Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема Родины в творчестве А. Блока

Размещено: Татьяна Васильевна Казакова - ср, 03/06/2015 - 15:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Казакова Т.В
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Показать значение темы Родины в творчестве  А. Блока.  Совершенствовать навыки анализа стихотворного произведения, выразительного чтения стихотворного произведения. Совершенствовать умение правильно и логично формулировать свои мысли, делать выводы. Развивать интерес к творчеству Блока.

Учащихся в классе (аудитории): 
30
Краткое описание: 
<p>Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, сначала своей сознательной жизни, знаю, что путь мой в основном устремлении, как стрела прямой...Несмотря на все мои сомнения, уклонения, покаяния &ndash; я иду</p>

Ход урока.

                                                                                       Стоит передо мной моя тема, тема Родины.

                                                                                                                                                                  А. Блок

1 Вступительное слово учителя.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, сначала своей сознательной жизни, знаю, что путь мой в основном устремлении, как стрела прямой...Несмотря на все мои сомнения, уклонения, покаяния – я иду.» Так писал Александр Блок.

   Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли  в красе заплаканной и древней слагается в стихах Блока . Необъятные русские дали. Бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы. Кровавые закаты. Пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки. Серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, вестовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы…. Такова блоковская Россия. К этому уроку ребята подготовили анализ стихов Блока о России.

2 Анализ стихотворения «Осенняя воля». (Выразительное чтение стихотворения)

Это стихотворение написано А. Блоком в 1905 году. Бескрайняя, скорбная, крестьянская Русь – некрасовская, лермонтовская, пушкинская -  с огромной любовью воссоздается Блоком.

«Осенняя воля перекликается с лермонтовской «Родиной». Лермонтов назвал свою любовь к отчизне «странной», потому что она расходилась с традиционным патриотизмом. Ему были дороги «не слава.  Купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень.» Такова же и любовь Блока:

Над печаль нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Блоковский герой не случайный прохожий. А один из сыновей России, идущий знакомым путем, сопричастный ее судьбе. Вне родины, вне слияния с ней нет ни счастья, ни жизни:

Приюты ты в далях необъятных!

Как жить и плакать без тебя!

Стихотворение названо «Осенняя воля» не случайно. Уже в названии выразилась существенная сторона блоковской России – воля, вольность.

3 Анализ стихотворения «Русь».  (Выразительное чтение стихотворения)

Это стихотворение написано  в 1906 году. В годы первой русской революции в отношении Блока к России и народу еще много неясного. Может быть, поэтому в этом стихотворении Россия предстает таинственной, колдовской землей:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

 И с мутным взором колдуна.

Русь сказочно прекрасна. Но за этим обликом скрываются печальные картины реальной современности (нищета страны, утлое жилье ). Поэт ощущает кровное родство со всем русским6

Так я узнал в моей дремоте

 Страны родную нищету.

И в лоскутках ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тайна страны проистекает не из «мутного взора кодуна», ведунов с ворожеями. Ведьм, чертей -  не из «преданий старины». Она там,

Где разноликие народы

Из края в край,

Из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Разгадка тайны России в «живой душе» народа. Чтобы ее постичь, надо жить одной жизнью с народом.

4 Цикл «Родина» создавался Блоком в 1907-1916 годах. В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина».

Анализ стихотворения «НА железной дороге». (Выразительное чтение стихотворения)

В стихах Блока о родине все чаще ощущаются некрасовские настроения. Наиболее «некрасовское» стихотворение «На железной дороге». Нетрудно здесь провести параллели с «Тройкой» Некрасова. В центре обоих произведений – мотив ожидания счастья, связанный с дорогой. Аналогичны герои – На тебя, подбоченясь красиво,

                                                       Загляделся проезжий корнет. (Некрасов)

У Блока:

Лишь раз гусар, рукой небрежною,

Облокотясь на бархат алый.

Скользнул по ней улыбкой нежною…

Но Некрасов пишет о судьбе женской, об обреченности женской красоты, о тяжелой доле крестьянки. «Сон непробудный» - вот итог жизни его героини. У Блока судьба молодой красивой девушки кончается ее гибелью. Невозможность иного исхода обозначена явью:

Давно уж сердце вынуто.

Она раздавлена жизнью («любовью. Грязью иль колесами ). И смерть  для нее предпочтительнее смирения. Стихотворение приобретает высокое трагическое звучание. Причина трагедии -  в социальных контрастах жизни: у сытых – довольство. Роскошь; у бедных -  темнота, грязь, смерть. Голодная. нищая Россия, едущая в «зеленых вагонах,2 поет и плачет. Боль и страдания родины дороги и близки поэту. Гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их явления в «страшном мире» буржуа – это выстраданное Блоком, его собственное мироощущение. И строки:

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрыва –

Строки о миллионах молодых жизней, загубленных жестоким миром. Кажется, частный случай, история молодой девушки, которой больно стало жить ,а какое широкое обобщение! В портрете героини («в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая») проглядывает один из ликов России. Ведь у Блока нередко она предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Невольно думается: не сама ли это поруганная. «раздавленная» Россия.

5 Работа с классом. Дома вы готовили анализ стихотворения Блока «Россия» (1908 год )

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Какой картиной оно начинается? (Ответ. Начинается оно реалистической картиной русской проселочной дороги. Как у Лермонтова6(проселочным путем люблю скакать в телеге…):

Три стертых треплются шлеи.

И вязнуть спицы расписные

В расхлябанные колеи.)

- Какие эпитеты использует поэт? На какие группы их можно разделить?  (Ответ.  Их можно разделить на 3 группы: 1 – «золотые, прекрасные, узорный». Они символизируют прекрасную страну. 2 – «разбойную, острожную» олицетворяют вольную, разбойную стихию. 3 – «расхлябанные, нищая» характеризуют нищету страны.

- Почему возникает образ дороги?  Что он символизирует?  (Ответ. Образ дороги ведущий в русской литературе. У Лермонтова – выхожу один я на дорогу.

У Гоголя – птица-тройка несется по дороге.  Наверное,  у Блока он символизирует размышления о стране,  о путях ее развития, о ее будущем.)

- Каким чувством пронизано все стихотворение?  (Ответ.   В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение .Нищая Россия – судьба поэта. Неразделимы их пути. Глубокое чувство поэта к своей стране звучит в строках:

Россия, нищая Россия.

 Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые-

Как слезы первые любви!

Россия Блока – женщина-красавица то ли из сказки, толи из жизни.  Ее красота  разбойная, непокорная.

6 Анализ цикла «На поле Куликовом» (1908).

- С каким историческим событием связано содержание цикла?  ( Ответ.   Содержание цикла связано с Куликовской битвой 1380 года,  когда русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчище золотоордынского хана Мамая)

- В цикле сочетаются прошлое и настоящее. Какому времени принадлежит герой? ( Ответ. В цикле два героя .Один -  участник Куликовской битвы. Перед боем ему Родина давала силы. Ее лик нерукотворный навсегда светел в его душе. Он ее воин и защитник.  Она для него светлая жена.)

- Почему у Блока появляется образ родины-жены? Обычно в русской литературе образ родины-матери воспевали писатели. (Ответ.   Наверное, потому что любовь к женщине-жене, подруге часто оказывается сильнее любви к матери. Мать – это истоки , жена – это будущее)

- Кто второй герой цикла?  (Ответ.  Он современник Блока, событиям 1908 года, времени реакции. Наступившей после революции 1905 года. Он размышляет о судьбе родины. Да, мгла реакции грядущий день заволокла, но ощущение будущего, высоких и мятежных дней характерно для лирического героя. Ему ясен долгий путь, и он верит в будущее. Путь России долгий и кровавый. Закат в крови , и в сердце кровь струится. Но степная кобылица несется вскачь. )

- Как вы думаете. В чем близость романа «Война и мир» Л. Н. Толстого и цикла А, Блока «На поле Куликовом»? (Ответ . Наверное, в обоих произведениях выбраны поворотные вехи в истории России.  В центре обоих произведений находиться судьба России)

7 Подведение итогов урока.

8 Домашнее задание выучить наизусть понравившееся стихотворение  Блока


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн