Размещено: Евгения Фаргатовна Тарасичева - пт, 17/04/2015 - 22:46
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №13»
Методическая работа
«Основные принципы обучения хоровому пению младших школьников»
Выполнила:
Тарасичева Евгения Фаргатовна
преподаватель хора
Саратов, 2015 г.
Оглавление
I. Введение ….………………………………………………………..........3
II. Хоровое пение – развитие творческой личности…….…5
III. Формирование вокально-хоровых навыков ……………6
IV. Вокально-хоровые принципы работы с детьми……....9
V. Работа над новым произведением …………………………..13
VI. Подбор репертуара……………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Используемая литература ………………………………………………………………22
I. Введение
Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника.
Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, медицины, акустики. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.
Создание теорий и системы вокального воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. К этой мысли сейчас склоняется большинство исследователей. Идея комплексного изучения проблемы развития детского голоса имеет уже немало сторонников.
Вокальное воспитание детей у нас в стране в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, в хоровых кружках, кружках обучения сольному пению, вокальных ансамблей. Из-за ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием детского голоса, возможна лишь при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы в самодеятельных кружках или хоровых школах при Дворцах Культуры.
О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. В то же время, добиваясь определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном направлении.
Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиеническим норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порчи голосов.
В поисках правильного звукообразования особо важное значение приобретает качественная оценка звучания детского голоса, которая во многом обусловлена типом голосового регистра. В качестве звучания детских голосов отражается, как в зеркале, методика вокальной работы педагога.
Что же следует понимать под развитием детского голоса? Одни специалисты понимали это как развитие органов голосообразования в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие – как формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи – как постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудной и микстовый.
Рассмотрение различных методических приемов с точки зрения теории регистров певческого голоса может быть весьма перспективным, так как способствует формированию у педагога и ученика нового вокального мышления.
Вопрос о голосовых регистрах в детской вокальной педагогике можно считать основным. Такой вывод напрашивается в результате анализа истории вопроса о вокальном воспитании детей. Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского хорового исполнительства в России XVII – XIX веков, развитие которого связано было главным образом с культовым пением.
Стиль духовного песнопения с самого начала определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренные по силе, в удобной, в основном средней, тесситуре. Все это создает условия для настройки детского голоса на фальцетное или близкое к фальцетному звучание.
Вокальная работа в детском хоре – одна из сложнейших проблем в подготовке учителя музыки. Трудности в ее решении можно отнести за счет недостаточной изученности теоретических основ голосообразования у детей.
II. Хоровое пение – развитие творческой личности
Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.
Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего это импровизация - ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация. Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную нотацию.
Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.
Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как: Н. Тевлина, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стуловой и многих других. Однако тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
III. Формирование вокально-хоровых навыков
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки:
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
2. Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
3. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
Именно с помощью русских народных песен происходит обучения кантилене. Мелодическая линия в русских народных песнях строится на небольших попевках- интонациях. Попевки основаны на нисходящем и восходящем движении мелодии в пределах квинты, что позволяет легче справиться с проблемой неточной интонации у детей. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя слушать.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием – выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Развитие навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:
1) освоение певческой установки;
2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;
3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.
IV. Вокально-хоровые принципы работы с детьми.
В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :
1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.
3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.
4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.
5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.
6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.
7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.
8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.
У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат пассивен и вял, они плохо и неправильно открывают рот. При пении, в результате напряженного состояния лицевых мускулов, у юных певцов часто бывает скованное, невыразительное лицо.
Развитие четкой работы нижней челюсти, губ, мягкого нёба имеет огромное значение для правильного вокального воспитания, поэтому в процессе хоровых занятий обязательно часть времени отводится на развитие артикуляционного аппарата. Комплекс заданий используется на каждом уроке в виде артикуляционной гимнастики и ряда упражнений, которые, в свою очередь, активизируют дыхательную мускулатуру и тесно переплетаются с дикционными задачами.
Артикуляционная гимнастика:
- активизация полости рта через различные движения губ, например: губы вытянуть вперед «трубочкой», растянуть по горизонтали («улыбка до ушей»);
- 4 раза слегка прикусить зубами кончик языка;
- высовывать язык до отказа, слегка покусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности («пошинковать язык»);
- покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, ка бы жуя его;
- сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же повторить в противоположном направлении;
- упереться языком в правую щеку, в левую щеку, пытаясь ка бы проткнуть их насквозь;
- покусать верхнюю и нижнюю губу;
- втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
«Мимический театр».
