Сотворчество педагога учащегося как инструмент повышения качества и результативности образовательного процесса
Submitted by Наталья Павловна Стримбицкая on Wed, 20/05/2015 - 17:05
Сотворчество педагога учащегося как инструмент повышения качества и результативности образовательного процесса
Стримбицкая Наталья Павловна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Детской школы искусств
Условия учреждения дополнительного образования детей наилучшим образом способствуют созданию единого образовательно-воспитательного пространства, в котором творчество является важным аспектом взаимодействия участников образовательного процесса. В основе такого взаимодействия лежит сотворчество педагога и учащегося в разнообразной деятельности (труд, познание, общение) и составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Сотворчество педагога и обучающегося проявляется не только во взаимном плодотворном общении, но и в совместном труде, в процессе которого происходит взаимное обогащение. Сотрудничество можно охарактеризовать как совместное дело в ходе реализации образовательного процесса, направленное на усвоение знаний, формирование умений и навыков учеников, их воспитанности и повышение мотивации к творческой деятельности. В основе этих отношений лежит личностный подход и педагогика сотрудничества, которые предусматривают гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности.
Сотрудничество и сотворчество педагога и обучающихся в условиях Детской школы искусств понимается нами не только как стиль взаимодействия, но и как инструмент повышения качества и результативности образовательного процесса.
Для разных возрастных категорий обучающихся сотрудничество принимает различные проявления. Например, для детей дошкольного возраста и обучающихся младшего школьного возраста сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. Для старших школьников делается упор на мотивацию обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному, важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности. И что, именно благодаря накопленному багажу знаний, умений и навыков он способен завоевать авторитет среди сверстников.
Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний обучающимися умением педагогов не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на занятиях, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.
В педагогической практике выделяют следующие варианты сотворчества педагога с учащимися:
педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом;
педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;
педагог создает общую концепцию занятия, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.
Стратегию сотрудничества формируют механизмы стимулирования педагогом познавательных интересов обучающихся.
Это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:
пространственное и временное соприсутствие,
единство целей,
организация и управление деятельностью,
разделение функций, действий, операций,
наличие позитивных межличностных отношений.
Сотрудничество происходит по четырем основным направлениям: линия «педагог – учащийся», как правило, подкрепляется активностью в направлении «учащийся плюс учащийся», что обусловливается самим коллективным характером учебной деятельности. Кроме того, на сотрудничество педагога и учащегося влияют контакты по линиям «педагог и педагогический коллектив», а также общегрупповое взаимодействие учащихся во всем учебном коллективе, например в целой группе.
При организации совместной деятельности необходимо помнить об основных предпосылках продуктивного сотворчества:
взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними;
важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела;
необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появится необходимость посоветоваться с педагогом;
важно обеспечивать добровольное включение детей в решение творческих задач;
деятельность должна быть увлекательной, при её организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
Совместная деятельность воспитанника и педагога является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества.
Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотворчество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.
Особое место занимает сотрудничество и сотворчество педагога и обучающегося на занятиях по изобразительному искусству. Выполнение практических заданий включает в себя коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке педагога, которая включает наглядный показ примера выполнения того или иного задания. При подготовке к выставкам и конкурсам осуществляется совместное обсуждение тематики работ, разработка сюжета, цветового решения, подбор материалов и другое. Для достижения цели в условиях сотворчества педагог предлагает учащемуся самостоятельно оценить свою точку зрения и дает собственную оценку, сравнивая и подталкивая воспитанника к нахождению собственных ошибок. Таким образом, достигается нахождение оптимального варианта при решении поставленных задач.
Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося увеличивает его мотивацию к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже учащихся со средним уровнем способностей, так как при разработке задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности.
Большую роль в процессе обучения играет применение информационных технологий в работе с учащимися. Компьютер успешно применяется при объяснении нового материала, демонстрации работ и наглядных пособий и является своеобразным инструментом для создания атмосферы творческого сотрудничества и сотворчества.
На примере объединения «Художник» могу сказать, что такое взаимодействие привело к позитивным результатам в образовательной деятельности. Учащиеся стали проявлять творческий подход к выполнению заданий, в работах стала проявляться индивидуальность, повысился уровень исполнения работ. У учащихся появилось большое желание демонстрировать свои работы на школьных и городских выставках, принимать участие в конкурсах разного уровня.
Мотивация учащихся к творческой деятельности оказала положительное влияние на качество и результативность образовательного процесса. Большинство обучающихся объединения имеют средний уровень способностей, в связи с этим, с ними проводится дополнительная работа с учетом личностно-ориентированного подхода. Подбираются задания, соответствующие уровню их способностей, с постепенным усложнением, работы демонстрируются на школьной выставке для ознакомления родителей с результатами совместного труда педагога с ребенком, оценки эффективности проводимой работы.
Как стиль взаимодействия, сотворчество оказывает положительное влияние на развитие мышления, творческого воображения и, вместе с тем, на результативность участия в выставочной и конкурсной деятельности. Учащиеся Еланский Данил, Цириховы Кристина и Ксения, Бирюкова Виктория являются постоянными участниками городских выставок и конкурсов, за что награждены грамотами и дипломами. А Цирихова Кристина заняла 3 место во Всероссийском конкурсе «Рождественские фантазии», поведенном ФЦТТУ г. Москвы.
Подводя итоги, хочется отметить важную роль сотворчества, позволяющего установить тесную обратную связь между педагогом и учащимся, которое, по сути, является своеобразным инструментом повышения качества и результативности образовательного процесса.
Литература
Прозорова А.А. Личностное развитие обучающихся в отделе художественного и эстетического воспитания. // Дополнительное образование и воспитание № 6, 2013.
Фатерина Н.В. Профессионализм и мастерство педагога определяют пути успешности ребенка. // Дополнительное образование и воспитание № 6, 2010.