Урок музыки в 5 классе "В минуты музыки печальной"
Submitted by Мария Горлатова on Wed, 29/04/2015 - 13:22
Межмуниципальная научно-практическая конференция «Я и мир искусства» «Уроки творчества в образовательном процессе» Урок музыки в 5 классе по теме «В минуты музыки печальной…» Работу выполнила учитель музыки МБОУ «СОШ с. Натальин Яр Перелюбского муниципального района Саратовской области» Горлатова Мария Валентиновна Тема четверти: Музыка и изобразительное искусство Тема раздела: Небесное и земное в звуках и красках Тема урока: В минуты музыки печальной… Цель урока: выявление взаимосвязи иконописи и музыки, рассмотрение воплощения образа матери в светском и духовном искусстве. Задачи урока: Воспитательные Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию. Воспитывать любовь к женщине-матери. Обучающие Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Уметь пользоваться ИКТ- технологиями. Научить учащихся устанавливать связи между изобразительным искусством и музыкой, оценивать эмоциональный характер произведений искусства, определять средства выразительности. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. Развивающие Создать условия для развития интеллектуальных и духовных возможностей детей, для формирования художественно-образного познания мира. Тип урока: урок - исследование. Средства оснащения урока: Ф. Шуберт, «Аве, Мария», Дж. Каччини «Аве, Мария», И.- С. Бах «Аве, Мария» Дополнительный материал: репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Ход урока: Время Раздел урока Задача Деятельность учителя Деятельность учеников 5 мин. 1 этап. Мотивация. Настроить обучающихся на работу, снять напряжение. Приветствие, настрой. (Звучит музыкальная композиция для релаксации) На фоне музыки звучит стихотворение «Сикстинская мадонна» А. Маркова. На слайде презентации репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» Приветствие, готовность к уроку. 7 мин. 2 этап. Создание ситуации. Вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке. - Как вы думаете, это икона или живописное полотно, картина? - Это действительно алтарная картина… Она была написана величайшим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарём. Что же изображено на картине? - Правильно, в центре картины Рафаэля- Мадонна с младенцем, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Эта картина называется «Сикстинская мадонна». Сейчас она находится в Германии, в Дрезденской галерее, и известна всему миру. Какие чувства удалось художнику вызвать у зрителей (у вас), рассматривающих картину? -Верно. Чувства у нас разные, но все они созвучны настроению картины. Давайте вглядимся в другие детали картины. Дети высказывают своё мнение. Мадонна с младенцем. Дева Мария… и ещё другие люди. Радость… Покой… Восхищение…Удивление…Любование красотой… 15 мин. 3 этап. Работа в микрогруп пах. Уметь пользоваться новыми компьютерными технологиями. Развивать способность обучающихся работать над анализом художественного произведения, воспитывать умение работать в сотрудничестве. -Первая группа рассматривает картину и отвечает на вопросы. - Кто изображён в центре картины? Обратите внимание на фигуру мадонны, на её одежды. Каков фон картины? Кто ещё изображён на картине? Как выглядят эти люди? Какие на них одежды? Куда обращён их взгляд? - Вторая группа ищет ответ на вопрос: почему картина получила такое название? (с помощью ИКТ) - Кто ещё изображён на картине? (с помощью ИКТ) -Третья группа работает с текстом на стр.87учебника и выбирают из текста слова, которые наиболее полно передают настроение картины. (учитель во время выполнения творческих заданий помогает каждой группе сориентироваться в правильности выполнения задания). Отвечают. Рафаэль Санти написал "Сикстинскую мадонну" для капеллы монастыря Святого Сикста. Поэтому мадонна и Сикстинская. Папа Римский Сикст IV, изображенный на полотне, имеет большое сходство с Папой Юлием II, по чьему заказу написана эта картина. Справа – святая Варвара. Она потупила очи, выражая покорность и благоговение перед образом Богородицы. Амурчики – дети внизу картины, они смотрят наверх. 10 мин. 4 этап. Проверка выполнения работы. Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её. (учитель ненавязчиво корректирует ответы, следит за соблюдением делового стиля общения) Каждая группа поочерёдно отвечает на свои вопросы 5 мин. 5 этап. Свободное обсуждение. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. -Вы правильно заметили, что в облике Мадонны сочетаются величие и простота. Известный русский исследователь живописи Алпатов пишет об этой картине: «Мелодически плавное течение линий придаёт «Сикстинской Мадонне» исключительное обаяние. Нет возможности несколькими словами описать всё мелодическое богатство рисунка Рафаэля». Какой музыкальный термин он употребляет? -Верно. Он словно бы сравнивает линии и рисунок художника с напевной, плавной мелодией. Давайте и мы вслушаемся в звучание музыки с названием «Аве, Мария» («Привет тебе, Мария») Ф. Шуберта. - Какое её отличительное качество? - А теперь послушайте фрагменты трёх мелодий разных композиторов с одним и тем же названием «Аве, Мария». Что их объединяет? -Мадонна сходит с небес на землю, идёт навстречу людям. Как художник передаёт движение? - А есть ли движение в произведении «Аве, Мария»? - А теперь рассмотрим красочную палитру картины. На каком фоне изображена Дева Мария? Какие цвета выбирает художник на картине? - Вы внимательные зрители и верно смогли подметить особенности цветового решения картины. А если бы вы были композиторами, то какой бы лад-краску (мажор или минор) вы выбрали для своего музыкального произведения, прославляющего Деву Марию? - Давайте ещё раз послушаем мелодии «Аве, Мария». В каком ладу их написали композиторы? Совпадают ли ваши предположения о выборе лада с тем, что вы слышите? А теперь обратим внимание на младенца Христа, которого Мария держит на руках. _ Совпадают ли выражения лиц матери и ребёнка? - Совпадают ли эмоциональные состояния матери и дитя? Каково ваше мнение? -Чтобы яснее понять, созвучны ли музыкальные произведения разных композиторов содержанию картины Рафаэля, начнём разучивать одно из них. Обучающиеся участвуют в общем обсуждении. Мелодически плавное течение линий, мелодическое богатство рисунка. Слушают музыку - Песенность… Напевность… Плавность… Красота… - Все они посвящены Деве Марии. Выражают любовь к ней. Они все напевные. - При помощи складок на одежде… Откинутый плащ… Вздымающееся над головой покрывало… Край одежды Сикста тоже отогнут… - Конечно, есть. - Мария идёт по клубящимся облакам. По краям тёмно-зелёный занавес. Синий плащ на Мадонне…Золотистое покрывало на голове. На Сиксте одежда золотистого цвета. В одежде Варвары Рафаэль повторяет все краски картины. -Светлую, чистую, нежную. Это будет мажор. Отвечают. Сопоставляют язык музыки и живописи, выделив такие средства выразительности, как линия – мелодия, цвет – тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. 3 мин. 6 этап. Рефлексия полученных результатов. Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию. - В заключении хочется прочитать стихотворение. Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в венках: Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. От любой напасти заклинанья (Ей то уж добра не занимать!), Нет, не Богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать. Свет любви издревле ей завещан, Так вот и стоит она в веках: Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках. Все на свете метится следами Сколько бы не вышагал путей, Яблоня – украшена плодами, Женщина – судьбой своих детей. Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках. Вывод: -Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. А музыка Ф. Шуберта «Аве, Мария»- это торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Дети заполняют карточки - Я узнал … - Мне было интересно … - Хочу узнать … - Осталось непонятным… Приложение. Я часами глядел на Мадонну, Что бессмертье дала Рафаэлю, На глаза… Не от них ли, бездонных, Даже чёрствые души светлели. Не сводил с неё взгляда, Покуда дымку облак, накинув на плечи, Как пригрезившееся чудо, Мне шагнула Мадонна навстречу. Не безгрешная та, Не богиня, и которой земные не судят. Просто мать. И спросила о сыне, ею отданном людям. Я не скрыл. Всё, как есть, я ответил. К диким скалам его приковали. Но огонь отвоёванный светит, Прорезая полночные дали. О смешные, наивные твари, Что ему учинили расправу. Смерть такая – бессмертие дарит… Благодарны вам люди, поверьте, Преклоняют колени за сына. Список использованной литературы 1. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка, 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, «Просвещение», 2012г. 2. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Уроки музыки, 5-6 классы, пособие для учителя, «Просвещение», 2007 г. 3. Е. А Смолина, «Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга», Волгоград, «Учитель», 2003г. 4. https://yandex.ru/images/search?text=картина%20рафаэля%20сикстинская%20мадонна&img_url