Игровая деятельность, как средство социально-личностного развития дошкольника.
Своей статьей педагогический коллектив Школы Добрых Волшебников приглашает к диалогу коллег, работающих с дошкольниками и их родителями. Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась не простая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущает нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т.д. и т.п. Мы не новички в сфере образовательных услуг, и работаем уже шестнадцать лет. И все же, в условиях жесткой конкуренции, педагогическому коллективу Школы Добрых Волшебников, приходится постоянно развиваться и соответствовать требованиям времени. Решение проблемы качественного образования дошкольников в условиях кратковременного пребывания детей, заставило нас пересмотреть образовательную Программу, формы и методы работы с детьми и родителями. В рамках данной статьи, мы остановимся лишь на одном аспекте: игровой деятельности дошкольников, способствующей социально-личностному развитию ребенка.
В соответствии с Концепцией модернизации содержания образования, Программа нашей школы «Воспитание, развитие и обучение детей дошкольников» построена в русле личностно–ориентированного подхода, помогающего ребенку на ранней стадии развития формироваться, как успешная личность. Учебный год в школе мы начинаем с анкетирования родителей, задавая один простой вопрос: «Чего ждут родители от школы, что она должна дать их ребенку»? Ведь именно в этот период запускаются основные психологические механизмы, предопределяющие качественные характеристики развития памяти, мышления, воображения, творческих способностей. Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обучения конкретным дисциплинам: пению, рисованию, лепке, танцам, а и в области развития личных качеств ребенка. К этим качествам они относят: уверенность в себе – «я все могу», умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность к совместной деятельности, в процессе которой будут развиваться воля, характер, стремление довести начатое дело до конца и т.д. То есть им требуется развить в ребенке те качества, которые так необходимы в реальной жизни. При заказе на такое образование, мы понимаем, что учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств ребенка. При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребенком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях в Школе приоритетным становится создание доброжелательного, доверительного общения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребенка, его миропониманию с учетом различных интересов и психологических типов детей. Все это создает атмосферу диалога, побуждает к творчеству, активизирует фантазию, стремление к самовыражению. Так, например, если ребенок выполняет заданную работу не по шаблону, не так, как указывается в канонах - это воспринимается педагогом как возможность дополнительного развития фантазии и творческого самовыражения. Необычная, сине-зеленая елка с растущими вверх лапами обыгрывается ребенком (при полной поддержке педагога) как то, что дерево «танцует под музыку ветра». И бумажный заяц может быть не белым, а розовым, потому, что «у него праздник и он нарядился», а керамические барышни – просто шедевры не похожие друг на друга. Когда ребенок высказывает свое суждение отличное от других, то поиск нужного решения происходит в диалоге, через коллективное обсуждение. В это время ребенок осознает личную значимость в предложенном виде деятельности. Личностный подход заставляет педагогов переосмысливать формы организации занятий, а так же всю работу с родителями в процессе подготовки и проведении различных форм праздников. И на помощь приходит игра, игровая деятельность, как средство, осуществляющее социально-личностное развитие ребенка.
Философ и психолог Сергей Леонидович Рубинштейн называл игру практикой развития, позволяющей корректировать психофизические и интеллектуальные проблемы ребенка. Учитывая специфику детства, мы считаем необходимым, продолжать поиск методов, технологий развивающего, обучающего и воспитывающего применения игры в различных видах деятельности детей.
В последние годы мы все больше сталкиваемся с шокирующей нас ситуацией, когда молодые родители чистосердечно признаются, что не знают, как общаться с собственными детьми, как с ними играть, во что играть. Поэтому мы целенаправленно проводим тематические праздничные занятия с участием родителей. В рамках урочной системы у нас органично прижилась форма праздничных тематических занятий для каждой из шести групп. На которых педагогами создается атмосфера доверительного, раскрепощенного общения (ведь группа детей и родителей почти семья), а так же возможность свободно включаться родителям в игровую деятельность детей. В таком формате проходят праздники народного календаря: «Свет Рождественской звезды», «Новогоднее приключение», «Пасхальный звон», праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню 8-е Марта. Во время праздничного события в сюжетную ткань естественно вплетены игровые ситуации, позволяющие рождаться позитивному взаимодействию детей и родителей. При этом для педагога важно не шаблонировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, что бы дети сами придумывали игры, ставили себе цели (построить замок, автомобиль, корабль и т.д.), вырабатывали план осуществления (например, путешествие), средства достижения, распределение ролей. Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием игровой деятельности, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. В своей педагогической практике педагоги используют игры, нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).
