Тема: «Прощай, волшебница зима!
Здравствуй, долгожданная весна!»
Воспитатель МАДОУ детский сад № 41 Трешина Е.Н.
Образовательная область: «Познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физии-
ческое развитие.
Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.
Цель: Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать представления детей о временах года зима, весна; , называть признаки и приметы зимы, весны; знание зимних и весенних месяцев.
Развивающие:
Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями: подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно ласкательные существительные.
Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Способствовать формированию у детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству.
Словарная работа: зима- волшебница, художница, кружевница; весна – красна, капель, ручьи, проталина, просыпаются от спячки.
Предварительная работа: наблюдения детей в прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В.Свиридова «Вальс».К.А.Дебюсси «Прекрасный вечер», загадывание загадок.
Материал: Зимние и весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка «Медвежонок», эмблемы- солнышко, тучка, нарисованное голубое небо, мяч, бочонок с медом, капелька.
Оборудование: экран, мольберт, магнитики.
Конспект
Дети стоят полукругом, воспитатель в центре, лицом к детям.
Организационный момент:
- Давайте все возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо: раз, два , три.
А теперь пойдем налево: раз, два, три.
В центре круга соберемся: раз, два, три.
И на место все вернемся: раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
Элемент заинтересованности.
Звуки метели. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Благининой:
- Если ветер злющий кружит,
- Застеклились за ночь лужи,
- А меня упаковали
- В сто одежек неуклюжих,
- На деревьях, на картинках
- Кружева да бахрома,
- Это значит – на снежинках
- Опустилась к нам …….(Дети Зима)
Правильно ребята это время года зима? Ребята, с приходом зимы, что происходит в природе? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей - становится все вокруг белым, чистым, искрящимся, все становится как в сказке). Ребята, народная мудрость гласит: «Зима – владыка». Как вы думаете, почему так говорят? (Предполагаемые ответы детей - владыка трёх зимних месяцев.) Правильно, словно верные стражники стоят они на страже ее покоя. (Воспитатель предлагает детям подойти к экрану).
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Декабрь.
1. Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его- всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт-
Мы встречаем Новый год.
Дети: Декабрь. (На экране картики Декабря месяца).
- Правильно – это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре? (Предполагаемые ответы детей - первый зимний месяц; сильные морозы; год кончает, зиму начинает). А кто из вас скажет, какое древнерусское его название? (Студень /
– Почему так назвали декабрь? (Предполагаемые ответы детей: стынет всё от мороза; не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь).
Ребята, а кто из вас хочет загадать загадку о следующем месяце?
загадку про следующий месяц.
Январь. (Загадывает ребёнок)
2. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится-
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажите, за месяц это?
Дети: Январь. (На экране картинки Января месяца).
Правильно – это Январь. А что вы знаете об этом месяце?
(Предполагаемые ответы детей: месяц январь – зимы государь; продолжает зиму и начинает новый год.) А какое у этого месяца древнее имя – «Просинец». Кто знает почему? (Предполагаемый ответ детей: потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву).
Февраль. (Загадывает ребёнок).
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега –
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Ответы детей).
Дети: Февраль. (На экране картинки Февраля месяца).
Воспитатель: Вьюги да метели под февраль полетели. Кто из вас помнит, как в народе называют февраль? (Предполагаемые ответы детей: снежень -самый снежный; переменчив; он дружит с метелями, буранами). А знаете, как ещё называют февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему? Так как все животные дикие и домашние выходили греть бока на солнце, которое начинало сильнее пригревать, да и люди не прочь были погреться днем. Выходили на улицу, чтобы порадоваться первому теплу, а вечерами грелись возле печки.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах. Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть в игру «Волшебница зима».
Правила игры: надо подобрать слово определение к слову –ВЕСНА.
(Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зимушка зима – снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая..)
Воспитатель. Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все- таки одеваемся в теплую одежду? (Предполагаемые ответы детей). Давайте мы в этом убедимся?
Предлагаю вам перейти в лабораторию.
Опыт со снегом.
Воспитатель: Ребята, перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутала его шарфом. И что же мы с вами видим? (Снежок, лежащий на блюдечке, растаял значительно больше). Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажгу свечу и попробую подержать над ней ладонь. Горячо?
- Что нужно сделать, чтобы не жгло? (Или убрать ладонь или заслонить её чем-нибудь от огня, например дощечкой).
- Почему теперь ладони не горячо? (Дощечка не пропускает тепло от свечки к руке, задерживает его).
- Почему не растаял завёрнутый в шарф комочек снега? (Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку).
- Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей : просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод). Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами немного разомнемся.
Физминутка. Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на
лыжах).
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках (изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (падают).
