Размещено: Татьяна Васильевна Казакова - ср, 03/06/2015 - 15:34
Ход урока.
Стоит передо мной моя тема, тема Родины.
А. Блок
1 Вступительное слово учителя.
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, сначала своей сознательной жизни, знаю, что путь мой в основном устремлении, как стрела прямой...Несмотря на все мои сомнения, уклонения, покаяния – я иду.» Так писал Александр Блок.
Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли в красе заплаканной и древней слагается в стихах Блока . Необъятные русские дали. Бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы. Кровавые закаты. Пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки. Серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, вестовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы…. Такова блоковская Россия. К этому уроку ребята подготовили анализ стихов Блока о России.
2 Анализ стихотворения «Осенняя воля». (Выразительное чтение стихотворения)
Это стихотворение написано А. Блоком в 1905 году. Бескрайняя, скорбная, крестьянская Русь – некрасовская, лермонтовская, пушкинская - с огромной любовью воссоздается Блоком.
«Осенняя воля перекликается с лермонтовской «Родиной». Лермонтов назвал свою любовь к отчизне «странной», потому что она расходилась с традиционным патриотизмом. Ему были дороги «не слава. Купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень.» Такова же и любовь Блока:
Над печаль нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
Блоковский герой не случайный прохожий. А один из сыновей России, идущий знакомым путем, сопричастный ее судьбе. Вне родины, вне слияния с ней нет ни счастья, ни жизни:
Приюты ты в далях необъятных!
Как жить и плакать без тебя!
Стихотворение названо «Осенняя воля» не случайно. Уже в названии выразилась существенная сторона блоковской России – воля, вольность.
3 Анализ стихотворения «Русь». (Выразительное чтение стихотворения)
Это стихотворение написано в 1906 году. В годы первой русской революции в отношении Блока к России и народу еще много неясного. Может быть, поэтому в этом стихотворении Россия предстает таинственной, колдовской землей:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
Русь сказочно прекрасна. Но за этим обликом скрываются печальные картины реальной современности (нищета страны, утлое жилье ). Поэт ощущает кровное родство со всем русским6
Так я узнал в моей дремоте
Страны родную нищету.
И в лоскутках ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тайна страны проистекает не из «мутного взора кодуна», ведунов с ворожеями. Ведьм, чертей - не из «преданий старины». Она там,
Где разноликие народы
Из края в край,
Из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Разгадка тайны России в «живой душе» народа. Чтобы ее постичь, надо жить одной жизнью с народом.
4 Цикл «Родина» создавался Блоком в 1907-1916 годах. В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина».
Анализ стихотворения «НА железной дороге». (Выразительное чтение стихотворения)
В стихах Блока о родине все чаще ощущаются некрасовские настроения. Наиболее «некрасовское» стихотворение «На железной дороге». Нетрудно здесь провести параллели с «Тройкой» Некрасова. В центре обоих произведений – мотив ожидания счастья, связанный с дорогой. Аналогичны герои – На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет. (Некрасов)
У Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною,
Облокотясь на бархат алый.
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Но Некрасов пишет о судьбе женской, об обреченности женской красоты, о тяжелой доле крестьянки. «Сон непробудный» - вот итог жизни его героини. У Блока судьба молодой красивой девушки кончается ее гибелью. Невозможность иного исхода обозначена явью:
Давно уж сердце вынуто.
Она раздавлена жизнью («любовью. Грязью иль колесами ). И смерть для нее предпочтительнее смирения. Стихотворение приобретает высокое трагическое звучание. Причина трагедии - в социальных контрастах жизни: у сытых – довольство. Роскошь; у бедных - темнота, грязь, смерть. Голодная. нищая Россия, едущая в «зеленых вагонах,2 поет и плачет. Боль и страдания родины дороги и близки поэту. Гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их явления в «страшном мире» буржуа – это выстраданное Блоком, его собственное мироощущение. И строки:
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрыва –
Строки о миллионах молодых жизней, загубленных жестоким миром. Кажется, частный случай, история молодой девушки, которой больно стало жить ,а какое широкое обобщение! В портрете героини («в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая») проглядывает один из ликов России. Ведь у Блока нередко она предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Невольно думается: не сама ли это поруганная. «раздавленная» Россия.
5 Работа с классом. Дома вы готовили анализ стихотворения Блока «Россия» (1908 год )
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Какой картиной оно начинается? (Ответ. Начинается оно реалистической картиной русской проселочной дороги. Как у Лермонтова6(проселочным путем люблю скакать в телеге…):
Три стертых треплются шлеи.
И вязнуть спицы расписные
В расхлябанные колеи.)
- Какие эпитеты использует поэт? На какие группы их можно разделить? (Ответ. Их можно разделить на 3 группы: 1 – «золотые, прекрасные, узорный». Они символизируют прекрасную страну. 2 – «разбойную, острожную» олицетворяют вольную, разбойную стихию. 3 – «расхлябанные, нищая» характеризуют нищету страны.
- Почему возникает образ дороги? Что он символизирует? (Ответ. Образ дороги ведущий в русской литературе. У Лермонтова – выхожу один я на дорогу.
У Гоголя – птица-тройка несется по дороге. Наверное, у Блока он символизирует размышления о стране, о путях ее развития, о ее будущем.)
- Каким чувством пронизано все стихотворение? (Ответ. В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение .Нищая Россия – судьба поэта. Неразделимы их пути. Глубокое чувство поэта к своей стране звучит в строках:
Россия, нищая Россия.
Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые-
Как слезы первые любви!
Россия Блока – женщина-красавица то ли из сказки, толи из жизни. Ее красота разбойная, непокорная.
6 Анализ цикла «На поле Куликовом» (1908).
- С каким историческим событием связано содержание цикла? ( Ответ. Содержание цикла связано с Куликовской битвой 1380 года, когда русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчище золотоордынского хана Мамая)
- В цикле сочетаются прошлое и настоящее. Какому времени принадлежит герой? ( Ответ. В цикле два героя .Один - участник Куликовской битвы. Перед боем ему Родина давала силы. Ее лик нерукотворный навсегда светел в его душе. Он ее воин и защитник. Она для него светлая жена.)
- Почему у Блока появляется образ родины-жены? Обычно в русской литературе образ родины-матери воспевали писатели. (Ответ. Наверное, потому что любовь к женщине-жене, подруге часто оказывается сильнее любви к матери. Мать – это истоки , жена – это будущее)
- Кто второй герой цикла? (Ответ. Он современник Блока, событиям 1908 года, времени реакции. Наступившей после революции 1905 года. Он размышляет о судьбе родины. Да, мгла реакции грядущий день заволокла, но ощущение будущего, высоких и мятежных дней характерно для лирического героя. Ему ясен долгий путь, и он верит в будущее. Путь России долгий и кровавый. Закат в крови , и в сердце кровь струится. Но степная кобылица несется вскачь. )
- Как вы думаете. В чем близость романа «Война и мир» Л. Н. Толстого и цикла А, Блока «На поле Куликовом»? (Ответ . Наверное, в обоих произведениях выбраны поворотные вехи в истории России. В центре обоих произведений находиться судьба России)