Некоторые технологические приёмы развития детей со средними музыкальными данными
Размещено: Ольга Анатольевна Логинова - пн, 25/05/2015 - 21:12
Некоторые технологические приёмы развития детей со средними музыкальными данными
Не секрет, что в настоящее время значительно упал престиж профессионального музыкального образования. Прошли времена, когда на вступительных экзаменах в музыкальных школах был конкурс и зачислялись дети с хорошими и отличными музыкальными данными. Сейчас принимают всех желающих. Школы часто сталкиваются с проблемой недобора. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей оставляет желать лучшего и существенно отличается от физических параметров их сверстников 60-80 гг. прошлого века. К этому добавляются всё возрастающие нагрузки в общеобразовательных школах, а также различные отвлекающие факторы, такие как интернет, компьютерные игры и т. п.
Сегодня мы принимаем всех, кто изъявил желание заниматься музыкой, и это правильно, так как влияние этих занятий на развитие ребёнка огромно.
Занятия музыкой делают ребёнка более открытым и коммуникабельным.
Душевная организация человека становится более тонкой. Он чувствует нюансы в интонациях, в отношениях, что делает его более успешным в выстраивании взаимоотношений в коллективе, в семье и т. д.
Занятия музыкой приучают к систематическому труду, воспитывают усидчивость, силу воли, терпение.
Развивается творческое начало, что необходимо во всех сферах деятельности.
Развивается образное мышление, чувство стиля, гармонии.
Улучшаются личностные качества.
Кроме того, музыка влияет на физиологию мозга. В ходе экспериментов было установлено, что игра на двуручном инструменте (фортепиано, виолончель) стимулирует развитие головного мозга. Эксперимент показал, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, обмен информацией между правым и левым полушарием увеличивается в среднем на 25%.
Однако такое всеобщее музыкальное обучение требует методик и приёмов, которые позволили бы обучать как детей с хорошими музыкальными данными, так и «середняков», коих, к сожалению большинство.
Недостатки, с которыми приходится сталкиваться при начале обучения в музыкальной школе в классе фортепиано:
Плохая память
Эмоциональная заторможенность
Неритмичность
Гиперактивность
Плохая концентрация внимания
Дефекты воспитания (плохой характер)
Всё это требует гибкости в работе педагога. Перед ним стоит непростая задача — сделать процесс обучения интересным, чтобы он не вызывал отторжения. Сделать это с детьми не очень способными сложнее, так как то, что не очень получается и вызывает трудности, и делать не очень хочется. И здесь важным моментом в работе педагога является создание ситуации успеха для каждого ученика. Успех — это радость и удовлетворение от полученного результата, в результате чего повышается самооценка. Без ощутимого успеха теряется интерес к занятиям, а достижение успеха может быть затруднено физиологическим состоянием ребёнка, недостатком знаний и умений, отсутствием данных. Поэтому педагогически оправдано искусственное создание ситуации успеха — вербальными и невербальными средствами. Это могут быть подбадривающие слова, мягкие интонации, мелодичность речи, корректность обращения, а также открытая поза, доброжелательная мимика.
Технологические приёмы создания ситуации успеха
Снятие страха — объяснить ребёнку, что он пришёл учиться, что сначала не получается у всех, что процесс обучения длительный и получится всё не сразу.
Уверенность учителя в отличном результате. Проявить убеждённость, что всё обязательно получится. Подсказать ребёнку наиболее короткий путь достижения результата.
Скрытое инструктирование — мягко направить ребёнка в преодолении каких-то трудностей, используя такие речевые обороты как: «Возможно, лучше начать вот с этого. Давай попробуем».
Мотивация ребёнка — объяснить ребёнку ради чего осуществляется эта деятельность. В более старших классах хорошей мотивацией может стать ощущение драйва при выступлении на концертах.
Высокая оценка не всей поставленной задачи, а только её части.
Содружество с родителями.
Востребованность ученика. Не всех детей можно показывать на серьёзных площадках. Детей со средними данными вполне можно задействовать на школьных концертах, на родительских собраниях и т. п.
Правильное планирование работы с такими детьми. Грамотно рассчитать силы ребёнка, чтобы к нужному времени получить нужный результат.
Больше обыгрывать программу.
Готовясь к выступлению, играть в разных классах на разных инструментах. Это снимает психологический барьер, учит быстрее адаптироваться к новым условиям.
Заключение разного рода пари с ребёнком.
В тех случаях, когда мама сидит на уроках и пытается одновременно с ребёнком сама вникать в исполнительский процесс, возможно использовать соревновательные моменты между мамой и ребёнком.
Возможен вариант конкуренции между детьми — когда дети исполняют одно и тоже музыкальное произведение.
Проблема концентрации внимания и способы её преодоления
Плохая концентрация внимания на уроке очень часто встречается у маленьких детей в силу возрастных особенностей. Для них урок, длящийся 45 минут, представляет собой достаточно большой отрезок времени. Чтобы урок прошёл плодотворно, необходимо планировать его так, чтобы ученику обязательно была предоставлена возможность для собственного творчества: рисунок к изучаемому произведению, аппликация, поделки, поиск альтернативных вариантов аппликатуры, приёмов игры, приёмов проучивания технических трудностей, досочинения мелодий, придумывание стихов или подтекстовок, сочинение второго голоса и т. п. Очень важно, не раздражаясь, переключать внимание ученика на другую задачу. Задавая вопрос ребёнку, давать ему побольше времени на обдумывание ответа и, если надо, задавать наводящие вопросы.