А потом снежки лепили (имитируют).
А потом снежок катали
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали (бегут по кругу).
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вами делали? (Предполагаемые ответы детей). А как всё это можно назвать? (Зимние забавы).
Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка – зима!»
На экране дети видят «Зимние забавы».
Возникновение проблемной ситуации.
Звучат звуи капели. Раздаётся звук рева медведя.
Воспитатель. Слышите, ребята? Что-то происходит. Пойду я, посмотрю.
Воспитатель вносит медвежонка.
Воспитатель, Смотрите ребята, Мишутка. Как вы думаете, что произошло? (Предполагаемые ответы детей: капель его разбудила, он испугался). Как вы думаете, почему зазвенела капель? (Предполагаемые ответы детей: стало теплее, снег тает, медведи в это время еще спят.) Правильно , медведи еще должны спать. Давайте расскажем медвежонку о том, что происходит в природе и почему он так рано проснулся.
Восприятие нового.
На экране появляется «тучка». Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.
Воспитатель - О чем же она нам хочет рассказать? (Воспитатель подходит к экрану и имитирует снятие капельки, на которой написано «Весенняя сказка».
Воспитатель -- Тучка предлагает нам с вами послушать сказку. Мишутка, послушай вместе с детьми сказку. Слушайте!
Воспитатель рассказывает сказку.
«Жили – были четыре времени года. Вы их узнали? (На мольберте времена года»).
_ Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
(На мольберте картинки - КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет ВЕСНЕ? А чтобы ответить, отгадайте загадку:
Загадка: Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет, и всех разбудит.
Правильно. Это СОЛНЦЕ!
(На экране появляются картинка СОЛНЦА).
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлением теплых лучей солнца? (Предполагаемые ответы детей: солнце поднимается выше, светить ярче, сильнее; становится теплее; снег начинает таять, звенит капель.) Как вы думаете, что же наступает в природе с приходом тепла? (Ответы детей – ВЕСНА.)
Ребята, кто из вас знает приметы ВЕСНЫ. (На экране появляются картинки).
Дети: - тает снег
- потекли ручьи
- звенит капель
- появились сосульки
Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только что назвали? (Ранней весны.)
- Правильно, приметы ранней весны.
Ребята, а как вы думаете, у весны есть помощники? (Ответы детей). Давай те подойдем к экрану и посмотрим что же это-то за помощники .
Дети подходят к экрану.
Воспитатель : послушайте загадку:
1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: МАРТ!
(На экране появляется картинка МАРТА месяца)
Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют «капельником» и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется.
Ребята, может быть кто нибудь из вас знает, как еще в народе называют МАРТ? ( Протальник). Правильно протальник. А почему его так называют? (Ответы детей). Что такое проталины? (Проталинки – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. Ребята, а вы думаете, кого в народе называют вестниками весны? (Грачей). Почему? (Ответы детей). Ходят они, не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда стоят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач – зиму расклевал».
Миша! Ты теперь понял, что произошло в природе? Ты проснулся от звонкой капели, которая сообщает нам о приходе ранней весны.
Ребята, а может кто-то из вас знает, когда должен проснуться Мишутка? (Предполагаемые ответы детей: в апреле.)
Правильно в апреле месяце! (На экране картинка апреля месяца.) Вот Мишутка когда ты должен был проснуться. Ребята, а после апреля какой месяц наступает? (Май) Молодцы!
Ребята, посмотрите, Мишутка загрустил. Давайте с ним поиграет в игру.
Игра «Скажи ласково». ( Игра проводится в кругу с мячом.)
Послушайте, правила игры.
Весной хочется говорить только ласковые слова.
Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако- облачко, вода- водичка.
Воспитатель: Ну что же, Мишутка пора тебе возвращаться домой к своей маме. Ребята, давайте простимся с Мишей, а в подарок подарим ему бочонок с медом. До свидания, Миша! (Миша прощается и уходит).
Итог занятия.
Вопросы к детям: - Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали?
- Что интересного вы узнали после проведенного опыта?
- С каким временем года спорит зима?
- Какая разница между зимой и ранней весной?
- Какой вывод вы,сделали посмотрев опыт?
- Кому помогли мы сегодня и как?
- Что узнал Мишутка, и какой он сделал вывод для себя и для нас?
Рефлексия. – Ребята, мы сегодня с вами много узнали о временах года «зиме», «ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для вас занятие? Выберите значок на разносе.
(Вывешивается на мольберте голубое небо).
Варианты значков: - «Солнышко» - на душе светло, радостно.
- «Тучка» - на душе пасмурно и грустно.
Теперь я вижу , что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое.
Сегодня вы все МОЛОДЦЫ! Занятие закончено.
|