Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы

Submitted by Марина Юрьевна Малкова on Tue, 26/05/2015 - 17:49
Малкова Марина Юрьевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,

МАОУ СОШ №14, г. Екатеринбург.

 

«Исследовательская деятельность

в начальной школе. Из опыта работы».

 

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. Я исследовательской деятельностью с учениками занимаюсь уже 7 год. Мои первые исследователи – ученики нынешнего 9 класса.

В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными, при заполнении дневников наблюдений  учу детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А результатом этой работы становятся  коллекции, поделки, сообщения и серьезные исследовательские проекты.

В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками - это особое направление внеклассной и внешкольной работы, связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа  метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.

На своих уроках и внеурочной деятельности  я формирую у детей навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению.

Благодаря этому большинство обучающихся моих классов участвуют в проектной работе, поисковой деятельности.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Стараюсь привлечь всех учащихся: одни работают индивидуально, некоторые - в парах, остальные – командой.

В течение 5 лет  веду проектно-исследовательскую деятельность и обучаю её основам своих учеников в рамках кружка «Юный исследователь». Интерес к этому курсу повышается на протяжении всего периода обучения.

Проекты получаются индивидуальные или коллективные, долгосрочные или краткосрочные, творческие, информационные или исследовательские.

В моих классах ведется подшефная работа, уже много лет работаю в две смены, внеклассные мероприятия часто мои старшие классы проводят для младших, малыши с нетерпением ждут не только викторин и КВНов, которые для них готовят «шефы», но и новых исследовательских работ, с которыми,  по традиции, сначала исследователи выступают перед младшими школьниками.

В 1-2 –х классах регулярно провожу родительские собрания по теме: «Исследовательская деятельность в начальной школе». Приглашаю на родительские собрания детей с выступлением перед родителями со своими проектами. На собраниях рассказываю родителям о том, что из себя представляет исследование, как сформулировать цель работы и поставить задачи, предлагаю помочь ребенку с выбором темы для исследования, фотографировании результатов, ведь родители лучше знают своих детей (особенно это касается 1 класса), их интересы иногда для меня неожиданны. Тему предлагаю выбрать интересную для всей семьи - общее хобби, увлечение, творчество. Постоянно провожу индивидуальные консультации для родителей по исследовательским проектам, особое внимание уделяю обучению родителей исследовательской деятельности, ведь они – первые помощники детям при проведении наблюдений, опытов, экспериментов и исследований. Я учу сначала родителей всему тому, чего хочу добиться от ребенка.

При подготовке исследовательских проектов к конкурсам, основная работа ложится, конечно же, на плечи учителя. До 3 класса основную работу делаю сама, в 3 классе уже дети делают сами, я только направляю, контролирую, правлю и редактирую.

Самое сложное в работе – выбрать тему исследования так, чтоб заинтересовать ребенка. Тема подбирается иногда спонтанно, случайно узнаю, о чем думает ученик- спорт, кружок, игра – вот и тема, предлагаю узнать об этом подробнее, выступить перед ребятами, соглашаются. Далее- учу работать с информацией в Интернете. В 1-2 кл дети не умеют находить информацию, выбирать важное, компьютер для них –это  игры. Поэтому показываю, объясняю, даю задание на дом- найти и узнать из Интернета определенные знания. Следующая работа – опыты, эксперименты по теме. Особенно ученикам начальных классов нравится проводить анкетирование в разных классах начальной школы, затем анализировать анкеты, сообщать результаты.

Трудности испытала в этом году, когда на исследовательский кружок было выделено 1 час в неделю. За 1ч в неделю подготовить конкурсную работу невозможно, а 2-классники все просятся посещать кружок «Юный исследователь». Обучать приходится каждого индивидуально, ведь у всех свои темы. Поэтому приходилось на кружок приглашать группу ребят, которых готовила к конкурсу, и не 1 раз в неделю, а 8 раз – до уроков и после уроков, остальным было сказано – позже будем работать с вами.

В начальной школе на исследовательских конкурсах не разрешается читать текст, ребенок должен за 5-7 мин наизусть передать весь материал, включая цели, задачи, актуальность темы, часть интересной информации, и , конечно же, подробнее исследовательскую часть- провести мастер-класс, если это творческий проект, рассказать обо всех опытах и экспериментах, о результатах анкетирования, если это исследовательская работа. Т.е. времени подготовить 13 проектов, как это получилось у меня с прошлым классом девочек, не хватило, в этом году я успела подготовить только 4 проекта для конкурсов.

За 7 лет было выполнено очень много исследовательских  работ учащимися моих классов, все не перечислить, но те, которые были признаны на школьных, районных, городских и даже международных конкурсах, я назову.

2008год- «Лего- увлекательная и полезная игра» - 1 место в районном конкурсе «Хотим все знать» и номинация в городском «Хочу стать Академиком», 2009г-«Замечательная картошка или как мы добывали клей», «Тайна медоносной пчелы» - обе работы – 3 место в районном конкурсе «Хотим все знать» и номинация в городском конкурсе «Хочу стать Академиком». 2010год- экологический исследовательский проект «Школьный двор – моя страна» - 1 место на районном конкурсе «Экоколобок», 1 место на городском конкурсе и 3 место на областном экологическом конкурсе исследовательских проектов.

Следующие мои исследователи – ученики нынешнего 6 «А» класса. Проекты готовили все, но выступали на школьных, районных, городских конкурсах лучшие: «Ежи в наших садах»-номинация на районном конкурсе, «Логотипы автомобилей»- номинации на районном и городском конкурсе «Хотим все знать» и «Хочу стать Академиком», «Декупаж»- заочный тур городского конкурса «Я – талант», «Выращивание кристаллов в домашних условиях» и «Вторая жизнь ненужных вещей»- обе работы победили в школьном и районном конкурсе (2 места), получили номинацию в городском «Хочу стать Академиком».

Далее были девочки нынешнего 5 «А» класса. Девочки проекты делали все, выступали с ними на школьных конкурсах, районном «Хочу все знать», городских – «Я –талант» и «Хочу стать Академиком» и даже в прошлом году – на международном конкурсе исследовательских проектов в СИНХе «Дебют в науке» (на этот конкурс я возила 13 проектов). Призовые места получали проекты «Береги зрение смолоду», «Яблоки на столе», «Русский свет», «Музыка нолей и единиц», «Выращивание помидоров дома и на даче», «Стоит ли мальчикам учиться отдельно от девочек»- номинация на районном конкурсе.

В 2014 году команда учеников 2 «Б» класса подготовила проект «Путешествуем по России» о достопримечательностях и интересных местах нашей страны, которые посетили сами ребята. С проектом успешно выступили на родительском собрании, перед 1 –классниками и на районном конкурсе исследовательских проектов «Хотим все знать».

С нынешними 2-клашками уже успешно выступили в этом году на районном конкурсе «Хотим все знать»: 1 место проект «Моя помощница бумага», 1 место- проект «Удивительное растение крапива» и 2 место - проект «Вторая жизнь черствого хлеба». Каждый ученик ежегодно пополняет своё портфолио грамотами, дипломами и призами, полученными в конкурсах.

            


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн