Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Выберите действие:

Интернет-конференция

"Перспективные направления развития ИКТ в образовании"

 Дьячкова Наталья Анатольевна,

учитель биологии и ИЗО

МБОУ Верхнесоленовская СОШ 

Веселовского района Ростовской области

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний  обучающихся.

    Современный урок невозможен без использования информационных и компьютерных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.

   Биология - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также, создаваемые самими участниками образовательного процесса - учителями и обучающимися.

В своей работе использую не только готовые электронные пособия, например, лабораторный практикум по биологии для 6-11 класса; серия Электронные уроки и тесты «Биология в школе»; 1С: Репетитор «Биология» и т.д., но и создаю их сама.

   Несколько лет назад буквально влюбилась в сервисы Веб-2,0, которые дают неограниченную возможность применения созданных на их основе различных упражнений, игр, тестов, интерактивных плакатов, нелинейных презентаций, инфографики, ребусов, кроссвордов. Все  созданные ресурсы использую как на уроках, так и во внеурочное время.

 Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Электронные образовательные ресурсы  можно применять на любом этапе урока, главное, соблюдать нормы СанПин и не перегружать обучающихся информацией.

ЭОР для мотивации учащихся, целеполагания, формулировки основного вопроса урока.

  Современный урок должен возбуждать интерес учащихся к познанию. Поэтому учителю важно начинать каждую тему с интересного вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение которой будет осуществляться в процессе изучения всей темы или на данном уроке.

   Например, урок в 8 классе, тема «Круги кровообращения».
Обучающимся демонстрируются ребусы с зашифрованными словами по теме урока: артерия - аорта - капилляры - альвеолы
Задача для учащихся: разгадать ребусы и сформулировать тему и цель урока.

 

Использовался сервис Сacoo.com

   Урок биологии в 6 классе. Тема "Прорастание семян"
Посмотреть слайды и выдвинуть гипотезу случившемуся, которую в течение урока нужно подтвердить или опровергнуть.

Или урок по теме «Сообщество, экосистема, биогеоценоз», 9 класс

Учащимся предлагаются для визуализации слайды природных сообществ.

Учащиеся внимательно просматривают слайд-шоу, записывают в тетрадь названия сообществ, отвечают на вопросы учителя. После подводящего диалога с учителем формируют цель и задачи урока.

Этап «Объяснение».   Цифровые технологии позволяют насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии, схемы, инфографика позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Например, урок биологии в 8 классе по теме «Витамины». Этап урока: формирование новых знаний. Название ЭОР «Где сидят витамины А, В. и все остальные» - это интерактивный плакат, выполненный в сервисе thinglink.com. Форма работы:  учащиеся изучают интерактивный плакат и записывают основную информацию о витаминах в тетрадь.

Урок в 9 классе по теме «Генотип как единая целостная система, взаимодействие генов». Ученикам предлагается изучить  схема «Взаимодействие генов», выполненную в сервисе gliffy.com. Учащиеся изучают схему, переносят ее в свою тетрадь. Кратко характеризуют каждый тип взаимодействия генов.

   В современной школе основной акцент повторения переносится с простого закрепления на обобщение и систематизацию знаний. Закрепление при этом составляет как бы побочный продукт. Процесс систематизации знаний является одновременно и наиболее эффективным средством их упрочнения и закрепления. Этапы обобщения и систематизации зависят  от роли и места в учебном процессе.

Инфографика; ментальная карта; интерактивный плакат Глостер

Электронные образовательные ресурсы  применяемые на этапе контроля знаний.

   На этом этапе можно использовать как различные игровые приемы -интерактивные игры, кроссворды, интерактивные упражнения, так и тесты, причем стоит использовать игровые приемы не только традиционно в младших классах, но и в старшей школе. Это вызывает у ребят значительно - позитивный отклик. Можно использовать и игровые моменты на уроках биологии с 6 по 11 класс. Однако стоит помнить и о принципе учета возрастных особенностей обучаемых при подборе игровых заданий, педагогическая эффективность применениям игровых технологий на уроках биологии очень велика. Игра дает свободу мысли и деятельности, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса. Примеры игр и упражнений: здесь

ЭОР для творческого домашнего задания.

  Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний - творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий.

Творческие домашние задания являются одной из составляющих здоровьесберегающих технологий. 

·  Они создают ситуацию успеха, т. е. программируют ученика на положительные эмоции. 

·  Направлены на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, развитие индивидуальности.

9 класс, тема «Межвидовые отношения организмов». Название ЭОР «Межвидовые отношения организмов». Форма работы: Учащимся предлагается дома создать комиксы или рисунки, отражающие взаимоотношения организмов.

Задание в необычной форме по созданию комиксов привлечет внимание учащихся и при его выполнении материал запомнится значительно лучше.

И последнее мое открытие:

Blendspace - инструмент для создания уроков.

·  Вы можете собрать необходимые ресурсы для урока: тексты, видео, картинки, веб-сайты, google документы. 

·  Можно создать тут же свой опрос в виде выбора правильного ответа. 

·  Все это можно разместить у себя на блоге, получив соответствующий код. Важно, что организована обратная связь с учениками. Выполняя задания, они могут писать комментарии и размещать ссылки на выполненные работы.

·  Учитель может создать классную комнату, занести туда учеников и следить за статистикой выполнения заданий. Регистрация в сервисе происходит как "Учитель" или как "Студент", при этом во втором случае, чтобы получить доступ к ресурсу, необходимо ввести код класса. Статистику можно просмотреть по классу, по отдельному ресурсу, по учебному модулю в целом.

Примеры моих уроков по биологии:
1. Фотосинтез
2. Биологические полимеры - белки

   Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, не только дать знания детям, а научить их учиться, вооружать обучающихся умениями и навыками работы с книгой, с иными источниками информации, работать охотно, самостоятельно, творчески. Сегодня использование информационных и компьютерных  технологий очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Прикрепленный файл Size
ИКТ по биологии.docx 37.33 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Алексеевна Маньшина

На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес


Уважаемая Наталья Анатольевна, представленный Вами материал позволяет понять, как широко и многогранно Вы используете ИКТ на своих уроках. Полностью Вас поддерживаю в том, что применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом и как следствие способствует повышению качества знаний. Использование ЭОР на различных этапах урока  помогает  удерживать учебную цель и решать учебную задачу. Творческие  домашние задания с применением ИКТ способствуют здоровьесбережению, что немаловажно в условия современной школы. Безусловно, использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы  каждого  педагога, т.к. учит детей добывать и обрабатывать информацию, мыслить нестандартно, творчески.

Дальнейших Вам творческих успехов!

С уважением, Маньшина Л.А.




Фото пользователя Наталья Анатольевна Дьячкова

На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес


Людмила Алексеевна, спасибо за отзыв! И Вам творческих успехов!




Фото пользователя Мария Альбертовна Мусинская

На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес


Уважаемая Наталья Анатольевна.

Познакомилась с вашей статьей. По вашим матриалам хорошо видно насколько разнообразные средства ИКТ вы используете в своей работе, особенно сервисы web 2.0. Изучить все сервисы, наверное, невозможно, т.к. их огромное количество, поэтому так важно знакомство с работой коллег, из котрой всегда узнаешь что-то новое. Сама увлечена сервисами  web 2.0, благодаря  вашей  статье заинтересовалась сервисом Blendspace. Вы пишите про творческие домашние задания. У меня появился вопрос: при выполнении таких заданий ученики также работают с сервисами или выполняют работу на бумаге?

С уважением, Мусинская М.А.




Фото пользователя Елена Александровна Борщ

На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес


Уважаемая Наталья Анатольевна! Очень интересные пособия к урокам биологии Вы подготовили. Материал можно использовать на разных этапах урока. Очень интересны Ваши ресурсы в сервисах web 2.0. Удачи Вам!




Фото пользователя Наталья Анатольевна Дьячкова

На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес


Уважаемая Елена Александрована! Спасибо за добрые слова, сама всегда с  интересом слежу за Вашими публикациями. Удачи вам в творчестве!




Фото пользователя Наталья Анатольевна Дьячкова

На: Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качес


Уважаемая Мария Альбертовна, к сожалению не все дети стремятся  работать с сервисами веб-2, но стараюсь их заинтересовать, особенно это удается на уроках изобразительного искусства. Не у всех ребят получается хорошо рисовать и я рекомендую им, например, не нарисовать открытку или плакат, а создать эту работу  на компьютере.  Учу создавать листовки, буклеты, мотиваторы,  знакомлю с некоторыми сервисами (вики-газета, плэйкаст, доска-желаний).  Некоторые уже проявили достаточный интерес к этому виду творчества, тем более , что  эти работы я стала отправлять на конкурсы, размещать в блоге.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн