ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кудосова Анжела Фанисовна
учитель русского языка и литерауры
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:
- развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
- расширить возможности предъявления учебной информации;
- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
- усилить мотивацию учения;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
- расширить наборы применяемых учебных задач;
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
- ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ. У школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.
Огромным подспорьем на уроках словесности является использование ПК и интерактивной доски. Систематическое их использование приводит к целому ряду положительных моментов:
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- происходит актуализация познавательных интересов учащихся;
- преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
На уроках с ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых. В этом мне помогают тесты, созданные с помощью программы Master test и мультимедийные интерактивные упражнения, созданные в сервисе LearningApps.org.
К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. В свей работе очень часто использую презентации-тренажеры, которые позволяют выявить знания учащихся по той или иной теме. Для составления таких презентаций использую шаблон А.Н. Комаровского.
Так же я активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты. В этом мне помогает интерактивный сервис Blabberize, который помогает создавать говорящую картинку за счет установки раскрывающегося рта и звукового файла на любое графическое изображение.
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Список литературы
- Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004.
- Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 2004.
- Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006.
|
На: Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ
Уважаемая Анжела Фанисовна. Познакомилась с вашей статьей. Надо отметить большое разнообразие форм и методов использования ИКТ вами на уроках русского языка и литературы. Хотелось бы узнать какие технические средства вы для этого используете, т.к. только с помощью одного проектора и интерактивной доски, которыми обычно оснащают предметные кабинеты, решения поставленных вами задач не достигнуть.
С уважением, Мусинская М.А.
На: Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ
Спасибо за комментарий! Обязательно учту Ваши замечания.
На: Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ
И Вам творческих успехов, Ирина Владимировна!
На: Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ
Наталья Александровна, спасибо!
На: Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ
Лидия Ивановна
На: Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ
Спасибо, Лидия Ивановна!