Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство"
Submitted by Майя Валерьевна Тувыкина on пн, 08/06/2015 - 12:16
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Гелиос»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДЮЦ «Гелиос»
__________ Слуцкая О.Н.
«___» ____________ 20__ г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(ОРИГАМИ)
педагог Тувыкина М.В.
г. Ковров
2010 г.
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании личности человека. Чувство прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность, радость от осознания красоты - всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его внутренний мир.
Современному обществу характерны ускоренный ритм жизни, огромный поток информации в том числе и негативной и, вследствие чего у людей и особенно у детей, отмечается чрезмерное внутренне напряжение, конфликтность, которые развивают у ребенка чувство нервозности, неуверенности и незащищенности. Все это снижает самооценку, подавляет самостоятельность мышления и фантазию, стремление к самореализации. К тому же современное общее образование односторонне рационализировано и направлено практически на развитие интеллекта, на знание языков, усвоение информационных технологий, что в конечном результате заглушает лучшие проявления человеческой души. А приобщение к искусству - одно из условий ее сохранения.
Поэтому так актуально как можно раньше начинать знакомить детей с миром искусства.
Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир, приучает наблюдать и анализировать, развивает зрительную память, пространственное мышление. Этому способствуют разные виды работ, используемых на занятиях в объединении: работа с натуры, по памяти и наблюдению, композиционная и декоративная работа.
Знакомство с произведениями художников, их творческим наследием, посещение выставок и музеев, помогает расширить представления детей об этом виде искусства, способствует формированию эстетического вкуса. На занятиях в объединении дети обучаются не только техническим приёмам, но и сознательному использованию изобразительных и выразительных средств в самостоятельной художественной деятельности, приобщаются к творчеству. Такая работа наиболее значима с детьми младшего возраста, которые находятся в сенситивном периоде и особенно восприимчивыми для художественного развития.
Процесс обучения в старшей группе строится на основе органичного сочетания духовно-творческого и художественного развития. Погружаясь в атмосферу искусства, подросток испытывает на себе его облагораживающее действие. Продвигаясь в процессе собственного творчества от этапа к этапу, реализуя свой художественный замысел, подросток заново открывает для себя широкий спектр возможностей художника. Предлагаемая программа призвана приобщать детей и подростков к удивительному и многогранному миру изобразительного искусства, развивать не только творческие способности, дарованные природой, но и формировать эмоционально – нравственную сферу ребенка, способность отзываться душой на различные явления жизни. Данная программа призвана помочь каждому ребёнку разбудить в себе творческие способности, открыть сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом мире.
Тип программы модифицированная.
За основу принята типовая программа Рисунок и живопись для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденная Министерством образования СССР, (Москва, Просвещение, 1978 г)
Цель программы: создание условий для приобщения детей к изобразительной деятельности, развитию самостоятельной и мировой художественной культуре, содействие художественной деятельности ребенка.
Задачи:
Обучающие
Обучение детей последовательной деятельности в процессе создания художественного образа. Расширение кругозора детей через знакомство с различными видами изобразительного искусства и их жанрами, творческим наследием русских и зарубежных художников.
Развиваюшие
Развитие изобразительных и творческих способностей, сенсорики, наблюдательности, памяти и воображения, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.
Формирование общей культуры, коммуникативных навыков, организационно-волевых качеств: терпению, воли, самоконтролю.
Воспитательные
Воспитание внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг другу
Отличительные особенности программы
При построении занятий используется один из основных принципов методики художника-педагога Бориса Михайловича Неменского - принцип целостности и неспешности эмоционального освоения.
Отдельные темы, последовательность их преподавания взяты из программы «Изобразительное искусство и художественный труд » для 1-5 классов , разработанной под руководством и редакцией народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского коллективом сотрудников Московского центра непрерывного художественного образования . Основные разделы программы.
1 год обучения
Цветоведение.
Рисование и живопись отдельных предметов.
Композиция на темы.
Декоративные и прикладные работы.
Лепка.
Экскурсии.
Оформление выставок.
Подведение итогов года.
2 год обучения.
Работа с натуры.
Работа по наблюдению (по памяти), работа над тематической композицией.
Декоративная работа.
Лепка.
Знакомство с искусством.
Оформление выставок, подведение итогов учебной работы.
3 год обучения.
Рисунок.
Живопись.
Композиция.
Декоративная работа.
Экскурсии, беседы.
Подведение итогов учебной работы.
4 год обучение.
Рисунок.
Живопись.
Композиция.
