v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Банк педагогической информации на сайте Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. – Режим доступа: http://ipk.admin.tstu.ru/resurs/bpi.asp
Гаврилова Надежда Николаевна,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ №18,
методист МОУ «Учебно-методический и информационный центр»
г. Мичуринск
Организация деятельности ресурсного центра в модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Изменения во многих сферах российской социально-экономической жизни не могут не отражаться на состоянии школьного образования и воспитания.
Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одной из приоритетных задач концепции модернизации российского образования на период до 2010 года стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах. Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. В старших классах учебно-профессиональная деятельность становится ведущей. Основой для формирования профессионального интереса, как необходимого условия профильного обучения, является познавательный интерес, его упрочнение и специализация.
В нашей школе с 2003 года ведётся эксперимент по введению профильного обучения в старшие классы, хотя специализированным обучением мы занимаемся уже 10 лет: это и успешная работа медико-биологической группы, и работа по индивидуальным учебным программам, и введение в учебную практику социальноадаптивных и развивающихся курсов. Поэтому направление развития «Профильная школа» стала для коллектива очень актуальным, а тем более новая её форма: по модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений школ №8, 16 ЦДЮТ, МичГАУ с ресурсным центром – МОУ СМОШ №18.
С чего мы начали свою работу? Конечно с организации предпрофильной подготовки учащихся, так как предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношение будущей профессиональной деятельности.
Определили задачи предпрофильной подготовки. Это:
- выявление интересов, склонностей и способностей школьников;
- формирование практического опыта в различных сферах, ориентация на выбор профиля в среднем звене;
- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных и социальных ценностях, в том числе профессиональной ориентации;
- формирование широкого спектра познавательных и профессиональных интересов.
Мы пришли к выводу, что реализация данных задач требует подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в процессе всего периода в основной школе, начиная с 1-го класса, а в 3-х классах идёт конкретизация данного процесса.
С учёт психологических и возрастных особенностей детей условно можно выделить следующие этапы предпрофильной подготовки.
I этап (1-4 классы) – формирование ценностного отношения к труду, значение труда в жизни человека и общества, развитие общеучебных знаний и навыков, становление интереса к учебно-познавательной деятельности через систему развивающего обучения, деятельностный метод преподавания, максимальную заинтересованность учащихся и плотность урока.
Поэтому, не случайно, говоря о профильной школе в рамках открытых мероприятий, мы показываем и работу учителей начальной школы, заостряя внимание на все названные аспекты.
IIэтап (5-7 классы) – происходит формирование у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта, ведущей становится деятельность развивающего характера, ориентированная на приобретение опыта в сферах социально-профессиональной практики через учебную и внеурочную деятельность.
Поэтому ранняя специализация в форме углублённого изучения отдельных, приобретённых в общество, предметов (таких как английский язык, информатика, право) или мотивация к познанию (например, на библиотечных уроках) – хорошая помощь в определении дальнейшего жизненного пути.
III этап (8-9 классы) – уточнение образовательного запроса через элективные курсы по выбору, психолого-педагогическое консультирование является кульминацией предпрофильной подготовки, так как весь спектр образовательных и воспитательных услуг направлен на этот возраст.
Предпрофильная подготовка необходима ещё и потому, что у нас современных девятиклассников профессиональные намерения ещё не сформированы, у них практически нет оснований для выбора профиля, они выбирают свой дальнейший образовательный путь по предложению родителей, тогда как главным основание для выбора профиля должен стать интерес школьника, его желание обучаться с определённой целью в соответствии с его способностями.
И поэтому центральным звеном в системе предпрофильной подготовки являются элективные курсы – они так и называются ориентировочными, ибо служат ориентиром для выбора основанного образовательного направления.
В нашей школе элективные курсы ведутся с 2003 года. Мы отслеживаем действие элективных курсов на формирование самосознания школьников.
Можно сделать следующие выводы:
- на начальном этапе на выбор элективных курсов влияет увлечённость учебными предметами, но, по мере включения учащихся в предпрофильную подготовку, уменьшается роль любимых предметов;
- уменьшается роль родителей в связи с состоявшейся первичной профессиональной самоориентации школьников;
- уменьшается число детей, имеющих неустоявшиеся интересы;
- растёт интерес к профессиональному самоопределению.
Также для успешного выбора профиля ориентировочных курсов должно быть большое разнообразие. В этом одна из позитивных сторон сетевого взаимодействия образовательных учреждений, фактор развития конкурентно-образовательной среды.
