внедрение информационно-коммуникационных технологий, в частности usb-микроскопа, в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта.
Для педагогов:
изучить функциональные возможности цифрового микроскопа Digital Blue QX7, программное обеспечение данного микроскопа (программу Ulead video studio 11);
исследовать возможности использования цифрового микроскопа в освоении дошкольниками различных лексических тем.
Для детей:
Развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности;
Создать условия для формирования научного мировоззрения;
Удивить дошкольников микромиром, окружающим нас;
Обогащать словарный запас, развивать речь детей;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Вопросы проекта:
Как работает usb-микроскоп?
Что можно изучить с помощью usb-микроскопа?
Изучение каких образцов наиболее интересно?
Актуальность проекта.
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать.
Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Электронный микроскоп позволяет:
производить наблюдения на экране монитора, телевизора или проектора
использовать компьютерные методы анализа и редактирования изображения, делать монтаж слайдшоу, видеоклипов
сохранять промежуточные и конечные результаты исследований
даёт возможность передавать результаты исследований на расстояние
Предполагаемый результат:
педагоги освоят работу с микроскопом;
будет подобран материал для исследований;
разработан список лексических тем, в рамках которых можно использовать микроскоп;
дети заинтересуются исследовательской деятельностью.
График работы над проектом:
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1этап
Подготовительный
2 недели
Определяет цель, задачи.
Сбор информации, материалов.
Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи.
2 этап
Практическая деятельность по решению проблемы
4 недели
Организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.
Беседы
Опыты
Просмотр презентаций, клипов, мультфильмов;
Рассматривание книг, иллюстраций
Дидактические игры
Чтение художественной литературы
3 этап
Анализ проектной деятельности и оценка
1 неделя
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами
Оформление творческих работ
4 этап
Презентация проекта «Волшебное окно в микромир»
4 дня
Организует презентацию проекта через:
оформление альбома наблюдений;
оформление мультимедийной презентации;
оформление картотеки материалов для исследований (насекомые, ткани).
Участвуют в оформлении альбома и картотек;
Просмотр презентации «Волшебное окно в микромир».
Объем и содержание работы:
Направление деятельности
Содержание деятельности
Ресурсы
Исполнители
Сроки реализации
Чтение
«Дюймовочка»
Книга/произведение
воспитатель, дети
В течении проекта
Беседы
«Какие бывают увеличительные приборы»
Иллюстрации, слайды
воспитатель, дети
2- недели
«История микроскопа»
Иллюстрации, презентация, слайды
воспитатель, дети
3-ая неделя
«Электронный микроскоп»
Иллюстрации, презентация
воспитатель, дети
3-ая неделя
Просмотр видеофильмов, мультфильмов
Мультфильмы:
«Приключения Карика и Вали»
«Биология для малышей»
Путешествие Нильса с дикими гусями
Мультфильм
воспитатель, дети
В течение проекта
Музыкальные клипы
«Мир под микроскопом»,
Видеоклип
воспитатель, дети
В течение проекта
Познание
Опыт 1 «Фрукты и овощи»
Опыт 2 «Насекомые»
Опыт 3 «Предметы вокруг нас»
Опыт 4 «Ткань»
Опыт 5 «Наше тело»
Опыт 6 «Комнатные растения»
Опыт 7 "Плесень"
Микроскоп, ноутбук, образцы для исследований
воспитатель, дети
3, 4, 5, 6-я неделя
Информационный материал для родителей
Консультации:
«Микромир под микроскопом»
Компьютер, принтер
воспитатель
В течение проекта
Альбом «Проект «Волшебное окно в микромир»
Компьютер, принтер, фотографии
воспитатель, дети
В конце
6-ой недели
Творческое задание
«Экспедиции»
Поиск образцов для исследований
Родители, дети
В течение проекта
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по теме.
Результаты проекта:
- педагоги научились пользоваться микроскопом;
- дети и родители заинтересовались исследовательской деятельностью и работой с цифровым микроскопом;
- в результате проекта были выбраны лексические темы, в рамках которых применение цифрового микроскопа наиболее интересно и целесообразно (Таблица № 3).
Лексические темы, в рамках которых возможно применение микроскопа (Таблица №3).