Submitted by Валерия Сергеевна Шевелева on Tue, 23/06/2009 - 12:46
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1
Исправьте предложения, изменив в них порядок слов.
Ты не встретила в театре одноклассников разве? 2. Новую дали почитать книгу мне. 3. Он очень вел себя плохо на уроке снова. 4. Очень стихи выразительно чи¬тает он. 5. По поводу неуспеваемости собрание прово¬дили мы.
Задание 2
Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки.
1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бон¬даревым в романе.
2. Парламент по очереди заслушал всех министров.
3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.
4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое.
5. Он поступил в больницу после вызова бригады ско¬рой помощи в тяжелейшем состоянии.
6. Времена прошли те давным уже давно.
7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.
8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в
Риге.
9. Праздничное настроение создает весеннее убранст¬во дома.
Задание 3
Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.
1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (по¬сещает, посещают) примерно треть жителей Латвии.
2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично.
3. В течение трех последних лет руководство Централь¬ного и районного рынков неоднократно (обращались, об¬ращалось) в вышестоящие организации.
4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) один¬надцать выстрелов.
5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано).
6. Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы.
7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.
Задание 4
Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возмож¬ные варианты.
1. в конкурсе участвовал... тридцать один школьник.
2. Три скамейки стоял... у стены.
3. Большинство произведений поэта посвящен... теме любви.
4. Не то снег, не то град выпад... завтра.
5. Любопытство, а не жажда познания взял... верх.
Задание 5
Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой
выбор.
1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на ре¬ставрацию.
2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
3. "Известия" уже неоднократно (поднимала, поднима¬ли) эту проблему.
4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недале¬ко от Новгорода.
5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.
6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
Задание 6
Выберите нужную форму, объясните свой выбор.
1. Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город.
2. За три (последние, последних) месяца в городе по¬бывали многие артисты.
3. Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля.
4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену.
5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал сорев¬нований.
6. (Полные, полных) три года мы изучали иностранный язык.
Задание 7 ,
Поставьте топонимы в нужном падеже.
1. 8 городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), у станции (Вильнюс), в деревне (Ивашково).
2. У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Ильмень), над (Ладожское) озером.
3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), в Республике (Швейцария), над горой (Казбек).
Задание 8
Прочтите статью о предлоге по. Составьте разные контек¬сты, в которых бы реализовались все значения этого предлога.
Этот многозначный первообразный предлог выступает в конструкциях с дательным, винительным и предложным падежом существительного или местоимения: допустить ошибку по небрежности (дательный); пойти по яг о-ды (винительный); понять по зрелом размышле¬нии (предложный).
... В соответствии с традиционной нормой существи¬тельные и местоимения, зависящие от глаголов со зна¬чением печального или скорбного чувства (вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, то¬сковать и др.), в сочетании с предлогом п о принима¬ли форму предложного падежа: "Обыкновенно в девя¬том часу утра он уходил на службу и уже в десятом начинал тосковать по Мане и по своем новом доме" (Чехов).
На протяжении текущего столетия норма управления из¬менилась — в конструкциях рассматриваемого типа стал упот¬ребляться дательный падеж: "Вскоре Алеша не на шутку начал тосковать по нему" (Соболев). Эту норму можно считать в современном русском литературном языке установившей¬ся и стабильной. Следовательно, правильными и стилистиче¬ски нейтральными будут сочетания: скучать по другу, тосковать по детям, горевать по нему.
Сочетания типа п о возвращении из отпуска — ло возвращению из отпуска имеют временное значение "после чего-либо": по во звращен и и из от¬пуска — "после возвращения из отпуска". Здесь может быть представлен лишь ограниченный круг существитель¬ных: по возвращении, по выяснении, по до¬стижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по ра зм ыш лен и и и нек. др. Со¬четания наподобие по докладе (т. е. после доклада), по занятии, по выступлении и под. в современ¬ном русском языке маловероятны.
В соответствии с нормой в подобных сочетаниях, которые встречаются преимущественно в книжной (деловой, научной, газетной) речи, существительные при предлоге п о должны употребляться в предложном падеже: по предъявле¬нии документа, по завершении работы. Мно¬гие обороты по существу становятся устойчивыми словосочетаниями (ср.: по зрелом размышлении, по ис¬течении с рока), а во фразеологических оборотах сло¬ва, как правило, сохраняют свою традиционную форму.
В сочетаниях типа по пять книг—по пяти книг, имеющих распределительное, или дистрибутивное, значение (можно поставить вопрос по скольку?), числительные тра¬диционно употреблялись в винительном и дательном падежах. В современном русском литературном языке оконча¬тельно утвердился винительный: раздать по пять книг, сделать по пятнадцать шагов. Варианты с дательным (получить по десяти рублей) могут быть квалифицированы не просто как менее употребительные, но и как устаревающие грамматические формы.
Иная форма существует для таких слов, как сколько и несколько, а также слов столько, много, не¬много. Они традиционно употребляются в дательном па¬деже: по нескольку месяцев быть в коман¬дировках, по стольку лет не видеться. Со¬четания с винительным падежом (по несколько че¬ловек) допускаются — в качестве сниженного варианта — только в разговорной речи.
Задание 9
Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный
падеж, объясните выбор падежа.
1. В каждой группе осталось по (несколько) детей.
2. По (окончание) лекции все собрались уходить.
3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно
оформить документы.
А. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. 5. Встречались часто, по (настроение).
Задание 10
Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном паде¬же. С полученными словосочетаниями составьте предложения.
1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, поста¬новление, желание, указание).
2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреж¬дение).
3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).
Задание 11
Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-стилистическую характеристику данных конструкций.
1. Нельзя не признать эт... роман... .
2. Я не ожидал тв.. критик... .
3. Я давно не получал тако... удовольстви... . А. Я еще не посмотрел эт... кинокартин... .
5. Мы не ожидали от встречи так... разочарован... .
Задание 12
Употребите следующие словосочетания в соответствую¬щих контекстах.
1. Забыть спектакль — забыть о спектакле.
2. Знать историю — знать об истории.
3. Объявить перерыв — объявить о перерыве. А. Заявить протест— заявить о протесте.
5. Объявить забастовку— объявить о забастовке.
Задание 13
Употребите следующие словосочетания в предложе¬ниях. Объясните их семантико-стилистическую окрашенность.
1. Ждем трамвай — ждем трамвая.
2. Требует книги — требует книг.
3. Ищут работу — ищут работы.
А. Просит участие — просит участия.
Задание 1 4
Составьте словосочетания, поставив заключенные в скоб¬ки слова в нужном падеже. Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (родина), уплатить (квартира), восхищаться (друг), вдохнуть (свобода), скучать (родители).
Задание 15
Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога.
Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (шко¬ла, факультет, университет), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).
Задание 1 6
Выберите нужный падеж, объясните свой выбор.
1. Не разбей (окно)1
2. Он не смог перенести (переживания).
3. Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по
(он).
4. По (мы) можно проверять часы — всегда приходим
вовремя.
5. Я желаю (встреча) с этим человеком.
Задание 17
Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственни¬ков в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков
человечества.
3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со
всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштра¬фован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Задание 1 8
Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1. Уделите внимание на здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3. Заведующий больницы встретил нас "прохладно".
А. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное вни¬мание на рубрику "Мир глазами путешественника".
5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Задание 19
Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием,
управлением, порядком слов.
1. Блинная мука также продается в арендованных мага¬зинах без наценки.
2. В настоящее время государственные промышленность
и сельское хозяйство рушится.
3. Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.
4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны ли¬рикой и красотой написания.
5. Он понимает о необходимости помочь народу.
6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Оль¬ги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.