Декоративно-прикладное искусство.
Дизайн.
Архитектура.
Скульптура.
Экскурсии.
История искусства.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Возраст детей, занятых в объединении от 6 до 13 лет. Численность детей в группе- 12 человек.
Режим занятий
Программа для 1 года обучения рассчитана на 108 часов (3 часа в неделю) – для детей от 6 до 7 лет
Программа для 2 года обучения рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю) для детей 8-9 лет.
Программа 3 года обучения рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю) для детей 9-11 лет.
Программа 4 года обучения рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю) для детей 11-13 лет.
Ожидаемые результаты и способы проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети должны знать:
1. Об основных терминах изобразительного искусства.
2. Характерные особенности жанров (портрет, пейзаж, натюрморт).
3. Особенности народного промысла
Должны уметь:
1. Использовать в работе приемы смешения красок.
2. Пользоваться основными приемами работы акварелью и гуашью.
3. Работать пастелью и восковыми мелками.
4. Строить орнамент.
К концу второго года обучения дети должны знать:
1. Основные отличия пропорций фигуры взрослого человека и ребенка.
2. Особенности народного промысла
3. Известных русских художников (Шишкин, Серов, Левитан).
Должны уметь:
1. Различать графические и живописные работы.
2. Пользоваться приемами работы акварелью, гуашью и пастелью.
3.Применять простейшие приемы передачи объема (свет, тень).
1. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторические и бытовые
картины.
2. Особенности видов народного творчества:
3. Законы перспективы.
Должны уметь:
1. Использовать приемы построение предметов.
2. Применять знание перспективы (воздушная и линейная).
3. Рисовать с натуры по памяти.
4. Пользоваться различными техниками исполнения.
5. Пользоваться нетрадиционными методами (набрызг, трафарет и т.д.)
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
1. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторические и бытовые картины.
2. Особенности видов народного творчества:
3. Законы перспективы.
Должны уметь:
1. Использовать приемы построение предметов.
2. Применять знание перспективы (воздушная и линейная).
3. Рисовать с натуры по памяти, выделение композиционного центра,
статика и динамика в композиции
4. Пользоваться различными техниками исполнения.
5. владеть нетрадиционными методами (набрызг, трафарет и т.д.)
Механизм оценки получаемых знаний.
Индивидуальная карта развития каждого ребёнка на учебный год:
Фамилия, имя ребёнка.
Тема (раздел программы)
Цветопись
Система отметок - цветопись.
- красный;
ребёнок работает самостоятельно, в быстром темпе, (режиме);
- Желтый
- /Ребёнок выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;/
Зелёный;
Выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;
Синий;
Постоянно обращается к помощи руководителя;
Фиолетовый;
Слабо справляется с заданиями. При проверке целесообразно содержание каждой
работы разбивать на ряд этапов.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Учебно-тематический план 1 год обучения (108 часов)
Задачи на первый год обучения.
Пробуждение интереса к изобразительному искусству и к деятельности
объединения.
Развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого воображения.
Формирование графических умений и навыков.
Знакомство с основами цветоведения.
Освоение основных приемов живописи.
Знакомство с характерными особенностями и техническими приемами
декоративной росписи.
Формирования умения передавать разнообразные движения и настроения
изображаемого образа.
Развитие мелкой моторики рук.
Освоение понятий форма и объем в лепке.
Тема, (раздел) занятия.
Теория
Практика
Всего
1.
Введение.
1
2
3
2.
Цветоведение.
1
3
4
3.
Рисование и живопись отдельных предметов.
4
20
24
- Изображение геометрических фигур, различных по форме и размеру.
1
2
3
Изображение фруктов, овощей.
3
3
- Изображение растений (цветов, листьев, деревьев и т.п. по наблюдению и с натуры).
3
3
- Рисование отдельных предметов быта, игрушек по памяти и с
натуры.
3
3
- Изображение различных видов транспорта по представлению и по памяти, по воображению.
1
2
3
- Изображение простейших архитектурных сооружений (различные виды и образы дома).
3
3
Изображение рыб, птиц, животных.
1
2
3
Изображение лица и фигуры человека.
1
2
3
4
Композиция на темы:
5
25
30
- Изображение различных составлений природы на тему: «Времена года».
1
5
6
- Выполнение однофигурной композиции на тему
«Портрет»
1
5
6
- Анималистическая композиция «Животные».
1
5
6
- Иллюстрации к былинам, сказкам.
1
2
3
Тема космоса. »Полёт космического корабля к другим планетам».