В данном упражнении в игровой форме происходит активизация лицевой мускулатуры. Дети и учитель закрывают лицо руками (как занавес). Затем педагог загадывает показ различных масок, например, маска радости, горя,
удивления, злости, обиды, восхищения и другие. Открывая и закрывая лицо, дети изображают различные эмоциональные состояния.
«Волшебное лицо».
Выразительная мимика обеспечивает хорошее пение. Для осознания и приобретения навыков активизации мимики лица можно поиграть с хором в следующую игру.
Дети, вслед за дирижером, поднимают руку до уровня лба и изображают полное неучастие к пению, отрешенность и равнодушие. Затем, вместе с поднимающейся рукой, как бы «поднимают лицо» - оно должно стать очень выразительным. Игру можно повторить несколько раз.
Массаж лица.
Круговыми точечными движениями необходимо промассажировать отмеченные на рисунке участки лица.
Активно помассажировать ушные раковины. Это обеспечивает приток крови к лицевым мышцам.
«Пасть льва».
Дети как можно шире открывают рот и высовывают язык, пытаясь дотянуться до подбородка. Глаза широко открыты, брови подняты. После глубокого вдоха дыхание необходимо задержать на 10 секунд. Это упражнение можно повторить 2 – 3 раза.
«Жуем, как дикари».
Интенсивные движения челюсти должны имитировать жевательный процесс, как будто вы дикарь, жующий большой кусок мяса. Это упражнение расслабляет необходимые для лучшей артикуляции мышцы лица.
«Пони и лошади».
Дети щёлкают языком в высоком регистре, изображая цокот копыт пони, в низком – большой лошади. Темп щелчков показывает рукой дирижёр.
Скороговорки.
Скороговорки применяются в работе над дикцией . Упражнение предполагает проговаривание или пропевание скороговорок на одном звуке. Данный вид работы должен иметь художественный смысл. Следует избегать механического исполнения текста, путем творческой интерпретации упражнения (ускорение и замедление темпа, усиление и ослабление динамики, чередование штрихов staccato и legato и так далее).
Наиболее часто используемые на уроках скороговорки:
– Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
– Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят.
– Наш Полкан попал в капкан.
– Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
– Три сороки тараторки тараторили на горке.
– Кукушка кукушонку купила капюшон.
– Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
– Барабан подарили барану, очень рад барабану баран,
И баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
Однородность гласных.
С детским коллективом обязательно нужно работать над однородностью гласных для достижения более качественного унисонного звучания хора. Лучше пение начинать с «о», эту гласную «видят» все – дирижер, ученики. Можно попросить хор спеть хорошее «о», сделав круговые движения пальцем вокруг рта. Если все верно, то в звуке появляется обилие обертонов.
Часто дети поют таким образом, что звук идет в боковых направлениях – например, «у» с широкой улыбкой для исключения таких ошибок можно предложить следующее упражнение: представьте, что ваш палец – это зубная щетка, поставьте его горизонтально вдоль рта (как – будто чистим передние зубы). Затем в процессе пения палец поворачивайте вертикально (чистим коренные зубы). Таким образом, дети находят общую форму рта, при которой все звуки округлые и похожи друг на друга.
V. Работа над новым произведением
Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, максимально выразительно, чаще всего сама, реже в записи или в исполнении других учащихся, обычно старших. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить то, которое глубже раскрывает ее содержание. Хорошо показать произведение, если есть такая возможность, в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показать произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.
После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше, чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания. Маленьким детям надо все показывать очень четко и точно - и качество звука, и необходимые штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения при показе я несколько утрирую желаемое качество пения: более долгое «удивление» - задержка, более яркое замыкание слов, а главное - большая, чем обычно, протяженность звуков при пении.
Я учу ребят пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, мы вместе слушаем, как льется голос, учимся собственно пению. С самых первых занятий дети должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии – согласный звук, замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания.
-Для наглядности я выписываю слова на доске, «неправильно» деля их на слоги:
У кого в по – ря – дке
Кни – жки и те – тра – дки.
Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивают рукой : А я по лу – гу. Рука делает плавное полукружие, напоминая главное хороводное движение. Эта фраза просто клад для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы, удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный звук «о». При работе с детьми я стараюсь большое внимание уделять работе над орфоэпией. Слушая многие хоры, я чаще всего слышу ошибки именно в этой области. Неверно произносятся согласные, целые слоги, а это оставляет впечатление низкой вокальной культуры.