Сеть имеет возможность предоставить учащимся выбор элективных курсов по пяти направлениям. Одно условие – это качественные, интересные и апробированные программы элективных курсов.
Одной из задач предпрофильной подготовки оказание психолого-педагогической помощи учащимся.
Психолого-педагогическое сопровождение в профильном обучении
- многогранная деятельность всего педагогического коллектива над проблемой становления личности и профессионального самоопределения. Это и
- организация внешних связей с ВУЗами, СУЗами, учреждениями дополнительного образования, центрами занятости;
- информирование и консультирование всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов;
- организация предметных олимпиад;
- профориентационные уроки технологии;
- организация социально-адаптивных курсов;
- диагностическая работа педагогов-психологов, социальных педагогов;
- аналитическая-смысловая и координационная деятельность администрации школы.
Хочется более подробно остановится на диагностической и информационно-консультативной работе в школе.
Психолого-социологический центр школы традиционно осуществляет диагностику параллелей 7-8 классов по мотивации, социометрии. Это позволяет каждому ученику посмотреть на себя как на личность со всеми способностями, интересами и склонностями и дают ему или педагогу возможность подкорректировать отдельные моменты в развитии.
В 9 классе проходит блок основной профориентационной диагностики, которая помогает учащимся в моделировании образовательной деятельности, проектированию будущей профессии, перспективы. В этому году удачное сотрудничество с региональным центром позволило нам провести расширенную диагностику учащихся 9-х и 10-х классов с профессиональной направленностью, следуя рекомендациям анализа тестов. Предметно-профессиональное консультирование даёт возможность уточнить выбор образовательного пути, соединить в программу действий «хочу» и «могу» и сформировать профильные классы, не только беря за основу желание учащегося, но также опираясь на их возможность обучаться по тому или иному профилю.
Таким образом, на 2005-2006 учебный год было сформировано три профильных класса и один общеобразовательный, а по модели сетевого взаимодействия, используя индивидуальные учебные планы, учащимся было предоставлено семь образовательных направлений.
Организационно-содержательная модель сетевого взаимодействия профильного обучения.
В условиях функционирования модели
- появляется возможность значительно расширить набор профилей обучения и тем самым удовлетворить интересы и потребности учащихся;
- более эффективно использовать кадровых потенциал школ;
- продуктивнее задействовать материально-техническую базу.
Для этого пришлось много потрудится над учебным планом старшего звена, так как он должен соответствовать требованиям концепции профильного обучения и находится в тесном взаимодействии с учебным планом школ-партнёров, а также создать нормативно-правовую базу по основным пунктам профильного обучения – локальные акты школы. Это:
- Положение о ресурсном центре;
- Положение о профильных классах;
- Положение о «портфолио»;
- Положение о психолого-социологическом центре;
- Положение о школьной библиотеке;
- Положение о гимназических классах;
- Положение об итоговой аттестации по новому образцу.
И конечно содержание преподавания должно соответствовать профильному обучению – где главным критерием является квалификация, творческий потенциал и компетентность педагога – это золотой фонд профильного образования. Как ресурсный центр школа обладает таким потенциалом.
Выдвигаются определённые требования и к учебно-методической организации занятий:
- научная строгость и доказательность;
- проблемное изложение материала;
- усиление дедуктивного подхода;
- наличие исследовательских и творческих задач через деятельностный метод обучения.
Профильное обучение предполагает более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить разноуровневое и разноспособное обучение, удолетворить образовательные потребности учащихся, более глубоко изучить материал по профильным предметам, увеличение времени на личностно-значимое образование, что в конечном итоге будет решена задача модернизации – повышение качества образования.
Современная школа должна создать условия для:
- развития независимого творческого мышления;
- самообразования;
- разноспособного учения;
- свободного выбора направленности и самостоятельности в образовании;
- осуществление партнёрства внутри учебного заведения и между учебными заведениями, что развивает коммуникабельность.
Ибо ещё О.М. Киров сказал, что «вопрос о школе – это вопрос о нашем движении вперёд».
По итогам работы, содержанию учебно-воспитательным процессам наша школа стала призёром конкурса «Лучшие школы Тамбовщины» в номинации «Профильная школа».
В 2006-2007 году МОУ СОШ №18 имени Э.Д. Потапова продолжая работу по совершенствованию структуры сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
|