3
3
Натюрморт (с натуры и по представлению).
1
5
6
5.
Декоративные и прикладные работы.
3
18
21
Узор. Орнамент.
1
5
6
Декоративная роспись.
1
11
12
- Декоративные работы с использованием прикладного материала.
1
2
3
6.
Раздел: «Лепка».
2
7
9
Предметы простой формы.
3
3
Лепка животных.
1
2
3
Лепка фигуры человека в движении.
1
2
3
7.
Экскурсии.
8
8
8.
Оформление выставок.
1
5
6
Подведение итогов года.
3
3
Итого:
17
91
108
II Содержание программы 1-ого года обучения.
1. Введение.
Знакомство с детьми младшей возрастной группы. С задачами на учебный год, с планом
работы с обычаями и традициями объединения .
Материаловедение. Изучение правил техники безопасности. Инструктаж.
Практическая работа
Рисунок на свободную тему: «Что я умею рисовать?» (бумага, карандаш, фломастер, акварель).
II Цветоведение.
Изучение основ цветоведения:
Теория
Цветовая гамма. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.
Практика: Получение цветовой гаммы. Составление дополнительных цветов на базе основного цвета. Рисунок на основе холодного и теплого цветов.
Практическая работа «Какого цвета облака и тучи» «Разноцветные шары»
III Рисование и живопись отдельных предметов
Теория
Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
Изображение предметов плоской и объемной формы; последовательность изображения предмета.
Выявление основных внешних признаков и свойств предметов: форма, величина, соотношение размеров, конструкция, движение, цвет, освещенность, светотень, фактура, фон.
Выполнение работы с натуры.
Композиционное расположение на формате листа, сравнение изображения с натурой. Тематика рисунков:
Круг, овал, куб, конус, цилиндр.
Фрукты, овощи (проработка формы).
Яблоко на цветном фоне (акварель, гуашь), (натура).
Изображение осенних листьев, цветов, грибов (с натуры).
Рисунок по представлению: "Сказочный домик".
4. Композиция
Рисование на темы, выражение в работах своего понимания и оценки предметов, явлений окружающей действительности, содержание прочитанных литературных произведений - сказок, рассказов, стихотворений.
Развитие творческого воображения учащихся: выражение по памяти, по представлению простого сюжета, создание несложной композиции, добиваясь цветовой и линейной композиции.
Изучение построения сюжета, композиции.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства - пейзаж, портрет, натюрморт.
Закрепление полученных учащимися при рисовании с натуры умений передавать форму, пропорции, цвет предметов. Практическая работа: «Времена года»
5. Декоративные и прикладные работы.
Развитие творческих способностей, выработка у детей простейших умений и навыков, обучение «плоскотному» изображению; способствовать развитию эстетического вкуса.
Знакомство с изобразительными видами декора (сюжетное, символическое, орнамент).
Знакомство с видами орнамента (бесконечный, замкнутый, ленточный, сетчатый). Знакомство с полхов - майдановской росписью, выполнение отдельных элементов, несложной композиции.
Знакомство с цветочным узором в изделиях мастеров Городца; понятие об узоре, ритм, силуэт; формирование навыков и умений в рисовании кистью декоративных элементов.
Выполнение несложной росписи (композиции) на заданную тему (гуашь, кисть, деревянная поверхность). Практическая работа: «Орнамент»
«Полхов-Майдановская роспись» (Выполнение несложной композиции). «Городецкая роспись» - деревянная тарелочка. Работа выполняется по предварительно выполненному эскизу.
6. Лепка.
Ознакомление с различными приёмами лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, оглаживание).
Использование в лепке различных способов (конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный). Практическая работа: «Фрукты, овощи»
Экскурсии в местные краеведческие музеи, посещение выставок.
8. Оформление выставок.
Тематические выставки «Времена года», «Памятные даты».
9. Подведение итогов года.
Учебно-тематический план 2-й год обучения.
Задачи:Основные задачи (2-ой год обучения).
1. Научить учащихся внимательно рассматривать предметы и явления, анализируя
цветовую картину, соотношения и сочетания предметов по формам и цвету, их
пропорции, характер, конструкцию.
Овладевая элементами перспективы путём наблюдения, главной задачей является
усвоение представления о картине как воображаемой плоскости, расположенной
между глазом рисующего и объектом изображения.
В рисунке добиваться конструктивного, объёмного построения, используя
выразительности линии.
В живописных заданиях научить детей овладевать разнообразием цвета, различать
и передавать различные цветовые оттенки, изменения цвета поверхности
предметов в связи с их формой, освещением, состоянием среды.
