Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
В современной психологии существует две точки зрения на творчество:
-
Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
-
Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар» в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами данного предмета.
Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.
Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить.
На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Немаловажную роль отвожу я и дидактическим играм на уроках математики. В игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи.
Игру я рассматриваю как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Основу занимательности на моих уроках составляют задания, для решений которых нужна смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.
На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы. Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.
Особое внимание уделяю домашним творческим работам.
Например, в 5-7 классах на каникулы предлагаю написать сказку, басню или стихотворение на математическую тему. Учащиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик попробует себя в роли сказочника. Все с нетерпением ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его сказку.
На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.
Часто устраиваю на уроках минутки поэзии «Математика в стихах»:
Пропорция
Кто с задачами постарается,
Тот не упустит решений.
А пропорцией называется
Равенство двух отношений.
Обыкновенная дробь
Каждый может за версту,
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте
Под чертой – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
В шестых классах я использую так называемые «красивые» задания на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты.
Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий.
Хочется рассказать еще об одной моей находке в работе по воспитанию интереса учащихся к математике.
Я организовала кружок «Любителей математики» еще в пятом классе, который сейчас в девятом классе преобразовался в факультатив.
На занятиях факультатива мы рассматриваем сложные вопросы программного материала, а также выполняем задания, развивающие способности, кругозор учащихся. Особое внимание уделяется решению задач. Кроме того, мы знакомимся с биографиями ученых-математиков, с условиями их жизни. Ведь жизнь великого ученого - это пример целеустремленности в работе, самозабвенного труда на пользу человечества.
Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы ученика, занимающегося на факультативе.
Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.
Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Мои ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, а и на уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, участвуют в школьных научно-практических конференциях, которые оцениваются по следующим параметрам:
-
Продуктивность или беглость мысли – способность к продуцированию максимально большого числа идей.
-
Гибкость мыслей – представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.
-
Оригинальность – один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
-
Законченность – способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту.
Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении, методическом и педагогическом советах.
Много времени уделяю кабинету: мне он служит научно-методической лабораторией, где систематизирован дидактический и раздаточный материал, имеются богатая библиотека, авторские разработки, творческие работы учащихся, стенды – «К уроку», «Это нужно знать и уметь », «Наши работы».
Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т.е. могли реализовать себя, добиться признания и успеха? Изменить генетику мы не можем, что – дано, то – дано. Попытки изменить социальную среду – также к успеху не приводят. Значит, нам остается только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе, в городе.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.
«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.
Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.
Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.
Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
|