Перед началом разучивания любого, самого простого произведения я всегда в партитуре проставляю все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику, фразировку. Считаю, что без тщательной проработки партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения и определить главный путь разучивания, а это без детального звания партитуры и ее серьезного, многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно – ритмическую структуру произведения, текстовые сложности, форму, а исходя из нее - фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д.
Главный метод разучивания - метод предупреждения ошибок. Мне рассказывали, что когда – то А. Свешникова спросили: «Что делать, чтобы хор пел чисто?» он ответил: «Не давать петь фальшиво!» Мы все из практики знаем, как трудно, а порой невозможно переучить популярные песни, которые дети поют с ошибками. Это происходит потому, что первое впечатление обычно бывает наиболее ярким и, согласно законам человеческой психики, часто особенно глубоко врезается в память. Отсюда следует, что лучше лишний раз правильно показать произведение детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный с точки зрения вокала слог. Выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Считаю категорически неверным выучивание произведения вообще, а затем исправление деталей.
Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учим частями: фразами, предложениями, куплетами. Начинаем обычно с 1-го куплета, но если фонетически текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.
Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы и покажи его рукой» и т.п. Конкретных задач может быть поставлено много, а цель одна - выучить правильно и грамотно. Сложные фрагменты обязательно вычленяем и учим отдельно.
Возможно, кому – то покажется, что я учу очень долго, а на самом деле все происходит быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и интеллектуальные способности ребят и во время прослушивания и выполнения моих заданий ребенок практически выучивает музыкальный материал. На практике произведение выучивается быстрее, а сам процесс разучивания становится более интересным для детей благодаря разнообразным заданиям учителя. Этот подход к разучиванию вносит в него элементы самостоятельности и творчества детей.
Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации. Можно использовать кисть рук по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное дирижирование, пластическое интонирование. Обычно я использую все перечисленные методы как отдельно, так и в различных сочетаниях, в зависимости от трудности произведения и от задач обучения, стоящих на данном этапе. Чаще всего я пользуюсь разными знаками, применяемыми в ладовой сольмизации, «пальцовкой». Г. Струве и, разумеется, нотной записью во всех видах и вариантах. С малышами больше использую графическую запись, свободное дирижирование, элементы пластического интонирования.
Итак, мы разучили по фазам весь 1-й куплет. В заключение надо обязательно спеть выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они выучили, а остальное допевает учитель.
Следующий урок или внеклассное занятие надо обязательно начать с пения детьми выученного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их, чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне я затем учу 2-й куплет, исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три – четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается на трех - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях; исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т.е. живого исполнения.
В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от трех до четырех, пять (в старшем хоре) произведений. Задачи работы самые разные : в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выученной мелодии с аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением. Произведения могут исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более продуктивным. На уроках музыки я также всегда стараюсь одновременно работать над двумя – тремя песнями разной сложности и объема, ставя различные задачи, - это очень стимулирует вокальное и музыкальное развитие моих учеников.
Я описала наиболее известный. Традиционный подход к разучиванию песни, однако есть и другой путь - от общего к частному. Этот способ разучивания хорош для небольших и несложных песен с повторяющимися или частично изменяющимися фразами.
Он предполагает охват на слух всей песни целиком, затем детальный анализ : количество фраз, их сходство и различие, выяснение различий. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и целиком, и частями, и ученики имеют возможность ее запомнить. После этого песня исполняется сразу целиком, детали доделываются потом. Примером подобных песен могут служить Л. Марченко «Мальчик-хулиганчик», С.В. Крупа-Шушарина и И.В. Яворовская «Дебют кошки и мышки», В.Голиков «Чудо-сказки».
Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я всегда учу текст только вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно, выделяю сложные в плане произношения куски, но первое обращение к плакату с текстом для меня всегда накрепко связано с интонацией музыкальной. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания. Конечно, я никогда не диктую тексты отдельно для записи в тетрадь, но была бы очень довольна, если бы у каждого моего ученика и на занятиях хора, и на уроке музыки перед глазами лежала партитура произведения с полным текстом.
Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени мы уделяем на хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах, стоящих перед человечеством!
