v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Банк педагогической информации на сайте Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. – Режим доступа: http://ipk.admin.tstu.ru/resurs/bpi.asp
Рязанова Валентина Николаевна,
к.п.н., заведующая кабинетом технологии и предпринимательства ТОИПКРО;
Попугаева Ирина Яковлевна, директор Центра развития творчества детей и юношества, г. Тамбов;
Долихина Татьяна Александровна, Центр развития творчества детей и юношества, г. Тамбов
Реализация предпрофильной подготовки на основе ресурсного обеспечения учреждения дополнительного образования детей при сетевом взаимодействии с общеобразовательными учреждениями
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими важнейшими социально-педагогическими факторами:
· модернизация системы образования, направленная на профилизацию старшей ступени школьного образования, обеспечивающая личностно-ориентированный маршрут обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
· необходимость организации предпрофильной подготовки для выбора девятиклассниками будущего профиля обучения;
· рост негативных воздействий внешней среды на становление школьника, расширение возможности социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников к самоопределению;
· обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
· формирование модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга партнеры;
· недостаточность учета национально-региональных возможностей рынка образовательных услуг и труда для профильной ориентации в системе общего и дополнительного образования детей;
· использование ресурсов дополнительного образования детей для организации предпрофильной и профильной подготовки.
Возможность реализации предпрофильной подготовки на базе учреждения дополнительного образования детей определялась Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей ( МОУ УДОД) Центр развития творчества детей и юношества (г. Тамбов) и Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования.
На подготовительном этапе изучалось состояние проблемы; определялся комплекс целей, задач, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; формировались основные методические подходы к построению структуры и содержания образовательных программ; разрабатывался пакет методических и дидактических материалов; шла подготовка педагогов к работе в режиме эксперимента по предпрофильной подготовке девятиклассников.
Основные теоретические положения, которые послужили основой для реализации предпрофильной подготовки на базе МОУ УДОД:
· концепция профильного обучения;
· основные положения предпрофильной подготовки;
· личностно-ориентированные технологии обучения (метод проектов, информационные технологии, игровые технологии и пр.);
· личностно-деятельностный подход в организации обучения;
· оптимизация процесса обучения;
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга партнеры, обеспечивающие объединение образовательных ресурсов вышеназванных учреждений;
· целостное образовательное пространство, обеспечивающее возможности для полноценного развития ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов, в комплексе учреждений основного и дополнительного образования;
· преемственность общего, дополнительного и профессионального образования.
Инициатором организации предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей перед учреждениями общего образования выступило Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества (г.Тамбов), в котором была проведена большая подготовительная работа.
В центре в течение ряда лет ведется экспериментальная работа по реализации программы «Радуга творчества», в спектр направлений которой входит обучение целому ряду технологий художественной обработки материалов:
· изготовление изделий из соломки (плетение из соломки, аппликация из соломки и т.д.);
· изготовление изделий из глины;
· бумажная пластика;
· лоскутная пластика;
· флористика;
· изготовление изделий из кожи, бересты;
· изготовление изделий из бисера и т.д.
Коллектив педагогов имеет высокий профессиональный и творческий потенциал, участвует и является дипломантом всероссийских, областных и городских конкурсов педагогического и профессионального мастерства.
Изучение конъюнктуры рынка труда и специальностей профессионального образования показало актуальность профессий дизайнерской направленности. В частности, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования можно получить целый ряд дизайнерских специальностей. SHAPE \* MERGEFORMAT
Дизайн – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Профессия «дизайнер» стала широко востребована на современном рынке труда, так как, придавая определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде специалист формирует, или можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни человека.
На основании имеющихся программ художественной обработки материалов, требований к дизайнерской профессии был разработан и утвержден городским управлением образования ряд программ элективных курсов предпрофильной подготовки в рамках целого спектра дизайнерских профессий, под названием «Мир дизайна» («Художник-модельер», «Живая глина», «Соломенная фантазия», «Природа и дизайн», «Дизайн в технике «бумажная пластика», «Берестяной промысел», «Web-дизайн» и др.).
Подход к формированию содержания курса и последовательность его изучения едины для всех программ и предполагают изучение: сущности понятий «дизайнер», «дизайн»; принципов художественной композиции; основ цветоведения; правил выполнения эскиза; этапов проектирования и создания изделия с учетом дизайн-подхода; освоение одной из технологий формообразования и создания (разработки и изготовления) дизайн-проекта с использованием освоенной технологии.
Примером учебно-тематического плана элективных курсов может служить учебно-тематический план курса «Дизайн в технике «бумажная пластика»
№
п/п
|
Наименование темы, раздела
|
Количество часов
|
Форма проведения занятия
|
Всего
|
Теор.
|
Практ.
|
1
|
Презентация курса «Дизайн в технике «бумажная пластика»
|
1
|
1
|
|
презентация, выставка, дискуссия
|
2
|
Направления дизайна. Профессия «дизайнер». Основные закономерности дизайна. Композиция в бумажной пластике и ее особенности
|
3
|
2
|
1
|
Лекция, семинар, практическая работа
|
3
|
Технология изготовления изделий из бумаги с применением холодного формования
|
3
|
1
|
2
|
Инструктаж,
Беседа, практическая работа, сам. работа
|
4
|
Технология изготовления изделий из бумаги с применением термического формования
|
3
|
1
|
2
|
Беседа, инструктаж, практическая работа, сам. работа
|
5
|
Алгоритм создания изделия в технике «бумажная пластика»
|
2
|
1
|
1
|
Лекция, практическая работа
|
6
|
Дизайн-проект в технике «бумажная пластика». Презентация и защита проекта
|
4
|
|
4
|
Разработка, изготовление и защита проекта
|
7
|
Психолого-педагогическая диагностика
|
1
|
|
1
|
Тестирование
|
|
Итого
|
17
|
6
|
11
|
|
Большая работа была проведена для материально-технического обеспечения предпрофильной подготовки: по каждому элективному курсу имеется кабинет соответствующий параметрам, предусмотренным санитарными нормами. Кабинеты оборудованы информационно-дидактическими материалами, необходимой мебелью и электрооборудованием; швейные мастерские оснащены новым оборудованием фирмы Бразер; кабинет, предназначенный для изучения элективного курса «Живая глина», оснащен муфельной печью для обжига керамики; кабинет информатики оснащен персональными компьютерами, однако для освоения современных программ графического дизайна его необходимо доукомплектовать более современными компьютерами, принтером, сканером, цифровым фотоаппаратом, обеспечить доступ в Internet.
Следующим шагом, который определил дальнейшую деятельность МОУ УДОД по реализации предпрофильной подготовки, явилась ярмарка элективных курсов, проведенная в четвертой четверти учебного года на базе одного из близко расположенных учреждений общего образования. В ходе ярмарки школьники выбрали элективные курсы, которые, по их мнению, должны помочь им в выборе дальнейшего профиля обучения. По результатам выбора были сформированы группы по 8-10 человек для изучения соответствующих по тематике элективных курсов.
Учреждение дополнительного образования детей совместно с учреждением общего образования составило договор о взаимодействии, направленный на создание условий предпрофильной подготовки, в рамках комплекса программ элективных курсов «Мир дизайна».
В рамках договора были определены предмет договора и обязательства сторон, в соответствии с которыми, МОУ УДОД обязуется предоставить кадровое, материально-техническое, информационно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки, контроль качества образовательных услуг и документ удостоверяющий прохождение элективного курса. МОУ СОШ со своей стороны обеспечивает комплектование групп, корректировку и экспертизу программ курсов по выбору, расписание и организованный выход учащихся из школы в центр, финансирование часов на предпрофильную подготовку.
