Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Выберите действие:

Сухорукова Надежда Александровна,
 учитель истории и обществознания МБОУ "ЛСОШ №2"
п. Лиман Астраханской области
 

Статья "ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности"

   Модернизация современного российского образования меняет не только парадигму самого процесса обучения и воспитания, но и предъявляет новые требования как к самому педагогу, так и к результатам его деятельности. Новые ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить учащихся их разумному и эффективному использованию. Необходимость широкого внедрения информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемой ФГОС. В общеобразовательных учреждениях сейчас используются различные категории электронных образовательных ресурсов:
• ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
• ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек на собственные средства;
• ресурсы региональных образовательных порталов;
• ресурсы, разработанные учителями.
     В современных условиях появилось такое выражение как «клиповая молодежь», т.е. поколение, способное получать больше информации из различных визуальных источников, а вовсе не традиционными способами – путем чтения книг. Еще одна характеристика нынешних обучающихся – «сетевое поколение». Для сегодняшних учеников электронный способ получения информации стал естественным и неотъемлемым способом. Сеть - это досуг, место встреч и общения, и, конечно же, рабочий инструмент в добывании знаний. В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
    Электронными образовательными ресурсами (далее ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. ЭОР – эффективное и результативное средство визуализации образовательного процесса. 
В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов: 
·         по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн - ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
·         по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
·         по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения; по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
   Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся. Для визуализации обучения на уроках истории и обществознания активно применяют специализированные предметные электронные ресурсы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ruhttp://school-collection.edu.ruhttp://fcior.edu.ruhttp://katalog.iot.ruhttp://ndce.edu.ru), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достаточно давно и эффективно зарекомендовали себя предметные модули, помещенные на вышеуказанных сайтах. Существуют три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля.
      Особенно считаю актуальным на современном этапе создание педагогом собственных ЭОР. Готовые ЭОР не всегда подходят как тематически, так и функционально под особенности преподавания в конкретном классе, для конкретного ученика. Создавая собственные ЭОР, учитель совершенствует свои навыки работы с ИКТ, а также методические приёмы их использования и применения.
         ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность. 
           Остановлюсь на собственном опыте применения ЭОР на различных этапах уроках. 

1. На этапе мотивации учебной деятельности важно использовать такие электроные ресурсы, которые заинтригуют, вызовут у обучаемых интерес к изучаемому материалу, стремление к активной и самостоятельной познавательной деятельности. На своих уроках я использую разнообразные ЭОР для мотивации. 

2. На этапе первичного усвоения новых знаний уместно использовать информационные ЭОР, которые содержат необходимую информацию по теме урока и оформлены в виде презентаций, 3D книг, интерактивных карт, дидактических игр и др. ЭОР позволяют мне изменять способ получения информации. Вместо изучения текстовых описаний объектов, процессов, явлений, ученик может увидеть их и исследовать в интерактивном режиме: посетить виртуальные музейные экспозиции, анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся.  Используя современные образовательные ресурсы, учащийся может сам выстроить интерактивную ленту времени, создать ментальную карту, интерактивную доску или стенгазету.

3. Возможности электронных образовательных ресурсов можно использовать и на этапе практического закрепления полученных знаний. Для этого мной созданы ресурсы практической направленности. Практикум по истории или обществознанию с применением ЭОР можно провести в компьютерном классе, где у каждого ученика есть доступ к компьютеру и выход в Интернет. Однако этот вариант наименее исполним в связи с загруженностью кабинета. Поэтому чаще всего практикумы в компьютерных классах организовываются как групповая работа в парах или мини-группах (до 4 человек). Материалы для индивидуального практикума можно найти в Единой коллекции ЦОР, в практических модулях портала ФЦИОР. Это могут быть интерактивные таблицы, которые необходимо заполнить, скопировать и отправить для проверки преподавателю, или текст исторического источника. Еще одним видом практической работы может стать творческий практикум. Чаще всего он организовывается в форме проекта. Применение метода проектирования позволяет подготовить и преподнести учебный материал в необходимом объеме, но в качественно ином виде, что в свою очередь способствует лучшему усвоению этого материала обучаемыми. Создается пространство для самовыражения учащихся. 

4. На этапе обобщения, систематизации и закрепления знаний я также использую соответствующие ЭОР.

