Мастер-класс по изобразительному искусству «Нетрадиционная техника графики в ДПИ – граттаж»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер-класс по изобразительному искусству «Нетрадиционная техника графики в ДПИ – граттаж», поделиться опытом личностно-ориентированного обучения на уроках рисования в 5-х классах по теме: «Ты сам мастер. Создание декоративной работы в материале» и предложить Вам создать свой современный шедевр.
Цель моего занятия:
- Познакомить с современным нетрадиционным видом декоративного искусства – граттаж;
- Воспитывать интерес к искусству, к различным видам современного народного творчества;
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
- Вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству.
I шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
- Краткая характеристика учащихся классов, в которых работает учитель; обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
В 5-х классах уроки изобразительного искусства я веду по программе созданной в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5 – 9 классы» Б.М. Неменского, 2014 г. и учебника «Изобразительное искусство» для 5 класса - Н.А. Горяевой «ДПИ в жизни человека» 2014г.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Эта тема является очень актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся предусматривает целенаправленность, органическое сочетание нравственных и эстетических идеалов. Детям необходимо помочь развивать творческое воображение, научить пристальнее всматриваться в окружающий мир, развивать общую культуру, чувство красоты.
Одним из важных условий развития художественного творчества подростков как раз-то и является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной деятельности художественных материалов и техник.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе.
Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычным материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, обогащает возможности детей, повышает их интерес к урокам и способствует развитию фантазии, художественного вкуса, творческих способностей. Поэтому на занятиях с детьми я использую не только традиционные, но и нетрадиционные методы рисования.
В начале года, протестировав пятиклассников, я выяснила чему они научились в начальной школе, с какими техниками рисования знакомились и на основании и этого построила свою рабочую программу.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в СОГИУУ, в отделе по организационно-методической работе и непрерывному повышению квалификации педагогических кадров.
1.4.Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
На уроках изоискусства знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под моим руководством конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для нас важен не конечный результат, а способ, с помощью которого ребята сами достигают этого знания.
Творческая художественная деятельность включает в себя разработку учащимися творческих композиций по изучаемым темам, создание проектов.
Учащиеся 5-х классов активно принимают участие в школьных тематических выставках рисунков, разрабатывая проекты по их оформлению, участвуют в городских творческих конкурсах художников. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
Сейчас очень важно поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей творчества всегда входило в мои задачи на уроке. Замечательно, что мой кабинет оснащен мультимедийным оборудованием, т.к. одно из очевидных достоинств урока - это усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. А проектор оказывает неоценимую помощь. Уроки рисования я веду параллельно с уроками музыки в кабинете музыки. Доски там можно сказать нет, и свой показ приемов рисования я записываю на видео – потом видео демонстрирую учащимся, это и меня освобождает и можно повторить все сначала.
Сейчас почти все дети имеют видеокамеру в телефоне, и бывает, я даю задание им, записать, как дома выполнялась работа над рисунком или проектом. Это делается ими с огромным удовольствием.
Введение новой техники рисования и художественных материалов, конечно же, активизирует процесс художественного творчества школьников. В то же время нельзя не учитывать, что чрезмерный интерес к новым материалам и техникам может увлечь школьника их различными эффектами в ущерб грамотному изображению. Поэтому на уроках изобразительного искусства нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.
2 шаг. Представление системы уроков.
2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
На исполнение техники граттаж я отвожу 2 урока. На первом мы грунтуем заготовку, а на втором рисуем-царапаем.
Для детей эта техника очень привлекательна т.к. в ней присутствует элемент волшебства, а что там получится, если снять (процарапать) черный слой! Ребенок открывает и познает мир и сам творит свой. Техника граттажа формирует у детей навыки сочетания цвета и знакомит с таким материалом, как масляная т восковая пастель, с ее характеристиками и особенностями в работе.
Граттаж - еще одна возможность пошалить для детей: поцарапать, потыкать, стереть, соскоблить, ну и конечно для них будет неожиданностью, что можно рисовать обычной палочкой или стеком без красок. Они с таким усердием и азартом выводят линии и освобождают цвета, складывая все это в свой авторский рисунок. У ребенка формируется представление, что такое графика и как линии могут складываться в узор.
Использование графической техники граттаж не только позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества. Удовольствие от работы в этой технике сравнимо с археологическими раскопками и расшифровкой пиктограмм.
Уроки изобразительного искусства я всегда провожу с применением компьютерной поддержки, это развивает и творческие способности, и эстетический вкус учащихся. Каждый урок программы построен на зрительном, музыкальном, литературном материале. Информационно-коммуникативные технологии открыли для учащихся замкнутое пространство кабинета и погружают их в мир искусства.
