ПОЛОЖЕНИЕ
о I Областном конкурсе чтецов «Литературная беседка»
Общие положения
- I Областной конкурс чтецов «Литературная беседка» (далее – Конкурс) представляет собой состязательное мероприятие по выразительному чтению отрывков из прозаических, стихотворных и драматических произведений российских и зарубежных писателей.
- Конкурс проводится министерством образования Саратовской области.
Цель и задачи Конкурса
- Целями Конкурса являются возрождение традиции звучащего слова и выявление одаренных школьников.
- Задачи:
- пробуждение и развитие у современной молодежи интереса к классической и современной литературе;
- развитие навыков грамотной речи и чтения;
- воспитание культуры чтения;
- воспитание литературного и художественного вкуса;
- развитие навыков выступления перед аудиторией;
- актуализация лучших образцов чтения поэтических произведений;
- воспитание ценностного отношения к русской и мировой литературе.
Руководство Конкурсом
- Общее руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет (далее - Оргкомитет).
- Оргкомитет Конкурса состоит из представителей министерства образования Саратовской области, Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее – «СОИРО») и регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка Саратовской области (далее – «АССУЛ»).
- Оргкомитет:
- формирует состав рецензентов и состав жюри секций;
- осуществляет общее руководство подготовкой и проведением очного (заключительного) этапа Конкурса;
- анализирует и обобщает итоги Конкурса;
- определяет победителей и распределяет призовые места.
4. Оргкомитет несет ответственность:
- за соблюдение настоящего Положения, правил и процедур подготовки и проведения Конкурса;
- за обеспечение объективности оценки работ.
Жюри Конкурса
- Жюри включает в свой состав не более 5 человек в каждой номинации.
- В состав жюри входят:
- специалисты «СОИРО»;
- члены «АССУЛ»;
- артисты театров г. Саратова;
- педагогические работники образовательных организаций.
3. Члены жюри:
- определяют победителя в каждой номинации;
- рекомендуют участников к награждению.
Участники и порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится в три этапа:
- первый (школьный);
- второй (муниципальный);
- третий (региональный).
- Участниками первого (школьного) этапа Конкурса являются обучающиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений всех типов г. Саратова и Саратовской области.
- Участниками второго (муниципального) этапа Конкурса являются учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений – победители первого этапа Конкурса (не более 4 человек от школы).
- Участниками третьего (регионального) этапа Конкурса являются учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений – победители второго этапа Конкурса (не более 4 человек от района).
- Выбор репертуара свободный.
- Для участия в 3 этапе Конкурса необходимо прислать на адрес Оргкомитета заявки от руководителя РМО (см. Приложение №1).
- На Конкурс принимаются только индивидуальные заявки.
- Конкурс проводится по следующим номинациям:
Направления Конкурса:
- Чтение литературных произведений на русском языке.
- Чтение произведений на иностранных языках.
Возрастные группы Конкурса:
- 1-4 классы (младшая группа);
- 5-8 классы (средняя группа);
- 9-11 классы (старшая группа).
Сроки и место проведения Конкурса
- Школьный этап проводится со 2 по 12 сентября 2015 г.
- Муниципальный этап проводится с 14 по 30 сентября 2015 г.
- 9 октября 2015 г. – региональный (очный) этап.
- Место проведения Конкурса – ГАУ ДПО «СОИРО» (ул.Б. Горная, дом 1).
- Время проведения Конкурса – 9 октября 2015 года 10.00-15.00 часов.
- Участники Конкурса исполняют поэтические, прозаические, а также драматические произведения отечественных и зарубежных авторов (при условии большого объёма произведения необходимо выбрать отрывок) по своему выбору. Исполняемое произведение должно быть выучено наизусть.
- Регламент одного выступления – не более 3 минут.
- Коллективное выступление не предусмотрено.
- Помимо художественного чтения произведения (отрывка), конкурсные испытания предполагают ответы на вопросы жюри, касающиеся содержания произведения или отношения чтеца к мыслям, выраженным автором читаемого произведения (не более 2 вопросов). Возможные формулировки вопросов приведены в приложении 2 к настоящему положению.