По результатам первого полугодия обучения на предпрофильной подготовке был проведен расширенный педагогический совет, в котором приняли участие педагоги учреждений общего и дополнительного образования, родители, представители муниципального управления образования. Содержанию, качеству обучения, а также интересу учащихся к освоению деятельности дизайнерской направленности была дана положительная оценка присутствующих.
В конце первого полугодия была вновь проведена ярмарка элективных курсов с мультимедийной презентацией и выставками дизайн-проектов изделий, выполненных с применением разных технологий художественной обработки материалов, в ходе которой учащиеся выбрали элективные курсы по другим программам комплекса «Мир дизайна».
За 2005-2006 учебный год предпрофильную подготовку в рамках комплекса программ элективных курсов «Мир дизайна» прошли 137 учащихся девятых классов.
По результатам обучения при окончании курсов проводилась выставка дизайн-проектов учащихся, которая показала, что склонность к дизайнерской профессии имеют около 30% учащихся.
В ходе обучения элективным курсам оценка освоения программы фиксировалась как «зачет» или «не зачет» в журнале для факультативных занятий, а также был разработан документ, удостоверяющий прохождение курса, выдаваемый учащимся для комплектования их портфолио (см. Приложение 1).
В аттестате об основном общем образовании отметка об оценке за пройденный курс по выбору делается в том случае, если по итогам его освоения поставлена оценка «зачет», в противном случае запись в аттестате об изученных курсах по выбору не делается.
Учет деятельности учащихся по освоению элективных курсов осуществлялся в сводной ведомости (см. приложение 2).
Кроме основной задачи предпрофильной подготовки – определения дальнейшего профиля обучения шло формирование интереса учащихся к системе дополнительного образования и выбор ими дополнительных образовательных услуг во внеурочное время, а также произошло выявление и отбор одаренных детей для продолжения обучения творческим направлениям.
На основании диагностики склонностей и способностей учащихся в конце учебного года был скомплектован класс для продолжения обучения по художественно-технологическому профилю, предполагающий освоение классической основы дизайна и технологий создания дизайн-проектов различного назначения (дизайн интерьера, аксессуаров, отделки интерьера) в рамках комплекса различных технологий обработки материалов.
Специфика дизайнерской деятельности заключается в постоянном проектировании различных объектов, соответственно основная технология обучения элективным курсам применяемая в предпрофильной подготовке на базе МОУ УДОД – «Метод проектов».
Для реализации предпрофильной подготовки педагоги центра прошли курс повышения квалификации по программе «Основы дизайна и его прикладные направления» на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. В процессе обучения педагоги освоили теоретическую основу дизайна, познакомились с его разновидностями и возможностями компьютерного дизайна, освоили проектную деятельность, выполняя индивидуальные и групповые проекты. Результатом освоения информации по курсу явилась разработка учебно-методического комплекса обучения учащихся элективному курсу дизайнерской направленности с его компьютерной презентацией, которую выполняли педагоги, организованные в творческие группы.
Выводы:
Реализация предпрофильной подготовки школьников на основе ресурсного обеспечения учреждения дополнительного образования детей:
· повышает уровень практической направленности обучения;
· расширяет опыт общения в социуме;
· обеспечивает личностно-ориентированный подход к процессу обучения и преемственность общего, дополнительного и профессионального образования.
· органично вписывается в муниципальную систему предпрофильной подготовки девятиклассников, обеспечивая профессионально-направленную деятельность в рамках элективных курсов, не регламентированных содержанием школьного образования.
Приложение 1
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о прохождении предпрофильной подготовки
Свидетельство выдано
в том, что он(а) прошел(а) обучение в
муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центре развития творчества детей и юношества г. Тамбова
по предпрофильной подготовке учащихся девятых классов
в рамках комплексной программы
«Мир дизайна»
в объеме часов
выполнил(а) зачетные работы по темам:
«Дизайн интерьера», «Дизайн аксессуаров»
Директор
МОУ ДОД ЦРТДЮ И.Я. Попугаева
Регистрационный номер _______
г. Тамбов
2006 г.