Использование сетевых сервисов для организации дистанционного взаимодействия в методическом объединении учителей
Школьный стандарт нового поколения определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС.
Если рассмотреть тенденции, определяющие требования к уровню ИКТ компетентности современного учителя, то одной из них является распространение «облачных технологий» и глобальных учебных платформ (цифровых образовательных сред), в которых значительную роль играют распределенные ресурсы, создаваемые во взаимодействии авторов.
Это означает переход к новому профессиональному сотрудничеству учителей - совместному творчеству в Интернет-пространстве. Важное значение приобретают социальные навыки группового взаимодействия, совместного управления учебным процессом, презентации коллективного творчества.
И если многие учителя уже готовы работать дистанционно с учениками, то сетевое взаимодействие с коллегами пока остается, на мой взгляд, недостаточно востребованным, хотя плюсы дистанционного обучения всем известны, то есть такое сотрудничество очень удобно.
Являясь руководителем городского методического объединения учителей информатики, мне пришлось решать различные задачи, многие из которых стало возможным реализовать именно благодаря организации сетевого взаимодействия с коллегами.
Во-первых, организация площадки методического объединения. Было рассмотрено несколько вариантов и, после некоторых неудачных попыток, было создано сообщество на сайте Открытый класс, так как данный проект имеет необходимое нам направление и богатый инструментарий для организации подобных сообществ и их дальнейшей деятельности.
На базе сообщества методическим объединением организуются различные мероприятия: конкурс компьютерной графики, олимпиада по базовому курсу информатики, олимпиада по информационным технологиям, конференции и многое другое. В рамках проведения перечисленных мероприятий публикуются работы участников, задания прошедших конкурсов, списки участников и победителей, лучшие работы.
Кроме этого активно используются такие рубрики как: объявления, сообщения, новости, с помощью которых до педагогов доводится необходимая информация. Сами педагоги размещают в сообществе конспекты уроков, внеклассных мероприятий, статьи, интересную и полезную информацию по предмету, открывают обсуждение актуальных вопросов на форумах.
Помимо сообщества для организации дистанционного взаимодействия я использую сервисы Google: календарь, документы, презентации, формы, таблицы.
Для того чтобы учителя всегда были в курсе какие мероприятия, когда и где будут проведены, используется Google-календарь. Календарь позволяет опубликовать мероприятия различные по продолжительности: от получаса до нескольких месяцев. Просматривать календарь можно не только за текущий месяц, но и за предыдущие и будущие месяцы, т.е. о предстоящем конкурсе, вебинаре, олимпиаде, конференции можно узнать заранее. Настройки позволяют сделать календарь доступным для просмотра не только его создателю, но и всем, кто перейдет по соответствующей ссылке.
Для регистрации участников олимпиад, конкурсов, раньше необходимо было приносить заявки в бумажном виде, либо отправлять заявку по электронной почте, что создавало дополнительную нагрузку на руководителя методического объединения. В настоящее время для приема заявок используется Google-форма. Формируются необходимые поля, обозначаются те из них, которые обязательны для заполнения, выбираются формы ответов. Далее ссылку на Google-форму можно разослать по электронной почте, включить в положение, опубликовать на сайте. Всю информацию, после завершения сроков регистрации, можно представить в виде электронной таблицы и сохранить на свой компьютер. Такая форма работы сокращает время обработки данных, позволяет делать выборку, поиск. Данные таблицы легко добавить в текстовый документ, опубликовать на сайте. Также в таблице фиксируется дата и время подачи заявки, что позволяет отслеживать сроки регистрации, указанные в положении.
