Интернет-конференция
"Перспективные направления развития ИКТ в образовании"
Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель биологии и ИЗО
МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Веселовского района Ростовской области
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современный урок невозможен без использования информационных и компьютерных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.
Биология - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также, создаваемые самими участниками образовательного процесса - учителями и обучающимися.
В своей работе использую не только готовые электронные пособия, например, лабораторный практикум по биологии для 6-11 класса; серия Электронные уроки и тесты «Биология в школе»; 1С: Репетитор «Биология» и т.д., но и создаю их сама.
Несколько лет назад буквально влюбилась в сервисы Веб-2,0, которые дают неограниченную возможность применения созданных на их основе различных упражнений, игр, тестов, интерактивных плакатов, нелинейных презентаций, инфографики, ребусов, кроссвордов. Все созданные ресурсы использую как на уроках, так и во внеурочное время.
Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Электронные образовательные ресурсы можно применять на любом этапе урока, главное, соблюдать нормы СанПин и не перегружать обучающихся информацией.
ЭОР для мотивации учащихся, целеполагания, формулировки основного вопроса урока.
Современный урок должен возбуждать интерес учащихся к познанию. Поэтому учителю важно начинать каждую тему с интересного вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение которой будет осуществляться в процессе изучения всей темы или на данном уроке.
Например, урок в 8 классе, тема «Круги кровообращения».
Обучающимся демонстрируются ребусы с зашифрованными словами по теме урока: артерия - аорта - капилляры - альвеолы
Задача для учащихся: разгадать ребусы и сформулировать тему и цель урока.
Использовался сервис Сacoo.com
Урок биологии в 6 классе. Тема "Прорастание семян"
Посмотреть слайды и выдвинуть гипотезу случившемуся, которую в течение урока нужно подтвердить или опровергнуть.
Или урок по теме «Сообщество, экосистема, биогеоценоз», 9 класс
Учащимся предлагаются для визуализации слайды природных сообществ.
Учащиеся внимательно просматривают слайд-шоу, записывают в тетрадь названия сообществ, отвечают на вопросы учителя. После подводящего диалога с учителем формируют цель и задачи урока.
Этап «Объяснение». Цифровые технологии позволяют насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии, схемы, инфографика позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Например, урок биологии в 8 классе по теме «Витамины». Этап урока: формирование новых знаний. Название ЭОР «Где сидят витамины А, В. и все остальные» - это интерактивный плакат, выполненный в сервисе thinglink.com. Форма работы: учащиеся изучают интерактивный плакат и записывают основную информацию о витаминах в тетрадь.
Урок в 9 классе по теме «Генотип как единая целостная система, взаимодействие генов». Ученикам предлагается изучить схема «Взаимодействие генов», выполненную в сервисе gliffy.com. Учащиеся изучают схему, переносят ее в свою тетрадь. Кратко характеризуют каждый тип взаимодействия генов.
В современной школе основной акцент повторения переносится с простого закрепления на обобщение и систематизацию знаний. Закрепление при этом составляет как бы побочный продукт. Процесс систематизации знаний является одновременно и наиболее эффективным средством их упрочнения и закрепления. Этапы обобщения и систематизации зависят от роли и места в учебном процессе.
Инфографика; ментальная карта; интерактивный плакат Глостер
Электронные образовательные ресурсы применяемые на этапе контроля знаний.
На этом этапе можно использовать как различные игровые приемы -интерактивные игры, кроссворды, интерактивные упражнения, так и тесты, причем стоит использовать игровые приемы не только традиционно в младших классах, но и в старшей школе. Это вызывает у ребят значительно - позитивный отклик. Можно использовать и игровые моменты на уроках биологии с 6 по 11 класс. Однако стоит помнить и о принципе учета возрастных особенностей обучаемых при подборе игровых заданий, педагогическая эффективность применениям игровых технологий на уроках биологии очень велика. Игра дает свободу мысли и деятельности, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса. Примеры игр и упражнений: здесь
ЭОР для творческого домашнего задания.
Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний - творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий.
Творческие домашние задания являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий.
