Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР
Submitted by Ольга Викторовна Ипполитова on вс, 24/05/2015 - 22:44
Цвет – явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаём видеть цвета. Как свидетельствует анализ проблемы в исторической перспективе, цвет – источник многих парадоксов мышления.
Способность к цветоразличению у биологических видов неотделима от всего жизненного цикла. Цветовое зрение человека обладает, по меньшей мере, экологической целесообразностью, поскольку является итогом развития на протяжении десятков миллионов лет.
В отечественной и зарубежной литературе было проведено много исследований по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста Работы Т.С. Комаровой, Е.А. Аркина, И.П. Сакулиной, Е.А. Фрелиной Они показали, что знакомство с цветом помогает детям многограннее воспринимать явления и предметы окружающего мира.
Цветовосприятие - это отражение такого свойства предметов и явлений как цвет, с помощью зрительного анализа.
Цветоразличение – это способность различать, дифференцировать цвета, оттенки спектра.
В учебной и трудовой деятельности человека визуальная информация имеет огромное значение. До 90% информации мы получаем посредством зрительного восприятия и, потому, должны уметь адекватно воспринимать, перерабатывать и отображать её. Особенно визуальная информация важна тогда, когда другие анализаторы по каким-либо причинам не выполняют полностью своих функций. У детей с общим недоразвитием речи нарушен речевой анализатор, поэтому большую роль играют зрительные сигналы.
У детей с ТНР способность к различению цвета приближена к возрастной норме. Но стоит отметить, что достаточно часто эти дети испытывают некоторые трудности в определении цвета, часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов. Данным вопросом занимались такие логопеды как Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.
Цвет - это признак предмета, который рано привлекает внимание детей. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. При нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.
Осознанное целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Уже в 1-2 месяца дети начинают различать цвета, но только к 1,5 годам начинают осознавать, какой цвет они увидели. Наиболее трудным для ребёнка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В возрасте 2-3 лет дети очень часто путают такие названия цветов, как синий и голубой. Это происходит не потому, что ребёнок не способен запомнить их, а вследствие того, что данный цвет ассоциируется с другим названием.
Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета: красный, оранжевый, желтый, с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых оттенков спектра.
Дети с ТНР испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов. Они гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их название, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжево - красный, желтый, вместо фиолетово-голубой, синий и т.д.). "Белыми" дети могут называть мало насыщенные цвета. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения "зеленоватый", "светло-желтый", "голубой" и т.п., то дети с ТНР не владеют такими определениями.
Как показывает опыт работы с четырехлетними малышами, поступающими в группы для детей с ТНР, дети не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Следовательно, с детьми, страдающими ТНР, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. По выражению К.Д. Ушинского, " ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще". Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальности.
При работе над цветовосприятием и цветоразличением исключаются хаотичные цветовые и световые эффекты, т.к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы.
Надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и т.п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное - использование естественных форм. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Цвет нужно обязательно увидеть.
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей, страдающих ТНР должны заниматься и логопеды, и воспитатели, и родители, обучая детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цветовых отношений окружающих предметов.
Вначале, при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: "Подбери лепесток такого же цвета"; "Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета" и т.п. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, т.е. путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и к называнию цветов. Данный вид работы способствует также и обогащению словарного запаса детей, сначала пассивного, а затем и активного.
В старшем дошкольном возрасте, на основании сенсорного опыта, усвоения цветовых эталонов, складываются необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета. Развитию этого качества способствуют эстетически окрашенное восприятие цвета предмета дошкольниками, включение в процесс восприятия образных определений, эпитетов: яркий, красочный, сочный, нарядный и т.д. Образные характеристики цвета и сочетания цвета содержатся в поэтических произведениях: "Лес, точно терем расписной; лиловый, золотой, багряный…", "Белая береза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром…"; "В багрец и золото одетые леса…".
В литературных произведениях очень много таких образных определений цветового богатства окружающего мира. Они способствуют эмоционально-эстетическому восприятию цветового мира, развитию образных представлений, воображения.
Анализ современной психолого-педагогической, методической литературы, практическая работа с детьми позволяют определить необходимые условия формирования чувства цвета у детей с ТНР.
1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей с ТНР в процессе занятий по развитию речи.
2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, иллюстраций, картин, произведений изобразительного искусства.
3. Использование дидактических игр, пособий по ознакомлению детей с ТНР с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете.
4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе, в зависимости от времени года, погоды, освещения.
Развитие цветового восприятия, чувства цвета у детей требует высокой культуры восприятия цвета у педагога. Природа – великий художник. Во время прогулок, экскурсий педагогу необходимо обращать внимание детей на окраску неба, деревьев, кустарников, листьев, цветов, сравнивать сочетание зеленого луга, синих васильков, лиловых колокольчиков, белых ромашек и т.д.
Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира - иллюстрации в детских книгах. Многие ученые отмечают, что рисунки оказывают сильное стимулирующие влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что картина является могучим средством "развязывания" языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями. Даже при простом рассматривании готовых картинок, иллюстраций активизируется речевая деятельность ребенка. Все дети радуются яркому, красочному изображению. Схематические картинки не удовлетворяют ни старших, ни младших детей. Дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так для детей 3-4 лет основным признаком узнавания детьми изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение.
Для детей 5 лет цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей 6 лет цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. И. Котова отмечала, что дети легко узнают выражение радости, страха, удовольствия, показывая на рот, глаза, движения героя. Дети могут понять состояние персонажа, если оно ярко передано в изображении.
Ученые отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах. Иллюстрации являются для них только средством припоминания текста. Лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства.
Работа по формированию словаря у детей с ТНР включает знание, различение, называние цвета и оттенков, умения выделять цвета окружающих предметов, умения сравнивать предметы окружающего мира по цвету. Она может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей, в том числе на занятиях по развитию речи – при работе со сказками, рассказами, стихотворениями. Персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющие цвет: колокольчик голубой", ""лебедь белая", "конь златогривый", "серый волк" и т.п.
В процессе сенсорного воспитания ребенок совершает значительный скачок в познании свойств предметов и явлений, включая цвет как свойство предмета. Исследования Л.А.Венгера, Э.Г.Пилюгиной и др. показывают, что точность цветоразличения повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети могут различать все основные цвета. Дифференцирование цвета, как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале осуществляется по отношению к 4-м цветам: красному, желтому, синему и зеленому, а затем к другим.
Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зеленый, желтый и др. Названия цветов - серый, голубой, розовый устанавливаются позднее и после особого к ним внимания.
Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражение: "Это красиво", "Мне нравится этот цвет", "Мне не нравится такой цвет" и т.д.
Таким образом, систематическая, планомерная, поэтапная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения способствует развитию и активизации словарного запаса детей, обогащает их речь.
Литература
1. Бонде Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день).- СПб., 1997.
2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение.- СПб., 2006.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Н.Б, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка: от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1988.
4. Венгер Л.А., Венгер Н.Б. Домашняя школа мышления.- М., 1982.
5. Волкова Л.С. Логопедия.- М., 2008.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1997.
7. Гаркуша Ю. Ф. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление.- М., 2001.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 1961.
9. Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка.- СПб.,1994.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР).-М., 1981.
11. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М., 1990.