Перед каждым длительным заданием делать эскиз (решить композицию, провести
анализ тонального и цветового решения).
Развивать композиционные способности: воображение, умение правильно и
выразительно скомпоновать изображение, выбрать точку зрения, формата картины,
а также получение представления о цельности изображения.
Решение задач цветовой и ритмической выразительности.
№
п/п
Тема (раздел) занятия.
Теор.
Прак.
Всего
1.
Работа с натуры.
Изображение растительных форм (живые и
засушенные листья, цветы, ветки).
1
4
5
Изображение чучела животного или птицы.
1
3
4
Выполнение несложного натюрморта из двух-трёх
предметов (кувшин и яблоко; чашка, крынка и булка и
т.п.) в цвете.
1
3
4
Знакомство с творчеством художника-анималиста.
Наброски животных карандашом и акварелью
(котёнок; хомячок в клетке; птица и т.п.).
1
4
5
Итого:
4
14
18
2.
Работа по наблюдению (и по памяти) и тематическая
композиция.
Работа по памяти на основе летних впечатлений на
тему «Воспоминание о лете» (выполняется сочинение
на эту тему).
1
3
4
- Работа по памяти (по наблюдению) на темы времён
года («Осень в парке», «Первый снег», «Весна в
городе» и т.п.).
1
10
11
- Сочинение на заданную тему с использованием
наблюдений:
3
12
15
а) темы из детской жизни: «В библиотеке», «На детской площадке»;
1
4
5
б) из жизни города или села: «У автобусной
остановки», «У газетного киоска», «Прибытие поезда» и т.п.,
1
4
5
в) бытовые темы.
1
4
5
- Композиция на историческую тему, на тему сказок,
былин, басен, песен. В работу входит разбор темы
(чтение литературного произведения, знакомство с
иллюстративным материалом (фотографии,
репродукции, подлинные исторические предметы в
музее или на выставке), разработка эскиза.
выполнение композиции.
3
15
18
Итого:
8
40
48
3.
Декоративная работа:
Сочинение декоративной композиции на тему
«Букет» (1/2 ватман, листа).
2
10
12
- Декоративная композиция на тему «Живой уголок»,
«Кружок авиамоделистов» и т.п.
2
5
7
Росписи шкатулок, посуды. Предварительное
выполнение эскизов с элементами данной росписи.
3
23
26
Итого:
7
38
45
4.
Лепка (из глины).
- Лепка человека: отдельные фигуры и простейшие
группы (две-три фигуры).
1
5
6
Лепка композиций с изображением людей и
животных (мальчик с собакой, человек и лошадь и т.п.)
1
7
8
Рельеф.
1
5
6
Итого:
3
17
20
5.
Знакомство с искусством.
- Экскурсии на выставки и в музеи (использовать
местные и краеведческие музеи, а также памятники
истории культуры, архитектуры).
5
5
Знакомство с творчеством художников (беседы о
художниках и произведениях живописи и графики
связаны с учебной работой над заданиями):
1) натюрморт в живописи;
2) пейзаж в живописи;
3)тематич. композиция в живописи;
4) изображение человека в живописи (портреты);
5) рисунок.
5
5
Итого:
10
10
6.
Оформление выставок, подведение итогов учебной работы
1
2
3
Итого по году обучения:
23
121
144
Содержание программы (2-й год обучения).
1. Работа с натуры.
Работа с натуры должна научить обуч-ся этого возраста внимательно рассматривать предметы и явления, анализируя цветовую картину, соотношения и сочетания предметов по форме и цвету, их пропорции, характер, конструкцию.
Чередовать различные техники (живописные и графические), использовать акварель с белилами. Практическая работа:
Наброски, эскизы акварелью по карандашному наброску;
- Несложный натюрморт (акварель с белилами по карандашному рисунку);
Наброски животных (анималистический жанр) - сразу кистью (акварель). 2. Работа по наблюдению (и по памяти и тематическая композиция).
Путём наблюдения дети овладевают элементами перспективы. Следует приучать детей оценивать организованность рисунка с точки зрения ясности, выразительности и ритмичности его элементов. В рисунке необходимо преодолевать срисовывание предметов по контуру, противопоставляя ему объёмное построение, добиваясь использования выразительности линии. Полезно рисовать разными материалами - кистью без карандаша в один-два цвета, пастелью (или цветными мелками) по тонированной или цветной бумаге, сангиной, углём.