· Они создают ситуацию успеха, т. е. программируют ученика на положительные эмоции.
· Направлены на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, развитие индивидуальности.
9 класс, тема «Межвидовые отношения организмов». Название ЭОР «Межвидовые отношения организмов». Форма работы: Учащимся предлагается дома создать комиксы или рисунки, отражающие взаимоотношения организмов.
Задание в необычной форме по созданию комиксов привлечет внимание учащихся и при его выполнении материал запомнится значительно лучше.
И последнее мое открытие:
Blendspace - инструмент для создания уроков.
· Вы можете собрать необходимые ресурсы для урока: тексты, видео, картинки, веб-сайты, google документы.
· Можно создать тут же свой опрос в виде выбора правильного ответа.
· Все это можно разместить у себя на блоге, получив соответствующий код. Важно, что организована обратная связь с учениками. Выполняя задания, они могут писать комментарии и размещать ссылки на выполненные работы.
· Учитель может создать классную комнату, занести туда учеников и следить за статистикой выполнения заданий. Регистрация в сервисе происходит как "Учитель" или как "Студент", при этом во втором случае, чтобы получить доступ к ресурсу, необходимо ввести код класса. Статистику можно просмотреть по классу, по отдельному ресурсу, по учебному модулю в целом.
Примеры моих уроков по биологии:
1. Фотосинтез
2. Биологические полимеры - белки
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, не только дать знания детям, а научить их учиться, вооружать обучающихся умениями и навыками работы с книгой, с иными источниками информации, работать охотно, самостоятельно, творчески. Сегодня использование информационных и компьютерных технологий очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.
|
На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес
Уважаемая Наталья Анатольевна, представленный Вами материал позволяет понять, как широко и многогранно Вы используете ИКТ на своих уроках. Полностью Вас поддерживаю в том, что применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом и как следствие способствует повышению качества знаний. Использование ЭОР на различных этапах урока помогает удерживать учебную цель и решать учебную задачу. Творческие домашние задания с применением ИКТ способствуют здоровьесбережению, что немаловажно в условия современной школы. Безусловно, использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы каждого педагога, т.к. учит детей добывать и обрабатывать информацию, мыслить нестандартно, творчески.
Дальнейших Вам творческих успехов!
С уважением, Маньшина Л.А.
На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес
Людмила Алексеевна, спасибо за отзыв! И Вам творческих успехов!
На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес
Уважаемая Наталья Анатольевна.
Познакомилась с вашей статьей. По вашим матриалам хорошо видно насколько разнообразные средства ИКТ вы используете в своей работе, особенно сервисы web 2.0. Изучить все сервисы, наверное, невозможно, т.к. их огромное количество, поэтому так важно знакомство с работой коллег, из котрой всегда узнаешь что-то новое. Сама увлечена сервисами web 2.0, благодаря вашей статье заинтересовалась сервисом Blendspace. Вы пишите про творческие домашние задания. У меня появился вопрос: при выполнении таких заданий ученики также работают с сервисами или выполняют работу на бумаге?
С уважением, Мусинская М.А.
На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес
Уважаемая Наталья Анатольевна! Очень интересные пособия к урокам биологии Вы подготовили. Материал можно использовать на разных этапах урока. Очень интересны Ваши ресурсы в сервисах web 2.0. Удачи Вам!
На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес
Уважаемая Елена Александрована! Спасибо за добрые слова, сама всегда с интересом слежу за Вашими публикациями. Удачи вам в творчестве!
На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес
Уважаемая Мария Альбертовна, к сожалению не все дети стремятся работать с сервисами веб-2, но стараюсь их заинтересовать, особенно это удается на уроках изобразительного искусства. Не у всех ребят получается хорошо рисовать и я рекомендую им, например, не нарисовать открытку или плакат, а создать эту работу на компьютере. Учу создавать листовки, буклеты, мотиваторы, знакомлю с некоторыми сервисами (вики-газета, плэйкаст, доска-желаний). Некоторые уже проявили достаточный интерес к этому виду творчества, тем более , что эти работы я стала отправлять на конкурсы, размещать в блоге.