2.2. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
Уважаемые коллеги,
Мой мастер - класс посвящен одному из самых простых видов графики, удивительной технике «граттаж». Эта техника стала одной из моих любимых, я так ей заинтересовалась, что у меня появилось желание увлечь ею и других!
В ИЗО немало разных техник,
Я, как учитель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я.
Он вызывает интерес
У школьников любого класса,
Ведь каждый хочет в мир чудес!
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой!
Итак, граттаж.
Вам поподробней
О нем сейчас я расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это делать - покажу.
Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания.
В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.
3 шаг. Имитационная игра.
3.1.Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.
Для работы нам потребуются следующие материалы:
- Белый или цветной картон или плотная бумага;
- восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след) или свечка
- акварель, тушь или акриловая краска (лучше темных тонов);
- жидкое мыло или шампунь;
- широкая кисть;
- инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или стека).
Несмотря на сложное название, эта техника выполняется легко и поддается творческому осмыслению.
Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Мы работаем с ребятами над проектом «Салют Победе!» Выставка наших работ скоро украсит школьную рекреацию.
Картины в технике граттаж - это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой экспрессивностью и выразительностью.
Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применялись ребятами в этой технике.
Да, это линия, штрих, контраст.
Показ работ, выполненных в технике «граттаж».
А мы свои произведения посвятим христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению.
В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например - гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы, мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья.
И однажды она вылетит из него бабочкой.
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный подарок праздника Христова Воскресения - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. На стол подаются крашеные вареные яйца, а также куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха.
Вам, уважаемые коллеги я предлагаю придумать композицию на пасхальную тему и выполнить ее в технике «Граттаж». Вы пока обдумывайте содержание вашей работы, а я расскажу и покажу этапность выполнения
Итак,
Шаг 1.
Для начала надо закрасить лист картона масляной пастелью или восковыми мелками. Закрашивать можно в произвольном порядке – главное чтобы вся поверхность была заштрихована без пробелов.
Можно заменить восковые мелки обычной парафиновой свечкой, и натереть ею лист белого или цветного картона, или предварительно залитый разноцветной акварелью и хорошо высушенный лист плотной бумаги.
Показываю сама
Шаг 2.
После того, как поверхность листа полностью закрашена мелками, надо покрыть ее слоем акварели, для обезжиривания поверхности смешаем ее с жидким мылом.
Возьмем большую кисточку и нанесем краску на лист толстым слоем.
Оставим загрунтовку для картинки в покое до полного высыхания.
Шаг 3.
После того как краска полностью высохнет, можно приступать к рисунку.
Маленькие советы:
Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя.
Вы сначала попробуйте сделать набросок вашей работы.
Рисунок лучше выбирать с большим количеством мелких деталей, тогда будет красиво.
Можно нарисовать контуры - карандашом или перевести через копирку
Наши ребята уже сделали для Вас заготовки. Поэтому остается только творить.
Простор для фантазии тут просто огромен.
Пока вы обдумываете свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.
Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.
Когда вы будете рисовать, у вас появятся черные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.
И чтобы было еще интересней творить, внесем немножко интрижки в нашу деятельность. Вы начнете работу, но по моему сигналу – пусть это будет хлопок, Вам нужно будет передать работу соседу, по кругу по часовой стрелке и продолжить рисовать на новой заготовке. И так будет происходить, пока ваша первая работа не вернется к вам.
3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4 шаг. Моделирование.
4.1.Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели в режиме технологии Мастера. (Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение результатов самостоятельной деятельности слушателей.
Педагог:
Вот вы и освоили простейшую графическую технику. Но не торопитесь с ней расставаться.
Граттаж - идеальная техника, чтобы нарисовать ночной город (или любой другой ночной пейзаж), глубокий космос или морскую пучину... Впрочем, бабочки, цветы, и даже портреты получаются ничуть не хуже.
5 шаг. Рефлексия.
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Свои готовые работы я предлагаю вам вывесить на доску.
А мои ребята 5-классники подготовили для вас сюрприз. Я предлагаю Вам с этих импровизированных пасхальных яичек стереть верхний слой.
А теперь из букв, которые открылись перед Вами, давайте сложим фразу и закрепим ее на доске. (СПАСИБО ЗА ТВОРЧЕСТВО!)
Вам нравится наша выставка?
- Пора надежд и вдохновенья,
Опять пришла! Душа поёт!
Так пусть же это настроенье
Вам только радость принесёт!
Уважаемые коллеги! Я предложила Вашему вниманию свой личностно-ориентированный подход к современному декоративно-прокладному искусству, а Вам предлагаю: ищите, пробуйте, экспериментируйте. Испытайте настоящую творческую радость. Многое из того, что Вы сделаете своими руками, будет доставлять Вам и людям, окружающим Вас, радость от встречи с рукотворной красотой.
|