Развивать композиционные способности и воображение. Здесь важную роль играет работа с натуры, в которой дети учатся понимать выразительность компоновки изображения, значения выбора точки зрения, формата картины.
3. Декоративная работа.
Декоративная работа заостряет внимание на задачах цветовой и ритмической выразительности, а также на декоративных свойствах материала. Некоторые работы могут выполняться коллективно и служить для оформления кружка, а так же это могут быть и выставочные работы.
4. Лепка.
Эта работа облегчает понимание объёмной формы предметов. Работа в данной технике раскрывает новые эстетические и технические приёмы и возможности скульптуры, знакомство с различными материалами (глина, замазка и даже лепка из солёного теста).
Тематика работ:
изображение фигуры человека (лепка из глины, 2-3 фигуры);
создание рельефа по предварительному эскизу;
лепка из солёного теста фигурок животных (анималистический жанр). 5. Знакомство с искусством.
Беседы об искусстве входят органической частью в учебный процесс. Репродукции, беседы о мастерах сопровождают работу в каждом задании соответственно по содержанию. Тематика работ:
- экскурсии (на выставки и в музеи);
- беседы об искусстве.
6. Оформление выставок, подведение итогов учебной работы.
В течение учебного года предполагается участие в городских и областных конкурсах рисунка и живописи, оформление своих художественных выставок в клубе, на встречах в клубе «Очаг» и т.п.
Учебно-тематический план 3-ий год обучения (216 часов).
Задачи:
Пробуждать у учащихся стремление к художественному восприятию природы, к
изучению изобразительного искусства, способствовать развитию художественной
мысли.
Пробуждать стремление к глубокому изучению натуры, освещения, воздушной
среды, к выражению колористического состояния природы.
Учиться работать долго и уметь заканчивать работу, сознательно использовать
художественные материалы (карандаш, уголь, сангина, тушь).
Учиться быстрому восприятию и воспроизведению натуры в живых подвижных
формах.
Тема
теор.
прак.
всего
1.
Рисунок.
А)
Натюрморт.
7
23
30
- Натюрморт из 2-3 предметов быта, приближенных по
своей форме к геометрическим телам(шару, кубу.
цилиндру), различных по масштабу и имеющих
смысловую связь.
5
15
20
- Натюрморт из нескольких предметов на тему:
«Искусство» (гипсовая розетка, тёмный глиняный
кувшин с кистями, тюбик красок и т.п.). Поиски композиций в эскизах.
2
8
10
В)
Аналитическое рисование отдельных предметов.
3
15
18
- Кратковременные постановки геометрических тел:
цилиндр, куб, конус. Изображение выше и ниже
горизонта (изучение массы, формы, сокращение
окружностей, перспективного изменения формы в
пространстве).
Г)
Фигура человека.
3
15
18
- Этюд стоящей фигуры человека (взрослого). Беседа о
пропорциях человеческого тела; движение и характер
модели.
-Наброски человека в различных движениях (с натуры и
по представлению).
Д)
Рисунок головы человека.
3
17
20
- Построение головы человека. Роль тона. Моделировка
деталей в общей массе(если есть возможность- посадить живую модель).
Е)
Рисунки объектов животного и растительного мира.
2
8
10
-Наброски животных, птиц, зверей. Беседа о задачах
наброска, о выдающихся художниках-
анималистах (Серов, Степанов и др.).
Итого:
18
78
96
2.
Живопись.
А)
Натюрморт.
3
9
12
- Вводный натюрморт из овощей и фруктов, с
включением предметов хозяйственного обихода.
1
3
4
- Натюрморт, основанный на контрастных сочетаниях(по
тону и цвету) на тему «Народное искусство». Беседе о
дополнительных цветах. Эскизы(выполняются в тоне и цвете).
2
6
8
Б)
Пейзаж.
- Выполнение пейзажа по памяти по самостоятельному
выбору мотива в натуре. В работу входит разработка
эскиза.
2
10
12
Итого:
5
19
24
3.
Композиции.
- Композиция на тему «Литературный герой». Выполнение предварительного эскиза
2
13
15
- Иллюстрация к литературному произведению, графика.
2
5
7
- Тематическая композиция на тему из
жизни.(наблюдения в натуре, эскизы зарисовки в
натуре).
2
5
7
Итого:
6
23
29
4.
Декоративная работа.
- Разработка эскизов праздничного панно и коллективное
выполнение панно в натуре.
1
15
16
- Роспись деревянной посуды, разделочных досок и т.п.
3
20
23
Итого:
4
35
39
5.
Экскурсии, беседы.