VI. Подбор репертуара
Говорят, что хормейстеры делятся на тех, кто «учит хор» и тех, кто «учит произведения». Я отношу себя к тем, кто рассматривает репертуар, последовательность его изучения, сложность, характер и т.д. как основной инструмент воспитания хора. Основой репертуара в моей работе являются народные песни и классические произведения. В подготовительном хоре главная часть репертуара - народные попевки, прибаутки, песни, в подавляющем большинстве русские. С них я начинаю, так как они очень легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически, вокально - одним словом, органичны. Ведь народные песни создавались и шлифовались в процессе пения, исполнители находили более удобные и выразительные интонации, шлифовался текст в соответствии с интонацией (распеваются обычно самые удобные гласные, да и обилие гласных в русских песнях, их преобладание за счет распевов способствует кантилене). Поэтому народная песня не удобной быть не может, единственно о чем надо помнить, - это о существовании различных обработок, разных по качеству. Лучше выбирать более близкие к первоисточникам обработки, которых меньше всего коснулись композиторские властные руки.
Дети поют русские народные песни с удовольствием, и чем лучше получается, тем с большим удовольствием поют. Многие русские народные песни можно сопровождать танцевальными движениями рук, но так, чтобы не мешать певческому процессу, не нарушать физиологию. Можно подыграть на детских музыкальных инструментах мелодию, а можно сочинить целую ритмическую партитуру, можно петь a cappella, а можно с сопровождением. Изумительные обработки русских народных песен для хора и фортепиано есть у А. Гречанинова. Хор может петь простейшую попевку на одном звуке («Андрей – воробей»), зато в аккомпанементе красочные гармонии расценивают все время по – разному этот звук... и вот уже получается не попевка, а произведение, да еще какое интересное!
Народные песни, и не только русские, я включаю в репертуар во всех возрастных группах хора и, конечно, на уроках. Вероятно, поэтому у меня нет
проблем, связанных с изучением и исполнением народных песен. Дети с самого начала обучения музыке осваивают их музыкальный язык и с удовольствием обращаются к народной песне в любом возрасте. Мне представляется очень важным воспитать у своих учеников любовь к народной песне, так как народная песня – часть великой русской культуры, о возрождении и сохранении которой сейчас мы так много говорим. В народной песне мы слышим душу народа, познаем его национальный характер. Неотъемлема русская песня от осознания красоты русской природы. Через народную песню можно ощутить свои глубокие корни, воспитывать истинный патриотизм.
Серьезная часть репертуара – классическая музыка. Уже с малышами я стараюсь петь классику. Для совсем маленьких классической музыки написано не так уж много. Здесь надо назвать А. Гречанинова, В. Калинникова, Ц. Кюи, А. Аренского, М. Ипполитова – Иванова. Мы, к сожалению, забыли о русской классической музыке, а ведь она незаменима в воспитании детей, так как именно эта музыка является эталоном вкуса и создает музыкальный иммунитет против всякого рода халтуры. Кстати, и по содержанию детская классическая музыка близка детям и интересна.
Третья группа произведений – произведения российских авторов: песни о Родине, о героических военных подвигах и, конечно, детские песни – игры, песни – забавы.
Заключение
Цель занятий хором – привить детям любовь к музыке, хоровому пению, формировать навыки коллективного музицирования. Необходимо научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокально – хоровой классики, народной музыки, современному композиторскому творчеству.
Создание в хоровом коллективе атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребёнка, помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциала.
В отношении сведений по физиологии дыхательного, голосового и слухового устройств:
1) сосредоточить внимание и волю на овладении дыханием, необходимости использовать моменты покоя и движения;
2) следить за признаками изменения голоса, держать высоту тона при помощи певческой динамики, использовать окраску голоса;
3) вырабатывать технику пения до мутации, учитывать признаки мутации и соблюдать гигиену детского голоса.
С точки зрения педагогической и психологической необходимо:
1) исследовать способ и диапазон восприятия музыкальных тонов, признаки музыкального слуха, одарённости и музыкальности;
2) методически развивать певческие способности и навыки хорового пения, учитывая особенности детского восприятия, развивая знания, чувства и волю детей, а также их психические свойства.
3) анализировать признаки амузии, устранять в ходе обучения недостатки в пении, применять основы дидактики и педагогики и технические средства.
В отношении навыков хорового пения надо:
развивать ритм и интонирование с раннего школьного возраста;
2) учитывать признаки музыкальной одарённости и музыкальности, с учётом общей одарённости;
3) систематически развивать технику пения и музыкальное воображение.
В целом – придерживаться требований общей дидактики и частно-дидактической системы, учитывать особенности детского хорового пения, добивать совершенства интерпретации.
Используемая литература
1. Ю.Б. Алиев. “Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика”.
2. Г.П. Стулова. “Теория и практика работы с детским хором”.