У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью
Ребенок , как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.
Актуальность определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках русского языка и чтения различных средств, направленных на развитие творческих способностей. Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения определили выбор темы «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения и русского языка».
Цель: выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.
Объект: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка будет эффективно, если:
- создаётся свободная творческая атмосфера;
- происходит включение младших школьников в творческую деятельность;
- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;
В ходе исследования решались следующие задачи:
- определить сущность процесса развития творческих способностей младших школьников.
- определить критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников.
- проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
- выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.
Методы: изучение литературы; наблюдение; анкетирование; беседы; эксперимент.
Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания». Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности. Термин «способностинеоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».
Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимо знать об уровне развития творческих способностей учащихся. С этой целью используется диагностика. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие:
- Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.(наблюдение, беседа)
2. Оценка нестандартного творческого мышления -методика «Наборщик». (Приложение №1)
-Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
1.Отношение к творческим упражнениям. (наблюдение)
2 .Стремление к самовыражению, оригинальности- методика «Составь рассказ о несуществующем животном»(Приложение №1)
- Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.
2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления – тест креативности Торенса «Закончи рисунок», методика "Три слова" (Приложение №1)
Каждый из критериев имеет систему показателей,которыепредставлены в таблице № 1 (Приложение №2) . В соответствии с критериями мы определили уровни развития творческих способностей (Приложение №2).
Очень хорошим подспорьем для развития творчества служит работа по развитию творческого воображения, которую я провожу с детьми на уроках литературного чтения и русского языка. Самые распространённые задания с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя – позволяющие включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.
Следующий этап – это работа со стихотворениями, рассказами, сказками:
- Работа со стихотворениями, рассказами
А) Дети, вовлечённые в организованную творческую деятельность, сохраняют интерес к поэзии. Процесс стихосложения вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок.
Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.
Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.
Например: ______________ играем
______________ валяем
______________ детка
______________ конфетка
Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.
Б )Игра "Определение"(даю перед знакомством какого-либо стихотворения)
В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами из стихотворения: яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.
В)Объяснение образного сравнения.(при работе со стихотворением, рассказом)
Г) Придумайте, с чем можно сравнить одуванчик, снежинку, озеро, чащу леса, ветер.
Например: Одуванчик
Форма: круглая, как пух, как солнышко.
Прочность: легкость, воздушность, нежный, мягкий ,
Цвет: солнечный, как ….
Красота: как произведение искусства.
Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений
Д) Игры со словом «Я начну, а ты продолжи…
Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Представить ему больше света, радости, интереса и наполнится мир понятий, детских слов, образов, живой речи!
Е) Синквейн
Ребятам в 3 классе очень понравилась работа по созданию синквейнов. Необычное написание вызвало бурю эмоций. Каждый хотел похвалиться своей работой (Приложение №3).
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.
Синквейн – пишется в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, как правило, синоним 1 строки.
2 . Учимся придумывать сказки, рассказы.
А)Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.
Б)Второй этап - сочинение сказок по опорам.
Известный итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:
Предписание или запрет.
Нарушение.
Вредительство или недостаток.
Отъезд героя.
Задача.
Встреча с дарителем.
Волшебные дары.
Появление героя.
Сверхъестественные свойства противника.
Борьба.
Победа.
Возвращение.
Прибытие домой.
Ложный герой.
Трудные испытания.
Беда ликвидируется.
Узнавание героя.
Ложный герой изобличается.
Наказание противника.
Свадьба.
В)Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.
Г)Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.
Например: (Кто это был?). Жил - был Одуванчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Что он делал?) Решил он найти друзей. Послалсвои зонтики на опушку леса. (Кого встретили?) Они увидели целую поляну красивых цветов…
Д) Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.
Е) Рисование иллюстраций, словесное рисование;(при составлении рассказов) (Приложение №4)
Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения: драматизация, составление диафильмов, создание синквейнов.
Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде небольшой сценки.
Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..
Составление диафильмов, плана – зарисовку - сложная творческая работа. Поэтому приступать к составлению их лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера: подбор титров к картинному готовому плану, рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, а также самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
В ходе исследования мною были выявлены наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения. На основании проведенной работы можно сделать следующий вывод: в моём эксперименте я использовала такие средства развития творческих способностей, как творческие задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие литературного творчества школьников (создание газет, журналов, альманахов, написание стихотворений). Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.
Мне очень нравятся слова известного поэта и философа Ральфа Эмерсона: «…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед». Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Обучая детей чтению, важно, чтобы они не просто бегло читали, но и эмоционально откликались на прочитанное произведение. И, наверное, не менее важно то, что литература формирует ребёнка как личность.
Не будем забывать об уроках и русского языка. Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
А) Словарная работа.
Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников.
В своей работе я использую много приемов и методов работы над «словарными» словами. Особенно мне нравится использование этимологической справки при объяснении правописания слова; использование сигнальных карточек для обратной связи, мнемотехника, а при проведении устных диктантов; дети с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, загадки. Дети оживляют буквы, рисуют словарные слова(Приложение №5.). Разнообразие видов работы делает урок интересным, позволяет переключать внимание с одного вида работы на другой, урок проходит быстро.
Ещё один прием. Когда слово нельзя объяснить этимологически мы сочиняемс детьми сказки, в которых отражается написание трудных слов.