- Беседы о мастерах изобразительного ис-ва, о
произведениях изобразительного ис-ва. Новое в
искусстве. Знакомство с художественной литературой
по изобразительному искусству.
4
4
- Экскурсии в местные художественные и краеведческие
музеи. Специальные экскурсии в связи работой над
пейзажем.
4
4
Итого:
4
4
8
6.
Подведение итогов учебной работы.
2
2
Всего:
39
175
216
Содержание программы (3-й год обучения).
1. Рисунок.
Рисунок приобретает самостоятельное значение в старшей группе. Обучение рисунку осуществлять на натурном материале, на изучении пространственного построения предмета; овладение учащимися перспективой; сознательное, уверенное рисование, а не срисовывание с натуры (механически); творческое овладение перспективой как необходимость в работе над композицией.
Тематика работ: Работ над натюрмортом (различной сложности и тематической направленности);
Изображение геометрических фигур с учётом перспективы;
Изображение фигуры человека (с учётом пропорций и хар-ра движения);
Рисунок головы человека (портрет);
Анималистический жанр (наброски животных).
В рисунке полезно практиковать рисование различными материалами - кистью (без карандаша в 1-2 цвета, пастелью, углём).
2. Живопись.
На занятиях живописью развивать у учащихся осознанное восприятие формы и
цвета в их гармоническом единстве;
Подводить ученика к пониманию роли цвета, цветовой гармонии;
Творческое усвоение живописных техник, воспитание профессиональной
ответственности в отношении к художественным материалам;
Чтение литературы по изобразительному искусству, коллекционирование
репродукций.
Тематика работ:
Натюрморт (определяется как учебно-творческий - должен нести определённую идею, связь с действительностью) (гуашь); Пейзаж (с разработкой эскиза) (масло). 3. Композиция.
Воспитывать у учащихся самостоятельных навыков идейно-творческого мышления и воображения и вооружение их умением свободно выражать свои творческие замыслы. Особенно важно в данной работе соблюдать правильную последовательность перехода от лёгкого к трудному.
Сбор конкретного материала к задуманной теме и творческий процесс работы.
Тематика работ:
Композиция на темы литературных произведений (гуашь). Предварительное выполнение эскиза (акварель, белила). Графическая работа (материал - на выбор. Иллюстрация к литературному произведению.
4. Декоративная работа.
Разработка эскизов праздничного панно и коллективное выполнение панно в натуре.
Роспись деревянной посуды, разделочных досок и т.п.
5 Экскурсии, беседы.
Для развития композиционного мышления, зрительной памяти и наблюдательности рекомендуется систематически проводить экскурсии под руководством преподавателя в природу с творческим закреплением увиденного по памяти в мастерской или дома.
Необходимо активизировать мышление, будить воображение, творческую фантазию. Беседы о мастерах изобразительного искусства, об отдельных художественных произведениях расширяют кругозор обучающихся, углубляют знания определённых видах и жанрах изобразительного искусства, знакомят с новыми методами и приёмами в изобразительном искусстве.
6 Подведение итогов учебной работы.
Учебно-тематический план 4-ый год обучения (216 часов)
Основные задачи 4-ого года обучения.
1. Закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства.
2. Совершенствовать технические навыки рисования. Закрепить знания о законах перспективы, умение применять его на практике.
3. Продолжать знакомство обучающихся с особенностями искусства архитектуры и ее видами.
4.Продолжать изучать виды скульптуры и особенности ее построения.
5. Продолжать знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусство
№
Тема (раздел) занятия.
теор
прак
всего
1.
Введение.
1
2
3
2.
Рисунок.
10
45
55
Виды и жанры изобразительного искусства;
- Язык изобразительного искусства;
- Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.
- Пропорции и их значение при построении предмета;
- Перспектива;
- Практические задания и упражнения.
10
10
Творческие работы.
- Аналитическое рисование отдельных предметов сложной
формы.
15
15
- Натюрморт (в различных графических техниках исполнения).
- Портрет в графике (Портрет-характер).
15
15
15
15
3.
Живопись.
10
45
55
Колорит в живописи.
- Гармония и контраст в художественном произведении;
Цвет - основа языка живописи (цвето-тоновое пятно).
Изучение разного характера живописного мазка.
Творческие работы:
10
10
- Натюрморт как средство общения художника со зрителем,
натюрморт и образ.
15
15
- Портрет в живописи (человек как образ своего времени).
15
15
- Пейзаж.
15
15
4.
Композиция. Теория:
8
22
30
Композиционные средства выражения.
