Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Submitted by Евгения Андреевна Обыдённая on вс, 19/04/2015 - 11:05
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
в условиях новой модели образования.
Каждый из нас должен быть не абстрактным
воплощением педагогической мудрости,
а живой личностью, которая помогает ребенку
познать не только мир, но и самого себя.
В наших воспитанниках дремлют задатки
разных талантов. Эти таланты раскроются только
тогда, когда каждый ребенок встретит
в воспитателе ту «живую воду», без которой
задатки засыхают и хиреют….
В.Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и российским государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей в школах.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
В нём обозначены новые требования к духовно-нравственному воспитанию:
• перестройка взглядов педагога на новое (принятие нового);
• целостность направления;
• система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
• просветительная работа среди родителей;
• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
• духовно-нраственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;
• интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
• развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
Дети, поступающие в школу - интернат, в своём подавляющем большинстве, это дети из неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, дети с особыми потребностями в обучении и воспитании: многие не посещали детский сад, бродяжничали, конфликтны, с которыми не справляются в других школах и в семьях.
Как правило, это «педагогически запущенные» школьники.
Можно представить себе с какими проблемами сталкиваются педагоги Елизовской школы-интерната, и какие усилия прикладывают, чтобы поступивший «проблемный» ученик из неблагополучной (малоимущей) семьи захотел:
• сидеть в школе;
• учиться;
• научился слушать и понимать взрослых и одноклассников;
• научился жить в коллективе;
• увидел свои недостатки, пороки и захотел их исправлять;
• поставил себе цель на будущее, т. е. «кем я хочу стать, и что должен для этого делать? как жить?»;
• научился различать добро и зло и жить по законам добра;
• научился жить по законам истинных ценностей – доброты, справедливости, совести, любви, чести, уважения, сочувствия, ответственности и др.;
• выбрал идеал в жизни;
• наконец, стал носителем духовно-нравственных ценностей в современном обществе, видел смысл жизни и умел «жить» в ней честно и достойно.
Эти простые истины заставляют нас работать и находить такие методы воспитания, которые эффективны в условиях школы-интерната, применять различные формы и методики, быть в постоянном поиске новых технологий, которые способны из «проблемного» ученика сделать человека («человек»=«чело» + «век», что означает «чело, обращённое к вечности»).
С 2012 года в рамках общешкольной Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ООШИ№1 я реализую адаптированную Программу внеурочной деятельности «Пирамида нравственности» (автор-разработчик А.Х Юсупова, кан.пед.наук). Срок освоения Программы 4 года (1-4-ый класс).
В основе Программы лежит идея Пирамиды ценностей, описанной доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой.
ЧЕЛОВЕК
ЖИЗНЬ ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
ДОБРО ИСТИНА КРАСОТА
СЧАСТЬЕ СОВЕСТЬ СВОБОДА СПРАВЕДЛИВОСТЬ
РАВЕНСТВО ТРУД ПОЗНАНИЕ ОБЩЕНИЕ ИГРА
То, что расположено ниже, не является наихудшим:
Низ пирамиды – это средства жизни;
Верх пирамиды – содержание жизни.
Цель программы: создание специальных условий для духовно-нравственного развития личности младшего школьника и привития ему принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи:
• формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
• формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
• развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Принципы воспитания:
1. Принцип уважения личности;
2. Единства;
3. Коллективной деятельности;
4. Разумной требовательности;
5. Возрастного подхода, индивидуальных особенностей;
6. Диалога;
7. Педагогической поддержки;
8. Стимулирования самовоспитания;
9. Связи с реальной жизнью;
10. Согласования и обратной связи.
Для решения поставленных данной Программой задач определены приоритетные направления воспитательной деятельности в классе:
Направления Базовые нравственные ценности
1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания. нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
4 Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В содержании Программы раскрыты виды деятельности, формы занятий по каждому из направлений с 1-го по 4-ый класс (Приложение 1).
Определены ступени коллективного и личностного роста младших школьников:
1. Первая ступень - приобретение младшим школьником социальных знаний.
2. Вторая ступень - получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3. Третья ступень - получение младшим школьником начального опыта, самостоятельного общественного действия.