- Сведения о проведенном муниципальном этапе Конкурса высылаются руководителями РМО в оргкомитет в электронном виде не позднее 1 октября 2015 года (см. приложение 3).
Подведение итогов и награждение участников Конкурса
- Участники очного этапа (финала) награждаются дипломами и сертификатами.
- Награждение происходит отдельно по каждой номинации. Возможны дополнительные призы от «АССУЛ».
- 16 октября 2015 года – объявление о результатах Конкурса на сайте «СОИРО».
Критерии оценки выступлений
- знание и точность понимания текста – 0-3 балла;
- эмоциональность и экспрессивность исполнения, ее адекватность содержанию текста – 0-3 балла;
- осмысленность произношения (выразительность и чёткость произношения, уместный ритм и темп речи, деление речи на такты, паузация, логические ударения, интонирование, оптимальная звучность речи) – 0-3 балла;
- культура телодвижения (поза, жестикуляция, мимика, общение с аудиторией) – 0-3 балла;
- ответы на вопросы – 0-3 балла;
- итого - max – 15
Бонусный балл (1) может быть выставлен за оригинальность подхода к раскрытию темы произведения.
Индивидуальные требования к участникам
- небанальность выбранного репертуара;
- соответствие репертуара возрасту и индивидуальности исполнителя;
- понимание исполнителем эмоциональных и смысловых основ произведения, заложенных автором;
- осознание особенностей стиля и языка автора;
- выбор произведения зарубежных авторов в качественном переводе;
- умение донести мысль автора и собственную концепцию текста до слушателей, умение убедить слушателей;
- личностная мотивировка выбора текста;
- простота и естественность исполнения;
- орфоэпическая и интонационная грамотность речи;
- звучание номера не более 3 минут.
Не допускаются:
- несценический внешний вид (спортивная или рабочая одежда или обувь, отсутствие сменной обуви, неопрятность);
- речевые и текстуальные ошибки (незнание текста, использование приемов пересказа и элементов актерской игры);
- превышение количественного состава участников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Заявка на участие в конкурсе «Литературная беседка»
Номинация
|
|
Автор и название исполняемого произведения
|
|
Сведения об участнике
|
Фамилия, имя
|
|
Название школы:
|
|
Класс:
|
|
Контактный телефон:
|
|
Электронная почта:
|
|
Сведения об учителе-консультанте
|
Фамилия, имя, отчество
|
|
Должность:
|
|
Контактный телефон:
|
|
Электронная почта:
|
|
Приложение 2
Возможные вопросы жюри
(на примере стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»)
1. Какова основная мысль прочитанного вами текста?
2. Почему вы выбрали именно этот текст?
3. Что значит слово "нерукотворный" в стихотворении Пушкина «Памятник»? Что может быть ещё нерукотворным?
4. Как вы понимаете выражение "заветная лира"?
5. Что такое "Александрийский столп"? Положительно ли вы оцениваете пушкинские строки, сказанные автором о себе: "Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа"?
6. Что значат в пушкинском тексте слова "жестокий век"?
7. Оправдано ли для поэта как бы ставить собственными стихами «Памятник» самому себе?
8. Пушкин пишет: "главою непокорной…" Когда "глава непокорная" хороша и когда плоха?
9. Почему вы ставите логическое ударение именно на слове… (например, «…в мой жестокий век восславил я свободу и / милость к падшим призывал»)?
10. В этом стихотворении много возвышенных слов, взятых из церковно-славянского языка или высокого книжного стиля. Возможны ли такие слова, как, например, "глава", "вознёсся", "заветная лира", "тленье", "пиит" в современной речи?
Приложение 3
Отчет о муниципальном этапе I Областного конкурса чтецов
«Литературная беседка»
№
|
Номинация
|
Сведения о победителях
|
Фамилия, имя
|
класс
|
Автор
|
Произведение
|
-
|
Проза
|
|
|
|
|
-
|
Поэзия
|
|
|
|
|
-
|
Драма
|
|
|
|
|
|