рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач составлением уравнений", 9 класс
Submitted by Адиля Ельжанова on пн, 04/05/2015 - 23:56
Программа элективного курса " Задачи на составление уравнений". 9-й класс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Татарская гимназия №11» Советского района города Казани Республики Татарстан Ельжановой Адили Шавкатовны учителя математики 2014-2015 учебный год Структура программы: • Пояснительная записка. • Цели и задачи курса. • Содержание курса. • Тематическое планирование. • Требования к умениям и навыкам. • Использованная литература и интернет- ресурсы. • Приложения программы. Пояснительная записка. Текстовые алгебраические задачи или задачи на составление уравнений представляют собой традиционный раздел элементарной математики. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей математического развития учащихся, их решение- творческим видом деятельности, а поиск решения – процессом изобретательства, создания моделей изучаемых процессов. Решение задач способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно проводить небольшие исследования. Актуальность выбранной темы элективного курса обусловлена тем, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. В школьном курсе алгебры решению задач составлением уравнений, в частности уравнений второй степени и дробно-рациональных уравнений выделено, видимо, недостаточное количество уроков. Согласно анализу результатов тестирования прошлых лет «менее 45 процентов учащихся справляются с решением текстовой задачи, велик процент тех, кто не приступает к решению». Между тем большинство таких задач решается по вполне чётким алгоритмам с использованием ясных и понятных формул и схем. Настоящий курс призван помочь учащимся разобраться в типах и методах решения таких задач. Математически и методически грамотное изложение на первых порах алгоритмов составления уравнений позволит положительно мотивировать на успех в решении задач и в дальнейшем, при необходимости, к нахождению наиболее рациональных способов. Кроме того в процессе решения задач закрепляется умения и навыки решения различных уравнений, решения задач на проценты, выполнения арифметических действий, что важно в период подготовки к ОГЭ. Программа курса имеет практическую направленность. Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Элективный курс "Задачи на составление уравнений" рассчитан на 18 часов для учащихся 9 класса. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция, семинары, практикумы, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ОГЭ. Цели: 1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач на составление уравнений и средствах моделирования явлений и процессов. 2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции. Задачи: 1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач. 2. Формирование умения моделировать реальные ситуации. 3. Формирование креативных умений при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования. 4. Развитие коммуникативных умений. Программа рассчитана на 18 часов, включает теоретический материал и контрольные занятия. Учебно-тематический план Тема 1. Задачи на движение(6 часов) 1. Движение по прямой дороге (2ч) 2. Движение по замкнутой дороге (1ч) 3. Движение по реке 1(ч) 4. Движение протяженных тел (1ч) 5. Средняя скорость(1ч) Тема 2. Задачи на работу(3ч). 1.Явный объем работы (1ч) 2.Задачи на заполнение резервуаров (1ч) 3.Неявный объем работы(1ч) Тема 3. Задачи на проценты(4 часа) 1. Части и проценты (1ч) 2. Процентное сравнение величин (2ч) 3. Сложные проценты (2ч) Тема 4. Задачи на концентрацию (2ч) 1.Растворы(1ч) 2.Растворы и сплавы(1ч). Тема 5. Задачи на прогрессии (2ч) 1.Задачи на арифметическую прогрессию(1ч) 2.Задачи на геометрическую прогрессию(1ч) Зачёт по пройденному материалу(1 ч) Содержание изучаемого курса Тема 1. Задачи на движение(6 часов) Формула равномерного движения. Согласование единиц измерения. Встречное и противоположное движения, движение вдогонку и с отставанием. Движение по прямой дороге. Движение по замкнутой дороге. Движение протяжённого тела. Движение по реке. Средняя скорость. Решение задач из открытого банка заданий ОГЭ. Тема 2. Задачи на работу(3ч). Формула работы. Производительность. Аналогия с формулой движения. Задачи на заполнение резервуаров. Явный объём работы. Неявный объём работы. Решение задач из открытого банка заданий ОГЭ. Тема 3. Задачи на проценты(4 часа) Простейшие задачи на проценты. Проценты и дроби. Процентное сравнение величин. Сложные проценты. Формула сложных процентов. Решение задач из открытого банка заданий ОГЭ. Тема 4. Задачи на концентрацию (2ч) Массовая концентрация. Массовое процентное содержание вещества. Составление таблиц. Растворы. Смеси. Сплавы. Решение задач из открытого банка заданий ОГЭ. Тема 5. Задачи на прогрессии (2ч) Формулы арифметической и геометрической прогрессий. Характеристические свойства. Свойства равноотстоящих членов. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Математическое моделирование. Решение задач из открытого банка заданий ОГЭ. При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать: 1.Основные способы решения задач на составление уравнений. 2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов. При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь: 1.Работать с текстами задачи, определять её тип. 2.Составлять план решения задачи. 3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений. 4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений. 5.Работать в группе. Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год № Наименование темы курса Всего часов Форма урока Форма контроля Дата по плану 1 Движение по прямой дороге. 1 лекция ДСР 14.01 2 Движение по прямой дороге. 1 практикум ДСР 21.01 3 Движение по замкнутой дороге. 1 КУ ДСР 28.01 4 Движение по реке. 1 КУ ДСР 4.02 5 Движение протяженных тел 1 КУ ДСР 11.02 6 Средняя скорость 1 КУ ДСР 18.02 7 Явный объем работы. 1 КУ ДСР 25.02 8 Задачи на заполнение резервуаров 1 КУ ДСР 4.03 9 Неявный объем работы 1 практикум ДСР 11.03 10 Простейшие задачи на проценты. Проценты и части. 1 Лекция, практикум ДСР 18.03 11 Процентное сравнение величин 1 КУ ДСР 1.04 12 Сложные проценты. 1 Лекция ДСР 8.04 13 Сложные проценты 1 практикум ДСР 15.04 14 Задачи на концентрацию, растворы. 1 КУ ДСР 22.04 15 Задачи на концентрацию, растворы, сплавы. 1 КУ ДСР 29.04 16 Задачи на арифметическую прогрессию 1 КУ ДСР 6.05 17 Задачи на геометрическую прогрессию 1 КУ ДСР 13.05 18 Зачёт по пройденному материалу 1 КУ Зачёт 20.05 Использованная литература и интернет- ресурсы : 1. Корянов А.Г., Надежкина Н.В. Задания В13. Текстовые задачи 17.11.2013. www.alexlarin.net ,Математика ЕГЭ 2014 (система задач из открытого банка заданий) 2. ГИА 2014. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий ,под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.– М.: Издательство «Экзамен» 3. Шестаков С. А. ЕГЭ 2014. Математика. Задача В13. Задачи на составление уравнений. Рабочая тетрадь / Под ред.А.Л. Семенова и И.В. Ященко. – 5-е изд., 4. www.mathege.ru – Математика ЕГЭ2013 (открытый банк заданий). 5. www.alexlarin.net – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ГИА, ЕГЭпоступлению в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики. 6. http://eek.diary.ru/ – сайт по оказанию помощи абитуриентам, студентам, учителям по математике. 7. http://.ru – Образовательныйпортал sdamgia.ru/для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА Математика».