Повторение, проверочная работа.
Практические, творческие работы.
6
6
Создание композиций на тему окружающей жизни. Иллюстрирование сюжетов литературных произведений.
1
1
11
11
12
12
5.
Декоративно- прикладное искусство
3
13
16
Обобщение темы: «народные промыслы»
3
3
Декоративное панно: коллективная работа
13
13
6.
Дизайн.
3
16
19
Творческие задания по дизайн –графике:
-«Стилизация»
- «Шрифтовая композиция»
-«Графическая фантазия»
-значок, эмблема
-использование нетрадиционных методов
7.
Архитектура
-Архитектурный художественный образ: объем, форма
-три вида архитектурных композиций
Практическая работа
3
3
-фронтальная композиция
8
8
-глубинно- пространственная композиция
8
8
Итого:
3
9
12
8.
Скульптура( лепка)
3
9
12
-объем- основа языка скульптуры
- виды скульптуры( повторение)
3
3
Творческие работы
- рельефный портрет ( по заданной тематике)
9
9
9.
Экскурсии
- темы для докладов выбираются по тематике выполняемых работ
10
10
-организация выставок, участие в конкурсах
4
4
Итого:
51
159
2166
Содержательная часть
4-ый год обучения
1 Введение.
Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. Рисование на свободную тему.
Цветоведение
Контрастный цвет в живописи как средство выразительности в живописи. Тихий, громкий цвет в пейзвже, цветовой нюанс в натюрморте, контраст цвета в портрете.
2 Рисунок.
Аналитическое рисование отдельных предметов сложной формы.
Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов действительности с передачей перспективного сокращения объемных форм. Изображение предметов кок во фронтальной, так и в угловой перспективе; изображение с одной и двумя точками схода.
Теория. Беседы.
- Виды и жанры изобразительного искусства.
Язык изобразительного искусства.
Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.
Практические задания:
рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов быта;
выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности.
Тема: Натюрморт. Теория.
- Пропорции и их значение при построении предмета.
Знакомство с творчеством художников разных стран и эпох в жанре натюрморт. Практические задания:
Выполнение 2-3 творческих работ с натуры ( или по представлению ) в различных
графических техниках исполнения ( тонированная бумага, тушь, перо; уголь,
сангина, смешанная техника - на выбор).
Тема: Портрет.
Беседа: « Передача в живописном портрете образа человека различных временных эпох». Интерес художников к портретам - обобщениям, где человек - образ своего времени. Практическая работа:
Выполнение 2 или более работ по теме « Портрет».
Человек как образ своего времени».
Тема: Пейзаж.
Беседа: «Роль колорита в пейзаже». Практическая работа:
Выполнение 2-3 небольших пейзажных эскизов с разным колористическим
решением, в различное время года (суток).
3 Живопись.
Тема: Натюрморт.
Изображение с натуры группы предметов с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции. Теория:
Цвет - основа языка живописи.
- Колорит - «цвет в тоне». Соответствие колорита эмоциональному замыслу работы Практическая работа:
Выполнение с натуры (или по представлению 2 творческих работ в различных живописных техниках (акварель, гуашь), с использованием цвета как средства выразительности; применение цветового контраста, теплого и холодного колорита.
Тема: Портрет. Теория. Изучение строение головы человека, и отдельные части.
Практика
Конструкция, строение головы, отдельных частей лица;
Характер живописного мазка;
Живописное использование цвета (колорит).
4 Композиция.
Тема: «Иллюстрирование сюжетов литературных произведений». Беседа: «Книжная иллюстрация- один из видов изобразительного искусства».
Самостоятельный выбор для рисования наиболее выразительных сюжетов из предложенных тем и литературных произведений.
Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции и иллюстрации, образное изображение персонажей.
Выделение композиционного центра (прием изоляции, перенесение главного на второй план)
Практическая работа:
Иллюстрирование сюжетов различных по тематике отрывков литературных
произведений (рассказов, повестей, стихотворений, поэм).
Создание композиции на тему окружающей жизни.
Теория. Дальнейшее изучение законов композиции. Выделение композиционного центра, изучение особенностей симметричной и ассиметричной композиции, передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения в рисунке (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции, уравнивание частей, объёмов (массы, тона и цвета). Практическая работа:
Выполнение на формате А4 всех выше перечисленных композиций (Выбор материала в соответствии с замыслом).
5 Декоративно-прикладное искусство.
Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представлений о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.
Беседа: «Два типа творчества - профессиональные русские художники в области живописи и народные мастера» (сопоставление с целью выявления общих национальных черт).