Например, в словаре немало слов с полногласием -ОЛО-, -ОРО-. Здесь при изучении слов один уз учеников придумал сказку о царе, который не любил, что в названии его титула подданные писали букву А и издал указ о том, что «Отныне и навсегда в сочетании –ОЛО-, -ОРО- пишется буква О» с той поры правило дошло до наших времён. Дальше мы с детьми закрепляем, отвечая на вопросы:
- Что на голове носил царь? (Корону)
- Какая корона была у царя? (Золотая)
- Каких птиц любил царь? (Ворону, сороку, воробья, соловья)
- Что любил царь зимой? (Мороз и мороженное)
- Что отрастил себе царь в старости? (Бороду)
А энциклопедия одного слова объединяет всю семью.
Исследование для всей семьи.« Мама, папа, я – выполняет вся семья !» Собераютсяв тесном семейном кругу и обсуждают необычную творческую работу – составить энциклопедию одного слова. Можно использовать все типы словарей, которые стоят на книжных полках, помощь и подсказку родных, близких, знакомых, поработать в библиотеке. Прислушайтесь к народной мудрости: «Большая работа требует большой заботы» Для успешного выполнения задания – предлагается использовать примерный план, своеобразные шаги. Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, цветную бумагу.
Схема – план.
1. Слово и его лексическое значение (в толковом словаре)
2. История происхождения слова (в этимологическом словаре)
3. Однокоренные слова.
4. Слова – антонимы.
5. Слова – синонимы.
6. Слова – рифмы.
7. Слово в русском фольклоре.
8. Слово в названиях произведений литературы.
9. Слово в названиях газет, журналах, в рекламе.
10. Слово в иллюстрациях, рисунках.
Очень трудное творческое задание, но ребята и родители нисколько не пожалели того времени, которое они затратили на создание энциклопедии одного слова (Приложение №6).
Б) Составление слов
Образуйте как можно больше слов из букв слова "путешествие" ("школьники" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.
В) «Кто быстрей и больше » Подбор синонимов и антонимов.
М. Горький считал, что у слова "хороший" 30 синонимов (слов с таким же значением). Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова "хороший".
В) Сочинение.
Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работали ученики над сочинением: "Если бы я был волшебником", "Путешествие жучка" и др.
Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.(Приложение № 7 )
Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.
Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.
Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.
Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении двух лет с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.
Проводя урок чтения, стараемся разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта.
Библиографический список:
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
- Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 1999.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002.
- Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
- Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 1994 № 11.
- Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9.
- Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992..
- Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5.
- Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Методическое пособие. 1 класс (1-4)». – М.: Росткнига, 2001
.
Приложение №1
Методика "Наборщик"
Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.
Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.
По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:
Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)
Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.
Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.
8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Методика "Три слова"
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.
Оценка результатов:
5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);
4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);
3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);
2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий
Тест креативности П. Торренса "Закончи рисунок
Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
ПОДГОТОВКА К ТЕСТИРОВАНИЮ
Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов "тест", "экзамен", "проверка" во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, Проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы -это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.
Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 - 10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 - 20 минут.
При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:
'Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится".
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:
'Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны".
ИНСТРУКЦИИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. (Не следует забывать об указании даты, это важно при проведении повторных тестирований.) Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и разладите детям листы с уже заполненными графами.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:
"Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все пни потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить нашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.
Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения".
Задание теста формулируется следующим образом:
"На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры.
Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 14 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой" *.
Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:
"Я заметил(а)', что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. ' Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее".
Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально
напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить
за временем, используя секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается и листы быстро собираются. Если лети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.
Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших детей.
Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская
никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста.
ИЗМЕРЕНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВВажным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.
ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1.Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.
2.Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.
3.Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из категорий ответов. Списки категорий приведены на с. 30 - 37 настоящего руководства. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы заих ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Запишите их в соответствующих графах.
Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку № 1, приведенному на с. 30 - 34. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2 (с. 35 - 37). В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.
Затем определяются баллы за РАЗРАБОТАННОСТЬ каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания (см. табл. на с. 43). Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются в бланке, на строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.
4. .;Показатель БЕГЛОСТИ для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов (см. табл. на с. 43). В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель ГИБКОСТИ, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за ОРИГИНАЛЬНОСТЬ определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель РАЗРАБОТАННОСТИ ответов.
ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ
Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20 - 40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не много времени. УКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕСТА.
В указатель (см. табл. па с. 39) включены данные, полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет.
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Ниже приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их "XI". "Х2" и т. д. Однако это потребуется очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об опенке категории
и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за орнгиналыюсть ответа. Всегда встает вопрос об опенке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:
за объединение двух рисунков ........................................... 2 балла,
за объединение трех-пяти рисунков .................................. 5 баллов,
за объединение шести-десяти рисунков .......................... 10 баллов.
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность но всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура.так и за ее пределами. При этом.однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дастся за:
• Каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз.
• .Цвет.если он дополняет основную идею ответа.
• Специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) - тени, объем, цвет.
• Украшение, если оно имеет смысл само по себе.
• Каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую но отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства.
• Поворот рисунка на 90' и более, необычность ракурса (вид изнутри.например), выход за рамки задания большей части рисунка.
• Каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.
|