Тысячелетия человек утверждался на земле, покоряя природу. Он не умел или не хотел слышать её ропщущий голос: «Не забудь: ты сам — моё творенье! И у нас с тобой — одна судьба! » Человек жил, строя свои взаимоотношения с природой по принципу: «пришёл, увидел, победил». И наступил момент, когда стали гибнуть реки и озёра, исчезать животные и растения. Только тогда человечество всерьёз начало задумываться над содеянным. А задумавшись, невольно задало вопросы: По какому праву люди стали именовать себя царями природы? С чего они взяли, что природа предназначена для человека? И зазвучали эти жгучие вопросы с телеэкранов, со страниц публицистических и художественных произведений. Своё слово в защиту природы произнесли поэты и писатели, в произведениях которых был показан её прекрасный лик и сказано о кровном родстве человека и природы.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла яркое воплощение и на страницах книги В. Распутина «Прощание с Матёрой».
«И опять наступила весна...» — так начинается повесть «Прощание с Матёрой». И мы по воле писателя оказываемся перед величественной картиной природы, ликующей и страстной, бурной и нежной: «опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки...»
Воспев красоту природы, В. Распутин разматывает нить повествования дальше, и мы попадаем в мир героев. Встреча с ними даёт ясное осознание того, что в созвучии души человека и природы сокрыт корень характера человека, основа его духовного здоровья, цельности и равновесия. Так старуха Дарья в трудные минуты жизни стремится найти истину, с высоты которой стало бы понятно всё происходящее вокруг. Она думает, «что нет ничего несправедливее на свете, когда что-нибудь, будь то дерево или человек доживает до бесполезности».
Значит, высшая правда заключается в надобности, в необходимости всего всему. Споря с внуком Андреем, старуха Дарья утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходимости сохранить саму землю.
Речь героини наполнена разговорными словами, местным диалектом и оттого, когда читаешь повесть, кажется, что находишься в том месте, где живёт и действует героиня. Удивительно, необычно звучат в произведении самые обыкновенные слова. Автор словно обводит взором пространство и множество людей, и благодаря этому рождается мысль, что сберегая надобность земли Матёры, можно сберечь надобность людей друг в друге, надобность человека в человеке.
Сын Дарьи, Павел, на протяжении всей повести мучительно ищет ответ на вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры? Умом он понимает, что без техники в наши дни ничего не сделать, что в рассуждениях Андрея о грандиозных стройках есть сегодняшняя правда, от которой никуда не уйти. Но, вспоминая, что будет затоплена земля, вскормившая не одно поколение, Павел думает, что цена слишком дорогая, и пытается отыскать «коренную» правду.
Однако «коренную» правду нельзя найти в одиночку, её можно постичь только сообща. Во время стихийно возникшего собрания люди приходят к выводу, что с землёй их роднят, первом делом, труды. А ближе всего подходят люди к высшей правде, когда красота и щедрость природы рождают общую песню. В это мгновение люди сливаются с природой настолько, что забывают свои страдания и переживания. И приходит к каждому из них осознание, что человек не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг него.
Из того, что находится вокруг, В. Распутин выделяет «царственный листвень». По старинному поверью, им крепится остров к речному дну, к одной обшей земле. Готовя остров к затоплению, люди пытаются свалить, спилить, наконец, сжечь могучее дерево, но оно спокойно и величаво возвышается над ними, не признавая никакой силы, кроме своей собственной. «Листвень» — это символ могущества природы.
Все духовные ценности народа — песни, предания, обычаи — есть одухотворённые ценности природы и человеческого труда. Поэтому и возникает в повести образ хозяина острова, которого люди никогда не видели и не встречали, но который знал всё и всех. Хозяин острова с особым чутьём прислушивается к тому, что происходит на земле:1 шороху листвы, возне птах, дыханию растущей травы. В этом образе В. Распутин воплощает духовную суть Матеры, суть всего живого и неживого на ней.
Прочитав книгу, я понял, что «новое на пустом месте не построишь», что сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле. Люди, живущие сегодня, во взаимоотношениях с природой должны опираться на лучшие традиции дедов и прадедов, поливших своим потом землю, сделавших её плодородной и благоустроенной для жизни человека. Наши предки, испытывали кровное родство с природой, старались сродниться с ней духовно, приблизить её к себе. И мы, их потомки, должны научиться понимать красоту природы, уметь сочувствовать всему живому на земле, беречь каждую травинку.
|