Туркинен Надежда Викторовна,
учитель биологии Жидиловского филиала МБОУ Заворонежской СОШ
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Повышение качества образования – одна из основных задач озвученная Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», раскрытой президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году, вновь речь идет о том, что ключевая роль в школе принадлежит учителю, что уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В Комплексном проекте модернизации образования прописано, «… предоставление всем гражданам России независимо от места жительства возможности получения комплекса качественных образовательных услуг в безопасных, комфортных условиях; становление свободной, инициативной, ответственной личности (принцип индивидуализации образования); формирование успешной и эффективной личности на основе деятельностного и компетентностного подходов».
Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.
Что же такое качество образования?
С точки зрения Т.И.Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.
Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.
Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?
Итоги методического семинара по теме «Современный урок. Какой он?» выявили, что есть некоторые проблемы в вопросах организации и проведения современного урока:
- в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,
- в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,
- в выборе методов обучения.
С учетом названных проблем была спланирована методическая декада по теме «Педагогическое мастерство. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство». Открытые уроки были представлены учителями: Крюковой О.Е., Желтотрубовой О.Е., Аверковым В.А.., Туркинен Н.В. Интересно, в деловой, рабочей обстановке прошли мастерклассы под руководством – Виноградовой Л.С., Дубовицким В.А., Смагиной Т.Е..
Открытые уроки и мастерклассы в период методической декады показали, что наши педагоги – это мастера своего дела. Именно они являются проводниками инновационных процессов в создании современного урока. Урока, который проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность ученика; не ради того, чтобы "пройти" какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные качества личности.
Центральный компонент на уроках Крюковой О.Е., Смагиной Т.В., Леденёвой Т.А., – это организация познавательной деятельности учеников. Где руководящими познавательными процессами являются мышление и воображение. А необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть правильная организация восприятия и памяти учеников, создание определенной установки в организации внимания
На уроках Туркинен Н.В., Виногадовой Л.В.. Аверкова В.А., учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:
- самостоятельно и критически мыслить;
- видеть и формировать проблему;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
- овладевают навыками ИКТ-технологий.
Многие наши ученики считают, что превосходят учителей в информационных технологиях. Но мы не сдаем позиции и не устаем их удивлять на уроках! А кто сказал, что серьезное дело должно быть скучным?
Современный урок обязательно закладывает основания для будущего. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Некоторые обыватели говорят о том, что детей младшего школьного возраста научить легче, чем старшеклассников, ведь дисциплина у малышей хорошая, что слушают учителя «с открытым ртом», что учитель для них самый авторитетный человек. Сидят тихо, слушают, но понимают ли о чем идет речь на уроке? Как проверить, что ученик понял учителя, усвоил новый материал и ушел с урока с необходимым багажом знаний? В этом, несомненно помогает организация обратной связи на уроке.
О приемах активизации мыслительной деятельности учащихся, об отношении к ребенку как к субъекту жизни, способного к саморазвитию и самоизменению; о возможностях и функциях интерактивной доски в учебном процессе; об организации обратной связи на уроке в своих выступлениях поделятся наши коллеги.
Посещение уроков, их анализ еще раз показали, что как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.
А что под современным уроком понимают наши ученики.
Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся 6-х, 11-х классов и мнение педагогов по этому вопросу.
Анкета называлась «Современный урок и Я»
Таблица с результатами у вас на столе.
№
п/п
|
Основные вопросы
|
6
(7 человек)
|
11
(8 человек)
|
1
|
Что для вас современный урок?
|
Интересный, понятный(57%)
Веселый (26%)
|
Работа на интерактивной доске (85%)
|
2
|
Что вам больше всего нравится в уроке?
|
Всё (53%)
|
Выражение собственного мнения (52%)
Самостоятельная творческая работа (17%)
|
3
|
Какова роль учителя на уроке?
|
Объяснять новую тему (43%)
|
Дать хорошие знания, подготовить к ЕГЭ (58%)
Координатор действий, наставник (22%)
Главная (11%)
|
4
|
Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний?
|
Учитель- 56%
Сами- 23%
|
Учитель- 47%
Сами-45%
|
5
|
Нужна ли на уроке физкультминутка и почему?
|
Да-10%
Нет-6%
|
Да-7%
Нет-28%
|
Таким образом, результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий. Ученикам старших классов в отличие от шестиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ЕГЭ.