5. Для проведения текущего контроля знаний в конце урока или на повторительно-обобщающем уроке ЭОР просто необходимы. Они упрощают процедуру проверки и, в тоже время, делают этот процесс более увлекательным и интересным для обучаемых.  Всевозможные игры, интерактивные тесты, викторины, ребусы и кроссворды стимулируют к активному повторению и обобщению знаний. Программным обеспечением служат и тестовые программы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. 

Уроки с использованием ЭОР более продуктивны и результативны. Особое внимание при подготовке к ним необходимо уделить формулировке вопросов и заданий к ЭОР, которые будут использоваться на данном уроке, чтобы использование электронных ресурсов было не самоцелью, не данью моде, а служило достижению поставленных целей и задач урока.

           Электронные образовательные ресурсы разнообразят и внеурочную деятельность по предмету, а также помогут в организации воспитательной работы с классом классному руководителю.

            

 
 
Источники.
  1. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование элек-тронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

  2. Использование электронных образовательных ресурсов в практике преподавания истории и обществознания http://ито-ростов.рф/2012/section/210/94977/

  3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
            
                                  

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Альбина Ильматовна Аитова

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Надежда Александровна! Ознакомилась с вашей статьей. Согласна с вами, что ЭОР - эффективное и результативное средство визуализации образовательного процесса. Представлен богатейший материал. Очень интересны типы ЭОР. Видно, что на данный момент отлично владеете  многими умениями, сами можете создать ЭОР для использования его в своей практике обучения. Уверена, что такие уроки  будут более результативными, содержательными, вызывающими большой интерес к предмету и развивающими творческий потенциал детей.

С уважением, Аитова Альбина Ильматовна, учитель начальных классов МБОУ "ЛСОШ №2", п. Лиман, Астраханская область.




Фото пользователя Елена Васильевна Лукьянчикова

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Уважаемая Надежда Александровна, Вы представили очень интересный опыт использования электронных ресурсов в образовательном процессе. Полностью согласна с Вами, готовые ЭОР не всегда подходят под особенности преподавания в конкретном классе, для конкретного ученика, поэтому учитель часто создает собственные ЭОР, при этом совершенствует свои навыки работы с ИКТ, а также методические приёмы их использования и применения.
        Вы не просто рассказали о возможностях применения  ЭОР  на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса, но и проиллюстрировали примерами из собственного опыта. Это, конечно же имеет большую практическую значимость, коллеги с удовольствием воспользуются Вашими материалами, за что Вам огромное спасибо!
С уважением,

Елена




Фото пользователя Надежда Александровна Сухорукова

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Большое спасибо, коллеги. Надеюсь, что мой опыт использования ЭОР пригодится учителям общественных дисциплин.

Комментарий был изменен с момента создания (sukhorukovanadeshda, Wed, 13/05/2015 - 06:32).

С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"




Фото пользователя Нина Николаевна Костоусова

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Добрый вечер, Надежда Александровна! Прочитала вашу статью. Несомненно, ваша статья интересна и поучительна. Ваша работа с ЭОр  на разных этапах урока и во внеклассной деятельности, и в работе с родителями  - это  эффективное и результативное средство. Вы представили отличнейший опыт использования ЭОР, привели интересные примеры. Спасибо!

 С уважением, 

Нина Костоусова




Фото пользователя Galina Nikolaevna Rudnichenko

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Здравствуйте, Надежда Александровна!  Замечательная статья о использовании ЭОР на различных этапах урока. Актуальность ЭОР несомненна в  процессе обучения. Вы привели интересные примеры использования ЭОР в своей деятельности. Спасибо!

С уважением Галина Николаевна




Фото пользователя Надежда Александровна Сухорукова

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Спасибо Галина Николаевна.

С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"




Фото пользователя Надежда Александровна Сухорукова

На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Нина Николаевна спасибо за высокую оценку моей работы.

С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"




На: ЭОР на уроках истории и обществознания и во внеурочной деяте


Здравствуйте, Надежда Александровна!  Меня, преподавателя математики-информатики заинтересовало, как коллеги-предметники владеют информационными технологиями и используют ЭОР. Актуальная статья  . Интересные примеры использования ЭОР в Вашей деятельности. Спасибо за представленные материалы!

С уважением Людмила Николаевна



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн