняла А.О.Степанова. Особняком стоят С. — М.Н.Германовой (МХТ 1906), С. — З.Н.Райх (ТИМ 1928), сломавших стереотипы и сыгравших одна — «чайную розу» (В.И.Немирович-Данченко), другая — сложное «переплетение своенравных чувств» (П.А.Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С. — Т.В.Дорониной в спектакле Г.А.Товстоногова (БДТ, 1962). Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства: женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.
Вопрос из зала. Товарищ режиссёр, а что могли бы нам показать сейчас актёры?
Режиссёр. Мы сейчас покажем вам сцену второй встречи Чацкого с Фамусовым после приезда Чацкого из-за границы. Это столкновение двух разных взглядов на жизнь, столкновение «века нынешнего и века минувшего». (Учащиеся проигрывают сцену из 2 действия).
Ведущий. Мы прослушали монологи двух представителей – «века нынешнего и века минувшего». А кто помнит, что прославляет Фамусов в 1 своём монологе?
Зритель. Фамусов славит устойчивый московский быт со зваными обедами, с житейскими делами и заботами. Еда была в московских домах знати главнейшим обрядом. Вот, например, как об этом писали в книге Фомичёва о меню на званых обедах.
Ведущий. В ответ на реплику Чацкого Фамусов рисует идиллистическую картину столь милого ему века Екатерины. Чему же он учит Чацкого?
Вопрос из зала. Расскажите о вашей работе над ролью Чацкого. Что это за герой?
Рассказ актёра о Чацком.
Главный герой комедии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сыном умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и воспитывался в доме Ф. Чацкий с нежностью вспоминает о детс тве,проведенном вместе с Софьей,в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем,что он покинул их дом,где ему было скучно,редко у них бывал,затем опять "прикинулся влюблен ным,взыскательным и огорченным",а потом поехал"ума искать".Сам Чацкий говорил,что "хотел объехать целый свет,но не объехал сотой доли".Чацкий был на военной службе,вероятно,с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему,что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о связи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
Не служит,то есть в том он пользы не находит,
Но захоти-так был бы деловой.
Жаль,очень жаль,он малый с головой,
И славно пишет,переводит.
После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность,поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тогда,когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумасшествием.В ответ на это Софья замечает:"Вот нехотя с ума свела!".Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого,придающая движение всему сюжету,углубляет и осложняет общественную его драму,способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется,против чего выступает Чацкий,каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву,жестокости помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской морали косности,к идеалам "века минувшего","невежеству".
Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому человеку,службу делу,а не лицам,свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности,процветание науки и искусства,уважение к национальному языку и культуре,к просвеще нию.Смысл жизни он видит в служении народу,Родине.
Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о "Нес торе негодяев знатных",обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые "не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели",о тех,"чья чаще гнулась шея".
Он презирает людей,готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
Он клеймит "век минувший":"Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи саться в полк шутов".Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать,жить в деревне,"вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным".Стремление Чацкого "служить",а не "прислуживаться",слу жить "делу" а не "лицам",его "связь с министрами" и дальней ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным,просветитель ским путем.
Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко го ,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов,когда они считали,что много можно добиться словом,и ограничива лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль "страдательная":в одно и тоже время он и "передовой воин","застрельщик",и при этом он "всегда жертва". "Чацкий сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей",- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.
Вопрос из зала. Каково ваше представление о Фамусове, о его жизни?
Актёр рассказывает о Фамусове.
Фамусов- одно из главных действующих лиц комедии,представи тель лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте.Он известный человек в кругу московского барства.Об этом говорит его фамилия(фама- с греческого"молва").Грибоедов подчеркивает,что Ф.боится молвы.При переводе с латыни фамилия Фамусов означает -"известный","пользующийся славой".Он,по-видимому,принадлежит к представителям знатных дворянских семей.Его дядя,Максим Петрович,играл при дворе Екатерины II огромную роль.Его "домашние друзья"- князья Тугоуховские,преуспевающий "не нынче-завтра генерал"Скалозуб.
Ф.- вдовец,любит дочь,заботится о ней,считает,что для ее воспитания сделал все.Он подыскивает для Софьи подходящего жениха,хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Ф. хвастается,что "монашеским известен поведеньем",однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни,когда должна родить докторша-вдова.Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян,известен гостеприимством,жизнью на широкую ногу.