Большая педагогическая нагрузка у многих учителей привела к тому, что личные встречи стали редким явлением. Выходом из данной ситуации по обсуждению, разработке заданий к олимпиадам, конкурсам, стала совместная работа учителей с помощью сервиса Google-документ. Данный сервис позволяет создать текстовый документ, который можно использовать для совместного редактирования. Один из педагогов создает такой документ, устанавливает настройки доступа таким образом, чтобы его могли редактировать только тот, у кого есть ссылка на данный документ. Затем электронной почтой рассылает остальным составителям заданий ссылку на данный документ. В документе можно обмениваться мнениями, оставлять комментарии, выкладывать задания, редактировать не только свои записи, но и записи коллег. После того как документ полностью закончен, его можно сохранить на компьютер в формате Word-документа. Просмотр данного документа сторонним наблюдателем полностью исключен, т.к. ссылку невозможно «случайно» набрать. Кроме того, у владельца объекта есть право запретить редакторам приглашать новых пользователей. Это позволяет ему самостоятельно контролировать доступ к файлу или папке.
Также Google-документы можно использовать, например, для совместного создания конспекта урока, внеклассного мероприятия, написания статьи.
Возможности совместного редактирования презентаций используются в нашем методическом объединении, например, для публикации работ заочного тура конкурса компьютерной графики. Для этого руководителем МО создаются презентации по номинациям с доступом для их редактирования. Учителя выкладывают работы участников конкурса в соответствии с правилами оформления. После того, как сроки публикации работ заканчиваются, доступ к редактированию закрывается, и затем презентации возможно только просматривать. Такая форма организации работы сокращает время по сбору и публикации работ заочного тура, которых обычно бывает достаточно много, позволяет опубликовать работы в одном месте, презентацию можно встроить на страницу сайта, блога и просматривать непосредственно с такой страницы. Кроме этого деятельность членов жюри становится более комфортной, т.к. они, имея доступ к редактированию, могут независимо друг от друга выставить свои оценки к конкурсным работам в комментариях, обменяться мнением и прийти к единому решению, действуя дистанционно в удобное для себя время.
Таким образом, используя сетевые сервисы, можно организовать работу не только методического объединения учителей любого профиля, но и коллектива образовательного учреждения, что позволит формировать у педагогов новые ключевые компетентности – профессиональную, социальную и информационную.
Информационные источники:
Интернет-газета «Лаборатория знаний», БИНОМ. Выпуск 9, сентябрь 2014
|
На: Использование сетевых сервисов для организации дистанционног
Мария Альбертовна, здравствуйте! Спасибо, что затронули такую тему, подробно и доступно описали сервисы Гугл. Очень понравилась Ваша идея использования Google-календаря для работы методическогого объединения. С удовольствием буду использовать данный сервис в своей практике. Согласна с Вами, что возможность совместной работы с презентациями в сети при проведении заочного тура олимпиад или конкурсов облегчает работу жюри по обработке большого объема материала и подготовке отчета. Желаю успехов в педагогической и организаторской деятельности!
На: Использование сетевых сервисов для организации дистанционног
Материал практичный. Хотя я не руковожу МО, но это можно использовать и в других направлениях. Спасибо за работу.
сомишна
На: Использование сетевых сервисов для организации дистанционног
Уважаемые Елена Викторовна и Светлана Алексеевна.
Очень приятно, что опыт работы, описанный в моей статье, кому-то пригодится. Безусловно, все идеи можно использовать и в других направлениях, при этом необязательно быть руководителем МО. Как у меня написано в статье, можно организовать работу пед.коллектива школы, школьного МО, классным руководителям, я думаю, тоже что-то пригодится. То есть в принципе использвать для организации дистанционного взаимодействия, просто у меня это описано на примере МО.
С уважением, Мусинская М.А.
На: Использование сетевых сервисов для организации дистанционног
Считаю, что данная статья актуальна в настоящее время. Из личного опыта знаю, что немногие
педагоги используют сетевые технологии, причем причины самые разные: от "плохого" Интернета
в школе до нехватки времени. Данная конференция - один из способов поделиться своим опытом
в использовании, взять что-то на вооружение)))
Фролова Е.А., учитель информатики и ИКТ