Практическая работа:
- Выполнение коллективной творческой работы на заданную тему: «Жостовский
поднос», «Дымковское чудо», «Филимоновская забава», «Хохломская травка» (на
выбор учащихся).
Выполнение работ - индивидуальное;
- По окончании - монтирование в общую композицию.
Материал: Деревянная основа (ДВП, ДСП, фанера), гуашь (масло), кисти (растворитель).
6 Дизайн.
Творческие задания по дизайн –графике:
-«Стилизация»
- «Шрифтовая композиция»
-«Графическая фантазия»
-значок, эмблема
-использование нетрадиционных методов
7.Архитектура.
Теория. Беседы.
«Архитектура и среда. Архитектура и её функции в жизни людей». «Архитектурный художественный образ: объём, форма. «Три вида архитектурных композиций - фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная. Практическое задание:
1.Аппликация или силуэтное рисование фронтальной
композиции зданий.
2.Моделирование и зарисовки объёмных композиций.
3.Составление глубинно-пространственной
композиции. Зарисовки по выбору: улица города,
площадь.
Материалы: тонированная бумага, графические материалы - сангина, уголь, пастель, восковые мелки и т.п.
8. Скульптура.
Теория. Основные виды скульптуры (рельефная и круглая);
Сходство и различия скульптуры с другими видами изобразительного искусства. Практическая работа:
В течение учебного года предполагается участие в городских и областных конкурсах рисунка и живописи, оформление выставок в клубе и т.п..
Беседы об искусстве неотъемлемой частью входят в учебный процесс. Репродукции, беседы о мастерах сопровождают работу в каждом задании соответственно по содержанию.
Экскурсии (на выставки и в музеи); Беседы об искусстве.
Методическое обеспечение программы.
В основе занятий объединения «Рисунок и живопись» лежит самостоятельная работа на основе наблюдений и впечатлений от окружающей действительности, а также работа по воображению и фантазии, с натуры. Это самая продолжительная по времени и педагогически наиболее сложная часть занятия. Обучение приобретает здесь особую форму сотрудничества ребёнка и взрослого в процессе реализации замысла каждого воспитанника. Занятия строятся по принципу чередования собственно изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.
Перед практической работой необходима эмоциональная настроенность детей. Для этой цели, а также для того, чтобы проверить имеющиеся знания, проводится вступительная беседа, которая длится 10-15 минут. Чтобы изложение темы было более эмоциональным, ярким и увлекательным, применяются разнообразные формы подачи материала: беседа, рассказ педагога с привлечением наглядного материала (репродукций, детских рисунков, образцов народного декоративного творчества, книжные иллюстрации).
Для обогащения зрительных впечатлений детей, проводятся экскурсии на выставки художников, а также организованные наблюдения окружающей действительности. С этой же целью демонстрируется иллюстрированный материал с изображением человека, животных, птиц, рыб, насекомых.
Чтобы добиться от детей определённого эмоционального отношения, вызвать в их воображении тот или иной образ, на занятии вводится прослушивание музыкальных произведений, чтение литературных произведений или отрывков.
В самостоятельной работе детей поощряется обращение к темам, сюжетам и видам работы, к которым ребёнок проявляет интерес и которые соответствуют его жизненным наблюдениям и переживанием.
Заслуживает поощрения проявление творческой инициативы в выборе сюжета, в художественном решении темы.
Введение новых техник или новых материалов на занятии происходит через решение учебных задач и заданий. Особенности новых способов раскрываются обучающимися через рассказ педагога, через совместный анализ художественной формы произведений мастеров искусства.
После каждого завершённого задания организуется коллективный просмотр и обсуждение детских работ, которое развивает способность к эстетическим суждениям.
В результате обсуждения дети совместно с педагогом отбирают рисунки для сменной выставки. Иногда в целях активизации детей проводятся конкурсы на лучшую работу.
Программа включает в себя особую форму «обратной связи» между работой педагога и развитием обучающихся через анализ детских работ, благодаря чему педагог может и для себя оценить эффективность влияния на развитие детей.
Детские работы анализируются по двум основным показателям:
Степень творческой активности детей на занятии;
Уровень освоенности обучающимися тех или иных способов художественного
изображения или уровень освоенности действий, приёмов, операций, с которыми
они познакомились на занятии.
Условия реализации программы:
-Кабинет, столы, стулья, мольберты, доска. -Материалы: краски, кисти, карандаши, бумага, пластилин, перо и тушь, пастель и др.