Ожидаемые результаты:
- сформированная активная жизненная позиция школьника перед переходом в основную школу;
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- умение школьника осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, умение давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдение народных традиций, любовь к русскому фольклору и песням;
- эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Педагогический смысл моей работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому использую разные методы и приёмы воспитания:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Ещё одной важной задачей является формирование у школьников смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого активно применяю такие приёмы как: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, положительный пример, создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (технология В.В. Серикова).
Наиболее эффективными практиками, ставшими традиционными в работе с классом являются: исследовательские и творческие проекты, мини-спектакли, образовательные экскурсии, КТД.
Неизменной традицией нашего класса стал показ мини-спектаклей на различные нравственно-этические темы. Мини спектакли, дают разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества учащихся, позволяют получить первоначальный опыт нравственного и эмоционального переживания. К таким спектаклям можно отнести спектакль «Сказка «Репка на спортивный лад», экологическая сказка «Рябинка», мини спектакль «Котята – поварята», который был подготовлен ко Дню матери и имел большой успех у зрителей. Взаимосвязь культуротворческого и эстетического направления в деятельности самих учащихся как нельзя лучше проявляется участие в ежегодной творческой выставке «Причуды осени» с участием родителей, что особенно важно.
Ребята с увлечением участвуют в таких проектах как:
1. «Лента времени» (изучение истории и культуры русского народа на федеральном портале История.ру., участие во всероссийской исторической арт-эстафете юных художников «Лента времени», проведение конкурса знатоков).
2. «Моя малая Родина» (исследование названий улиц города Елизово, составление и презентация Альбома «Мой город Елизово).
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника имеет взаимодействие школы, семьи и внешкольными учреждениями местного социума.
Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей мы рассматриваем как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Основными задачами в работе с родителями являются:
развитие у родителей способности оказывать поддержку;
развитие конструктивных способов взаимодействия;
поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
увеличение взаимной открытости;
улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:
• гостиные «За чашкой чая»;
• совместные культурные праздники («Люблю тебя мама», «Зимушка-зима»; - проекты («Украсим наш класс», «Кормушка для птиц» и т.д.)
• дни открытых дверей класса.
В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры, с которыми взаимодействует школа. Задействованы ресурсы уже существующих объединений: кружок «Ритмика», ИЗОстудия, спортивные секции, детская вокальная группа и школьный хор, детский театр, отряд ЮИД.
Критерии эффективности функционирования программы «Пирамида нравственности» Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы «Пирамида нравственности» являются педагогические исследования (наблюдения, анкетирование, тестирование). Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия.
Используемые диагностики:
- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной); Диагностика эмоционального компонента нравственного развития:
- методика сюжетные картинки (по Р. Калининой); - методика «Закончи историю»; - методика «Что такое хорошо и что такое плохо». Реализация данной Программы в процессе внеурочной деятельности позволяет учащимся получать достаточно большой объем духовно-нравственных представлений. Она дает возможность знать и понимать, как надо поступать хорошему ученику, т.е. иметь представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Это расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется тем, что воспитателю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. И эта программа позволяет решить стоящую перед воспитателем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Список источников и литературы
Приложение 1
Содержание воспитательной деятельности по формированию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Задачи воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 1. Формировать первоначальные представления о символах государства – государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации – России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение
2. Формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России.
3. Формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе.
4. Стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
5. Формировать умение отвечать за свои поступки.
6. Формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и Камчатского края.
7. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
8. Формировать представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны
9. Развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ и региона города
10. Формировать уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку межнационального общения.
11. Воспитание и уважение к школе, городу Елизово, Камчатскому краю, народу, России.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками Тематика занятий
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Блок гражданственности
Познавательные беседы, воспитательные часы «Опознавательные знаки мест, где мы живем и учимся», «Символы нашего города, области», «Государственные символы (государственный флаг. Герб, гимн)», «Права и обязанности детей в школе», «Главный закон РФ», «Опасности на пути от школы до дома», «Как вести себя в школе», «О правилах поведения в школе», «Моя дорога в школу».