При таком подходе создаются предпосылки для реализации творческого потенциала, развивается мышление, ассоциативные связи, фантазия, воображение, формируются находчивость, сообразительность, изобретательность.
Сложная работа, требующая больших усилий, должна чередоваться с более лёгкой, что поможет избежать утомления и поддержать интерес. На уроках нужно применять различные виды и формы работы: сольная и ансамблевая игра, движение под музыку, пение, рассказ, слушание музыки. При подборе приёмов следует учитывать, что маленький ученик нуждается в сиюминутном результате. Ему трудно понять, во имя чего он должен трудиться, и рабочий тонус снижается.
К вышеперечисленным методам можно добавить элементарные небольшие паузы во время урока, во время которых ребёнок может посмотреть в окно, выпить воды или сделать небольшую разминку. Всё это активизирует внимание и позволяет продуктивно работать все 45 минут.
Проблемы с памятью
Хорошая музыкальная память — это быстрое запоминание, прочное сохранение и максимально точное воспроизведение спустя длительное время. Память во многом генетическая способность, процентов на 70, и тесно связана с вниманием. Процентов на 30 возможно её развить.
Существует 3 вида памяти — зрительная, слуховая, тактильная. Можно долго играть по нотам и всё запомнится само собой, но это долгий путь. Чтобы ускорить процесс запоминания, можно подключить зрительную память и логическое левое полушарие, т. е. проанализировать музыкальное произведение: назвать аккорды, определить тональный план, секвенции и т. д.
Как же помочь детям выучить музыкальное произведение со сложным текстом и сделать так, чтобы память не подвела на выступлении?
Не пытаться учить текст целыми страницами, а учить маленькими частями.
Если надо, учить сначала отдельными руками.
Пробовать учить только глазами без инструмента. Это можно делать в транспорте, в любое свободное время.
Учить заранее, чтобы музыкальное произведение могло отлежаться.
Эмоциональная заторможенность
Музыкальная деятельность несёт богатейшие возможности развития эмоциональной сферы ребёнка, что, в свою очередь, является фундаментом развития его интеллекта. Ребёнок идёт к осмыслению своих действий через чувства. Только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальном произведении. Желание пережить определённое состояние может послужить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Эмоции активизируют внимание, мышление и речь, поэтому музыкальная деятельность должна быть организована так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней.
Дети с хорошими музыкальными данными, эмоциональные, смелые, как правило, хорошо выглядят на сцене. И в процессе работы над музыкальным произведением всё сводится в основном к тому, чтобы грамотно выучить текст. Им не надо подробно «разжёвывать» фразировку, достаточно дать схему динамического развития, и на эту схему они накладывают свои эмоции.
Совсем другая картина с малоэмоциональными детьми. Им приходится поставленную задачу дробить на более мелкие составляющие. Им приходится очень подробно объяснять, где вершина фразы, как туда идти. Всё дело осложняется тем, что у них нет потребности в этом. Объяснение происходит примерно так: в этом такте РР, в следующем просто Р, далее mF и т. д. Весь процесс пропускается через сознание, и получается исполнение «от головы».
Есть дети робкие, боязливые, тревожные в силу особенностей нервной системы. Они могут быть очень музыкальными, глубоко чувствующими музыку, но стесняются это выразить и показать. На сцене происходит мышечный, а отсюда и эмоциональный зажим, и выступление получается неудачным.
При работе с такими детьми главным является текст, доведённый до автоматизма, чтобы он не отвлекал от главной задачи — донести содержание музыкального произведения.
Для решения этой задачи помогают такие приёмы:
Ключевые слова, передающие мышечные ощущения — швырнуть, выплеснуть и т. п. Они работают на внутреннее раскрепощение. (Можно применять, когда надо ярко и свободно сыграть заключительный аккорд).
Для сумбурного исполнения подойдёт фраза «разложить по полочкам». Всем понятен образ шкафа, где идеальный порядок и каждая вещь лежит на своём месте.
В некоторых случаях при раскрытии музыкального образа помогает помещение внутрь ситуации. Ребёнок в 1классе исполнял пьесу, воспроизводящую колокольный звон. Сделать это ярко не получалось. Рассказы про колокольню, звонаря, большой колокол не помогали. Помогло, когда ребёнок представил, что это не кто-то находится на колокольне, а он сам, и через мышечные ощущения проблема была решена. Получилось очень яркое исполнение.
Вообще дети очень часто не понимают, как это – во время исполнения участвовать в том, что ты делаешь. Можно сделать все динамические оттенки, но этого будет недостаточно, если эмоции не пропустить через себя. В таких случаях можно отослать ребёнка к такой ситуации: предложить ему вспомнить, как он просит у родителей очень желанную для себя вещь — игрушку, например. Сколько страсти и эмоций будет вложено в эту просьбу! Ведь не просит же он бесстрастным, как у робота, голосом?
При исполнении пьес повествовательного характера, когда ребёнку трудно найти нужный темп, можно предложить ему побыть в роли сказочника. Можно вспомнить, как начинаются многие сказки — «в некотором царстве, в некотором государстве...», причём всё это рассказывается неторопливо. Для данной ситуации подойдёт слово «рассказывай».
Когда нужно сыграть длинную развёрнутую фразу, подойдут слова «разматывай», «раскручивай».
У каждого педагога свой арсенал таких слов. И чем ярче найденный образ, тем быстрее будет решена поставленная задача, а именно — яркое, осмысленное исполнение музыкального произведения.
Положения, выдвинутые в работе, являются попыткой подытожить более чем двадцатилетний собственный опыт работы автора с детьми разного уровня способностей и желанием повысить престиж и востребованность нашей профессии в современных условиях.