А теперь мнение педагогов школы о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Я напомню, что на методическом семинаре, вам уважаемые коллеги, было предложено подобрать определение современного урока с позиции современного учителя.
«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».
«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал».
«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания».
«Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий.
От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
К сожалению, на открытых уроках мы не увидели нетрадиционных форм организации современного урока: урок-путешествие, урок-деловая игра, урок-семинарское занятие, урок-диспут и т.д. А это есть не что иное, как активные формы организации урока. Поэтому нам есть еще над, чем с вами работать.
Учитель на уроке. От его стиля преподавания тоже многое зависит. Педагогами школы была заполнена анкета «Стиль преподавания». Анкетируемым было предложено 10 вопросов, по 3 варианта ответов на каждый. Результат анкетирования должен был показать, какой стиль преподавания у педагогов: демократический, попустительский или авторитарный. В анкетировании приняли участие 26 человек.
Посчитайте сколько у вас 1, 2 и 3.
- Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения
- преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
- преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Анализ анкеты показал, что большинству педагогов нашей школы присущ демократический стиль преподавания (13 педагога из 20 анкетированных выбрали первые варианты ответов). Чаще других встречались соотношения 5-2-3; 5-3-2; 6-1-3
Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность». Таким образом, учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.
Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателем конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения Татьяна Голикова привела удручающую цифру: что за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%
В пятом направлении Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа говорится о том, что дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Чему учить? Как учить? Что значит хороший учитель? Каким должен быть хороший ученик? В каких условиях должна работать школа, чтобы выпускать качественный «продукт» своей деятельности? Какими видят нас наши ученики, и какими хотели бы видеть их мы.
Учащимся 11-х классов и педагогам школы была предложена анкета «Пять портретов». Эта анкета позволяет составить портрет «хорошего учителя», «хорошего ученика», «идеального учителя», «идеального ученика», «успешного взрослого». Хотелось бы остановиться на портретах «хорошего учителя», «хорошего ученика» и «успешного взрослого».
Характеристики хорошего ученика, предложенные педагогами и учениками схожи: интеллектуальная развитость, любознательность, воспитанность, организованность. В оценке учителя педагоги и учащиеся, прежде всего, отмечают: интеллектуальную развитость, доброту, честность, искренность, открытость и чувство юмора. В портрете «идеального учителя» и те и другие хотели бы видеть креативность, способность к творчеству, а в портрете «идеального ученика» наличие собственных убеждений.
Хочется отметить положительные тенденции в связи «хороший ученик» - «успешный взрослый» (с точки зрения педагогов). Но если в хорошем ученике на первом месте мы хотели бы видеть воспитанность, интеллектуальную развитость и любознательность. То в успешном взрослом эти качества занимают не самые первые позиции. Здесь на первое место выходят предприимчивость и независимость. Вот и возникает вопрос, почему же хорошие ученики редко становятся успешными взрослыми?
|
Воспитанность
|
Интел. развитость
|
Креативность
|
Любозна-тельность
|
Незави-симость
|
Предприим-чивость
|
Собственные убеждения
|
Хороший ученик
|
75%
|
71%
|
27%
|
64%
|
13%
|
2%
|
28%
|
Успешный взрослый
|
11%
|
43%
|
12%
|
3%
|
48%
|
65,6%
|
37,5%
|
Интересная тенденция вырисовывается в сравнении портретов «Хороший учитель - успешный взрослый» ( с точки зрения педагогов). Хороший учитель должен быть креативным, творческим, иметь собственные убеждения, немного критически мыслить, с напрочь отсутствующим духом соперничества. А успешный взрослый – предприимчивый, с духом соперничества, независимый, имеющий собственные убеждения
|
Дух
сопер-ничества
|
Креатив-ность
|
Критическое мышление
|
Любозна-тельность
|
Незави-симость
|
Предприим-чивость
|
Собственные убеждения
|
Хороший учитель
|
0%
|
43,7%
|
12%
|
4%
|
6%
|
4%
|
28%
|
Успешный взрослый
|
53,1%
|
22%
|
18%
|
1%
|
28%
|
65,6%
|
37,5%
|
Характеристики разные. Выходит, что мы не ощущаем себя успешными? Есть над, чем подумать, но это тема отдельного разговора.
Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока
Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:
- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.
Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.
Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.
2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.
Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.
Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.
3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.
В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.
4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.
Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).
Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.
5. Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.
Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока
6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.
Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.
Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.
7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.
В.А.Сухомлинский говорил:
- «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
- «Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
- «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания
Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
|