«Народы, живущие на территории Рос-сийской Федерации и населявшие её в прошлом (восточные славяне, финно-угор¬ские народы (или другие, в соответ¬ствии с особенностя¬ми региона)», «Род¬ной язык и государственный», «Народ¬ные (националь¬ные) традиции моей семьи», «Россия — Родина моя», «Мой любимый край — на востоке России», «Экскурсия в прошлое родного края», «История мо¬его посёлка», «Мои земляки», «Где эта улица, где этот дом?», «С чего на¬чинается Родина?», «Моя малая родина» «Государственный герб РФ», «Моя семья», «Права ребенка в семье», «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Главный закон России», «По страницам Красной книги», «Я имею право», «Конвенция, закон, права и обязанности», «Азбука вежливости», «О правилах поведения в школе»
«Народы нашей Ро¬дины», «Мы раз-ные, но мы еди-ны», «От Камчатки до Калининграда», «Имена на карте РФ», «Рос¬сия —это я!», «Ши¬рока страна моя родная», «Страна, в которой мне хо-телось бы жить», «Моя семья — моя гордость», «Рос¬сия —многонацио-нальное государст¬во», «Что в имени твоём?», «Москва — столица нашей Ро¬дины» «Символы родного города Елизово и Камчатского края», «Государственные символы РФ», «Государственный флаг РФ», «Чтобы достойно жить», «Всеобщая декларация прав человека», «Знакомство с уставом школы»,
«Что мы знаем о правилах поведения?»,
«Легко ли быть дисциплинированным?», « Наши обязанности», «Как вести себя в общественном транспорте?», «Зачем уступать место в транспорте?» ,
«Русский язык в нашем Отечестве», «Государственный язык Российской Федерации», «Единство народов нашей страны». Цикл бесед «Се¬мья —сердце об-щества» (темы: «Твои истоки», «Я и вселенная», «Мой дом, мои род¬ные и близкие»); «Город, в котором мы живём» (темы: «Мой город, мой дом», «Городу Елизово—... лет», «Мы —хозяева города и школы»), «Урок России», «Широка страна моя родная», «Люблю тебя, Камчатка!» (отражает особен¬ности региона), «Ро¬дина и Отечество» «Моя Родина – Россия», «Символы президентской власти», «Гражданин и обыватель», «Герб твоей семьи», « Права ребенка», «Мои права и обязанности», «Я уважаю твое право», «Ты и закон», «Мы и общество», «Я – Гражданин и патриот своей страны», «Разрешение конфликтов без насилия», «От правовых знаний к гражданской позиции», «Путешествие в страну Законию», «Что значит быть настоящим гражданином?», «Что значит быть культурным?», « Мы на экскурсии», «Кем и когда была принята Конвенция о правах (ребенка»
Любимые прочи-танные книги раз-ных народов», «На¬род, народность, национальность», «Моя Россия», «Родной край и я в нём», «Что зна¬чит быть россияни-ном?», «Что нас объединяет?», «Почему все народы, проживающие в Рос¬сии, имеют равные права?», «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты че-ловек».
Цикл бесед «Россия! Русь... Храни себя, храни!» (в его со-ставе темы: «Духов¬ное наследие», «Современная Русь», «Традиции и обычаи Руси»)
Беседы (по выбору) из цикла занятий по правилам дорожного движения «Мы – юные пешеходы ( о правилах поведения на дороге)», «Опасности на дорогах ( о правилах поведения на проезжей части дороги)», « Как нужно правильно переходить дорогу?», «Где и в какие игры можно играть? (разучивание подвижных игр на воздухе)»,
«Обсудим прочитанные книги (по выбору)», «Любимые видео- и кинофильмы разных народов», «Обсудим самостоятельные наблюдения за явлениями общественной жиз¬ни», «Обсудим проблемный вопрос» (по предложениям детей), «Обсудим вместе про¬читанный рассказ (о жизни народа Камчатского края, в котором находится школа)», «Ка¬кая книга о Родине, о России стала любимой?», «Какой видео- и кинофильм о красоте родной земли —России особенно запомнился?», «Обсудим ваши наблюдения за явле¬ниями общественной жизни», «Обсудим проблему (по предложениям самих младших школьников)», «Обсудим сочинения на темы (по выбору): «Моя Родина», «За что я люблю свой дом?», «Что значит быть человеком?», «Мой дом, и я в нём», «Моя семья»
Проектная деятельность Альбом «Права ребенка». В четырех частях (в каждом классе воспитатель имеет возможность усложнять структуру и содержание альбома за счет добавления новых элементов на основе изучения новых законов)
Исследовательский проект «Мои обязанности в семье» Творческие проекты «Азбука вежливости», «Кодекс правил поведения младшего школьника» Альбом «Родной уголок».
Исследовательские проекты «Кто при¬думал Новый год?», «Семейный архив (подбор фотогра¬фий о разных поко-лениях семьи)». «Кулинарная книга "Вкусняшки"» (под¬бор рецептов раз¬ных народов из блюд, которые го-товят в ваших семьях)» Творческий проект «Газета «Охрана природы»».
Исследовательские проекты Альбом «По страницам Красной книги», «Я имею право» Творческий проект «Сценарий нацио-нального праздни¬ка».
Исследовательские проекты «Праздники моего народа», «На-циональные тради¬ции», «Семейный архив (подбор ма¬териала о своих предках: фотогра-фии, документы, биографии)». Газета «Домашние вести».
Карты «Дом —ули¬ца —посёлок» Исследовательские проекты «Свод правил класса», «Правила дорожного движения» «Музей семьи (со-ставление родослов¬ного древа и офор-мление семейного архива)». (Все про-екты разрабатыва-ются совместно с родителями.) Творческий проект «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
Игровая деятельность Игра « Добрые слова»
Тренинги «Акцент на лучшее», «Общаться по правилам» Игра «Сочини конец истории»
Диалоговая рефлексия «Ролевая маска»
Тренинги «История про себя»,
«Обмен ролями» Игры «Защита своих прав и свобод (ст.8,9,10)», «Наши обязанности (ст.29)»
Игровая ситуация «Мой дом – моя крепость (ст.12,13,14)»
Деловые игры «Знакомство с Всеобщей декларацией человека», «Все люди – братья (ст. 30,пп.1,2)», «Знакомство с основными статьями Конституции РФ» Урок – игра «Мой сосед по парте»
Викторина «Знаешь ли ты Конституцию РФ?»
Игровая ситуация (по выбору) «В транспорте», « В магазине», «В библиотеке», «В школьной столовой»
Игра «Киностудия»
Тренинги «Общее мнение», «Коррекция позиций»
«Играем в национальные игры народов России». Цикл игр «Учитесь быть терпеливы¬ми», тренинги толерантного общения
Проблемно-ценностное общение Диспуты «Кто в семье главный?»,
Круглый стол «Человек – это звучит гордо» Диспуты «Защита детей», «Я имею права и обязаности»,
Правовой турнир «Детективленд»
Встречи с интересными людьми
Туристко - краеведческая деятельность: экскурсия, путешествие Образовательная экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» Образовательные экскурсии в краеведческие музеи, музей Боевой Славы, в воинские части Образовательные экскурсии в краеведческие музеи, музей Боевой Славы, в воинские части Образовательные экскурсии в краеведческие музеи, музей Боевой Славы, в воинские части
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали Конкурс рисунков «Мой край»
Конкурсы знатоков «Я знаю Конституцию РФ», «Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека?»