Он поклонник старины,восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II.Ф.- сторонник крепостных порядков.Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым.В крепостных он не видит людей,не считается с их человеческим достоинством.Ругает их,не стесняясь в выражениях,называет "ослами","чурбанами","фомками","фильками",не считаясь,с их возрастом.Лизе он угрожает отправкой в деревню:"Изволька в избу,маршь за птицами ходить".Будучи помещиком Ф.,однако,живет в деревне,в имении,а не в Москве и занимает видное положение на службе.Служба для него только средство для получения наград,чинов и денег.Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю,живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях("... и будь не я,коптел бы в Твери...").Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг.Он самодовольно хвастается:
А у меня,что дело,что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано,так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками,считая достойной похвалы такую заботу о родне.Он с гордостью говорит,что при нем "служащие чужие очень редки;все больше сестрины,своячиницы детки",один Молчалин ему не свой,а потому как "деловой":
Как станешь представлять к крестишку ли ,к местечку,
Ну как не порадеть родному человечьку!
Самое важное для Ф.-чиновника- это умение обойтись с вышестоящими людьми,вовремя угодить им и таким образом выслужиться.Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим Екатериненского времени.Тогда,по выражению,Чацкого,"не на войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалея".Максим Петрович был важным вельможей,"на золоте едал,езжал-то вечно цугом","когда же надо выслужиться,и он сгибался вперегиб."Таким путем он приобрел вес,"выводил в чины" и пенсии давал".Ф. восхищается и Кузьмой Петровичем,который был камергером "с ключом и сыну ключь умел доставить,богат и на богатой был женат".Таким людям Ф. стремится подражать.Их способ получения чинов и денег считает самым верным.Ф. по-московски гостеприимен,он охотно принимает гостей,любит поиграть в карты,посплетничать.В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.Говорит,что первый догадался о сумасшествии Чацкого,считает,что болезнь Чацкий унаследовал от матери,сходившей с ума 8 раз.Однако основной причиной этого Ф. считает учение-науку.О книгах он отзывается с неприязнью:
"Ученье-вот чума,ученость-вот причина,
Что нынче пуще,чем когда,
Безумных развелось людей,и дел,и мнений."
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет!Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Ф.подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды,с французами-гувернерами.Он ворчит:А все Кузнецкий мост,и вечные французы,оттуда мода к нам,и авторы,и музы:губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:
"Мать умерла:умел я принанять
В мадам Розье вторую мать."
Учителей которых нанимали для обучения детей "числом по более,ценою подешевле",Ф.называет "побродягами".Он считает,что дело не в учителях и "не в мадаме сила",детей надо воспитывать в духе подражания старшим."Учились бы на старших глядя", - поучает он Чацкого.А дочери внушает:"Не надобно иного образца,когда в глазах пример отца".
Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением.С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба,который"набрался каких-то новых правил":"чин следовал ему- он службу вдруг оставил,уехал в деревню и занялся чтением книг.Чацкого он называет "карбонари",опасным человеком".Причины его возмущения ясны:Чацкий высказывается против того строя,тех порядков,которые являются для Ф. основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова,который является антиподом Чацкого.
Ведущий. Давайте подумаем. А всё же кто Чацкий: победитель или побеждённый?
Дискуссия о Чацком зрителей и актёров.
Главная роль в комедии “Горе от ума”, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?
Фамусов говорит о Чацком: “Он славно пишет, переводит”. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся — нетрудно догадаться почему.
“Служить бы рад, — прислуживаться тошно!” — намекает он сам.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.
Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин — полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. А.С. Пушкин писал: “Между мастерскими чертами этой прелестной комедии —недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину — прелестна! — и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия...”
Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “Горе от ума”, прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал “нового человека”. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.
Ведущий. Прав ли Чацкий? Грибоедов показал, что, конечно, прав. Он верно оценивает жизнь, людей, события, борется со всем гнусным, бесчеловечным в этой жизни. Чацкий представляет в московском обществе его лучшую, передовую часть, высказывает идеи передовых людей своего времени. Чацкий потерял любимую девушку, он не одержал видимой победы над врагом, ему приходится идти «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Но не жалость зрителя и читателя вызывает это герой, а восхищение. Мужество и твёрдость в борьбе с толпой его мучителей – подвиг гордого одиночки, принявшего на себя все удары судьбы.
Ведущий. А как вы думаете, эта комедия современна? Можно ли говорить о её актуальности в наши дни?
Выступления учащихся.
Комедия «Горе от ума», написанная А.С. Грибоедовым в начале века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение,мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии не случайно стали нарицательными. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства в XIX века. А бюрократия. Бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главные цели их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которым вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство.
Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает наша история. Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жесткости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам « века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. И эти идеи Чацкого очень актуальны в наше время. Сейчас мы активно перенимаем черты Запада: образование, культура, форма правления, поведение. Мы без уважения относимся к нашей культуре, образованию, языку. Россия самобытна,и в этом ее уникальность. А нас хотят подогнать под западные рамки. Рамки, которые поработят нас, уничтожат.