Особое место в воспитательной работе нашей школы, занимают массовые праздники, включающие игровую деятельность. Отличительной особенностью праздничных событий в Школе Добрых Волшебников, является то, что в их основе лежат обычаи и обряды русской народной культуры. Это итоговые праздники народного календаря, на основе сквозных тем, объединяющих все предметы школы. Каждый такой итог предваряет ответственная, творческая работа родителей, непосредственное участие самих детей. На занятиях по фольклору, дети узнают о том, как жили наши предки в разное временя года, через знакомство с устным народным творчеством, музыкальным материалом, сказками, народными играми. Одновременно изучаемая тема раскрывается перед детьми на занятиях керамики, бумажной пластики, окружающем мире, ритмике, рисовании, музыке. Каждый ребенок имеет свой неповторимый народный костюм, изготовленный руками мамы или бабушки. В день праздника дети, родители и гости видят плоды детского творчества в виде рисунков, керамики, бумажных неповторимых узоров. Поют тематические песни, танцуют. Все это становится составными частями сюжетно-ролевой игры. В нашей школе стали традиционными такие программы, как фестиваль способностей детей «Талант, проклюнься!» При содействии педагогов, родители находят способы предъявления способностей своих детей в самых разных видах деятельности: прикладное творчество, изодеятельность, жанры искусства, спорт и т.д. Еще одна форма повышения самооценки ребенка, формирования позитивного отношения к миру, проходит в рамках фотовыставки «Поделись улыбкою своей». Счастливые лица детей на фотографиях, не оставляют равнодушными ни одного зрителя, вызывая добрую улыбку и хорошее настроение. Актом доброй воли, наполнением доброты и взаимопомощи, мы расцениваем программу «Летящий Ангел». Она обращена к душе ребенка и взрослого. Дети в костюмах Ангелов, прикасаются к духовной музыке, стихам, словам. Важным моментом становится участие детей и взрослых в мастер - классах по изготовлению ангелов из различных материалов. И кульминацией праздника стал акт дарения гостям (детям с ограниченными физическими возможностями) ангелов – посланий и творческих подарков, в виде песен и танцев. Мы с уверенностью можем сказать, что именно через игровую деятельность ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В завершении хотим обратиться к своим коллегам. Мы готовы не только делиться своим опытом, но и принимать ваши достижения в сфере образовательных услуг для детей дошкольников. Пишите нам по адресу: ; руководитель Школы Добрых Волшебников Лукинова Татьяна Федоровна, почетный работник общего образования РФ, т.2321309, ул. Конституции д.№1, ККДПиШ.
Литература:
1. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999г;
2. Игра и праздник: современные проблемы / отв. ред. С.В.Григорьев, А.С.Фролов. - М.: МГДД{Ю)Т, 2003г;
3. Празднично-игровая культура современного мира детства /отв. ред. С.В.Григорьев, А.С.Фролов. - М., 2004г.;
4. Научно-методическое обеспечение оздоровительно-образовательной и празднично-игровой деятельности / Под ред. С.В.Григорьева, А.С.Фролова. - Вологда, 2004г;
5. Празднично-игровой мир детства:проблемы и технологии развития /отв. ред. С.В.Григорьев, А.С.Фролов. - М., 2004г;
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998г;
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. .1979г;
8. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. М. Просвещение.1992;
9. Образовательная система «Школа 2100- качественное образование для всех». Сборник материалов/ под научной редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Баласс,2006г.
|
На: игровая деятельность, как средство социально-личностного раз
Уважаемая Татьяна Федоровна! С большим удовотльствием прочла представленный Вами материал. Вы совершенно правы, игровая деятельность- очень актуальная проблема! Наш детский сад посещают дети с заболеваниями центральной нервной системы, в том числе ДЦП, и как следствие два процесса в ДОУ идут одновременно: воспитательно-образовательный и лечебно-оздоровительный, которому родители уделяют гораздо больше внимания. День ребёнка настолько насыщен, что особо важным является комфортный режим, чтобы не навредить. У педагогов подчас не хватает времени для организации игровой деятельности, это меня очень беспокоит. Для преодоления данной проблемы проводим игровые недели, семинары -практикумы для родителей - это начальный этап, сейчас работаю над годовым планом, в котором одной из задач стала "Организация сюжетно-ролевой игры" . Для активизации педагогов разработала положение о конкурсе "Играем всерьёз" (размещён в сообществе "Интерактивный методический кабинет"), есть отличные конспекты по организации игровой недели. Будем рады сотрудничать! Вам удачи!