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) Коллективное творческое дело (КТД) «Охрана природы – законы и правила для детей»
Блок патриотизма
Познавательные беседы, классные часы «Герои Невской битвы (А. Невский)», «Герои Куликовской битвы (Д.Донской)», «Полководцы во славу России (А.В.Суворов)», «Герои Отечественной войны 1812г. (М.И.Кутузов)», «Покорители Космоса (Ю.А.Гагарин)», «Великие русские полководцы (Д.Донской)», «Великие русские полководцы (Г.К.Жуков)» «Кого сегодня можно считать героем?», «Герои Невской битвы», «Герои Куликовской битвы (Д.Донской, А.Л.Пересвет, Ослябя и другие герои сражения с ордынцами)». «Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря», «И.Федоров – первый книгопечатник», «К.Минин и Д.Пожарский – герои народного ополчения в борьбе с поляками 1612 года», «П.Багратион – герой Отечественной войны 1812 года», «Во славу Отечества (Петр Первый)», «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (защитник Брестской крепости, командир 44-го стрелкового полка Петр Михайлович Гаврилов» «Страницы истории (князь Владимир I, креститель; Ермак Тимофеевич, патриарх Гермоген, И.Сусанин)», «Кого сегодня можно считать героем?», «В моей семье живет герой», «Есть ли место героизму в наши дни?», «Герои нашего времени (летчики испытатели – А.Ковчур, И.Вотинцев и др.)», «Патриотизм и верность воинскому долгу (основные качества защитника Отечества)», «Нам строить Россию, нам в ней жить», «Покорители космоса (В.Терешкова и С.Савицкая)», «З. и А.Космодемьянские – герои ВОВ 1941-1945», «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва! (герой панфиловец В.Клочков)», «За Волгой для нас земли нет (В.Зайцев – герой Сталинградской битвы)» «Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Куликовская битва», «Герои народного ополчения в борьбе с поляками 1612 г», «Герои Отечественной войны 1812 года», «Герои ВОВ 1941-1945», «Покорители космоса»
Проектная деятельность Исследовательские проекты «Героическая страница армии (составление «Книги памяти»)», «Достойное поколение», «Славные сыны Отечества», « На поле русской славы», «Мы – защитники мира»
Творческий проект
«Известные люди моего края (оформление альбомов «Они освобождали наш край») Исследовательский проект «ветеран живет рядом (подбор материала о ветеранах ВОВ и труда), «Боевые ордена рассказывают (подбор материала о наградах)»
Альбомы «они прославили наш край», «история создания армии в России».
Досуго -развлекательная деятельность Просмотр видео и кинофильмов.
Школьные праздники: «день героев Отечества – 9 декабря», «Помним, любим и гордимся», «Праздник, посвященный Дню Победы»
Концерты для ветеранов ВОВ и тружеников тыла
Литературно-музыкальные композиции: «Спасибо им, героям, в битве павшим….», «Защитники Отечества»
Участие в Дняхвоинской славы под девизом «Этих дней не смолкнет слава….» Праздничные мероприятия по плану школы, участие в праздниках России, включая красные даты календаря, народные праздники.
Туристко –краеведческая деятельность: экскурсия. путешествие Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы и др.
Экскурсии в музей Боевой славы Экскурсии в краеведческие музеи.
Заочные экскурсии и путешествия по разным регионам России. Ознакомительные экскурсии по микрорайону, улицам района
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали, стенгазеты Конкурс «Литературно-музыкальная композиция»
Фестиваль военной патриотической песни
Выставки
Спортивные конкурсы «Вперед мальчишки!»
Гостиные «За чашкой чая» ( с приглашением героев боевых действий, героев мирного времени (пожарных, спасателей, милиционеров))
Стенгазеты «Они сражались за Родину», «Трудовые будни», «Знаменосцы Победы», «Подвиги наших современников» Конкурсы: «Русский язык», «Моя Родина», «Какой рисунок лучше?» (темы по выбору: «Моя школа», «Мой класс», «Моя школа в будущем»), «Какое сочинение лучше?» (темы по выбору: «Моя улица», «Мой дом», «Мой посёлок», «Мысли моего двора», «Мамины руки», «Бабушкины руки»).
Выставки рисунков: «Любимый уголок», «Мой дом на карте мира», «Я говорю...», «На-роды России», «Родной язык», «Семейный архив», «Моя семья» в школьной галерее детского творчества. «Какое сочинение интереснее (темы по выбору: «Почему нужно учиться?», «Зачем человеку нужны знания?», «Что мне мешает учиться?»)».
Экологический плакат (тема по выбору): «Природа в опасности!», «Сохраним природу»
Проблемно-ценностное общение Встреча с ветеранами ВОВ и труда.
Встречи с участниками боевых действий, военослужащими войны в Афганистане и военно- политического кризиса в Чеченской республике,
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) Коллективное творческое дело «В моей семье живет герой (подбор материала о героических страницах прошлого семьи)», «Мой край в годы войны»
Акция «Открытка ветерану» Акция «Открытка ветерану», «Наши знаменитые земляки» Акция «Открытка ветерану», «Вахта памяти, операция «Забота»» Акция «Открытка ветерану», «Вахта памяти, операция «Забота»»
Коллективное творческое дело «Помним, любим и гордимся».