Все герои не одно линейны, состоят не из одних пороков или одних добродетелей, а являются сложными, противоречивыми, динамичными персонажами, проявляющими на протяжении драматургического действия разные черты. Создание сложных характеров, носящих общечеловеческие черты и обладающих индивидуальной выразительностью, самобытностью, делает комедию актуальной на все времена.
Гончаров в своей статье « Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», - что оно « все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Мы полностью разделяем его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен.
Ведущий. Ещё в 70-е годы 19 века критик Гончаров писал: «Пока будут существовать стремления к почестям, пока будут водиться мастера и охотники угодничать, до тех пор будут мелькать в современном обществе черты Фамусовых и Молчалиных». И он прав. Ведь кто такой Молчалин в жизни, какие его жизненные принципы, характерные черты? Давайте попросим актёра, играющего Молчалина, рассказать нам о нём.
Рассказ актёра о Молчалине.
А.С.Молчалин - секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением."Вот он на цыпочках и небогат словами",-говорит Чацкий.Молчалин на вид скромный молодой человек.Он играет на флейте,любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой,уступчивостью,кротостью.Она не понимает,что все это маска,которая служит М-ну для достижения жизненной программы.
Цель жизни М-на блестящая карьера,чины,богатство.Высшее счастье он видит в том,чтобы "и награжденья брать и весело пожить".Для этого он выбрал самый верный путь:лесть,угодничество.Если Если Максим Петрович - тип подхалима предшествующей эпохи,то Молчалин - угодник нового времени,действующий более тонко и не менее успешно."Он дойдет до степеней известных,ведь нынче любят бессловесных",- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает,как ему надо себя вести,и определяет свою тактику:
Во-первых,угождать всем людям без изъятья -
Хозяину,где доведется жить,
Начальнику,с кем буду я служить,
Слуге его,который чистит платья,
Швейцару,дворнику,для избежанья зла,
Собаке дворника,чтоб ласкова была.
Молчалин трепещет перед Фамусовым,говорит учтиво,прибавляя "с":"с бумагами-с". Он заискивает перед влиятельной Хлестовой.Заботливо составляет ей партию для игры в карты,восторгаясь ее собакой:
Ваш шпиц - прелестный шпиц,не более наперстка,
Я гладил все его- как шелковая шерстка.
Он добивается цели: Хлестова называет его "мой дружок"и"мой родной".
С Софьей он держится почтительно,прикидываясь влюбленным,ухаживает за ней не потому,что она ему нравится,а потому,что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере.Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе,что любит Софью "по должности".Молчалин говорит,что в его лета не должно сметь свое суждение иметь".И он объявляет почему:
Ведь надобно зависеть от других,
В чинах мы небольших.
Низкопоклонство и угодничество вышестоящим- вот жизненный принцип Молчалина,уже приносящий ему известный успех.
"С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил",-говорит он Чацкому,прибавляя,что у него есть два таланта:"умеренность и аккуратность". Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой.Думая,что расположение Лизы легко купить,он обещает подарить ей "туалет прехитрой работы".В решительный момент,когда Софья прерывает его объятья с Лизой,Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, что испугался за свою карьеру.Когда же появляется Чацкий,окончательно струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает негодование Чацкого. "Молчалины блаженствуют на свете!"- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником "мильона терзаний" умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи.
Ведущий. Как вы считаете, а такие люди, как Молчалин, встречаются в нашей жизни?
Ответы зрителей.
Ведущий. Люди, подобные Молчалину, опасны для общества, для дела. Они приспосабливаются к жизни, угождают, думают одно, а говорят другое, делают третье.
Ведущий. А какое значение имела эта комедия и имеет для нас?
Итог урока.
Сообщение о значении комедии.
Хоть есть охотники поподличить везде,
Да нынче смех страшит
И держит стыд в узде.
А. Грибоедов
Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.
Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.
Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.
Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.
На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.
В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.
Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”
Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.
Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:
С такими чувствами, с такой душой Любим!
Обманщица, смеялась надо мной!
В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?..
...Вот я пожертвован кому!
Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.
Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.
В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. Зрителями и актёрами были высказаны интересные мысли. Мы пришли к выводу, что бессмертная комедия Грибоедова ставит очень острые вопросы жизни для каждого поколения. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен нам, современному читателю и зрителю, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного, подлого. Борьба нового со старым и есть закон нашей жизни, и Грибоедов – наш союзник в этой борьбе. Но не только беспощадный смех Грибоедова-обличителя дорог нам, но и его глубокая вера в будущее России. Он обличал Фамусовых и Молчалиных во имя лучшего будущего народа, ему виделся образ новой России, представителем которой выступил Чацкий. Мы тоже хотим верить в будущее России.
Надеюсь, встреча не прошла даром. Мы благодарим всех, кто принял участие в этой встрече, и надеемся, что после этой творческой встречи мы немножко по-другому взглянем ещё раз и на нашу жизнь, на окружающих нас людей, на себя.