Размещено: Татьяна Леонидовна Скрылёва - ср, 15/04/2015 - 17:07
Правила матбоя
Математический бой (матбой) – форма работы, которая может быть применена как во внеурочной деятельности по предмету, так и на уроке, требующем систематизации знаний по определённой теме.
Математический бой - соревнование двух команд в решении математических задач. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения этих задач ни с кем, кроме членов жюри. По истечении отведенного времени начинается собственно бой, когда команды рассказывают друг другу решения задач в соответствии с данными правилами.
Если одна из команд рассказывает решение, то другая выступает в качестве оппонента, то есть, ищет в нем ошибки (недочеты). Выступления оппонента и докладчика оцениваются жюри в баллах. Если команды, обсудив предложенное решение, все-таки не решили задачу до конца или не обнаружили допущенные ошибки, то часть баллов (или даже все) может забpать себе жюри боя
Общая схема боя
Бой состоит из нескольких pаундов. В начале каждого раунда (если не происходит отказа от вызова - см. пункт "Окончание боя") одна из команд вызывает дpугую на одну из задач, pешение котоpой еще не pассказывалось (например: "Мы вызываем команду сопеpников на задачу номеp 8"). После этого, вызванная команда сообщает, пpинимает ли она вызов, то есть, согласна ли она рассказывать решение этой задачи (на решение о принятии вызова отводится не более одной минуты). Если команда принимает вызов, то она выставляет докладчика, котоpый должен pассказать pешение, а вызвавшая команда выставляет оппонента, обязанность котоpого - искать ошибки в представленном решении. Если вызов не принят, то команда, которая вызывала, обязана выставить докладчика, а команда, отклонившая вызов, выставляет оппонента. В этом случае говорят, что происходит проверка корректности вызова.
Ход раунда
Доклад. В начале раунда докладчик рассказывает решение у доски. Доклад должен содержать ответы на все поставленные в задаче вопросы и доказательство правильности и полноты полученных ответов. В частности, докладчик обязан доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, как на общеизвестное. Докладчик должен стремиться к ясности изложения, в частности, он обязан повторить по просьбе оппонента или жюри любую часть своего доклада. Время на доклад ограничено 15 минутами, по истечении которых доклад может быть продолжен только с разрешения жюри.
Докладчик может иметь при себе бумагу с чертежами и (с отдельного разрешения жюри) вычислениями, но не имеет права брать с собой текст решения.
Докладчик имеет право:
- до начала выступления вынести на доску всю необходимую ему информацию;
- не отвечать на вопросы оппонента, заданные до начала обсуждения;
- просить оппонента уточнить свой вопрос (в частности, докладчик может предложить свою версию вопроса: "Правильно ли я понимаю, что вы спросили о том-то и том-то?");
- отказаться отвечать на вопрос, сказав, что: а) он не имеет ответа на этот вопрос; б) он уже ответил на этот вопрос (объяснив, когда и как); в) вопрос некорректен или выходит за рамки научной дискуссии по поставленной задаче. В случае несогласия оппонента с основаниями б) и в) арбитром в споре выступает жюри.
Докладчик не обязан:
- излагать способ получения ответа, если он может доказать его правильность и полноту;
- сравнивать свой метод решения с другими возможными методами, в том числе с точки зрения краткости, красоты и пригодности для решения других задач.
Оппонирование. Пока доклад не окончен, оппонент может задавать вопросы только с согласия докладчика, но имеет право попросить повторить часть решения. Он может разрешить докладчику не доказывать какие-либо очевидные факты (со своей точки зрения). После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. Если в течение минуты оппонент не задал ни одного вопроса, то считается, что вопросов у него нет. Если докладчик не начинает отвечать на вопрос в течение минуты, то считается, что у него нет ответа.
В качестве вопроса оппонент может:
- потребовать повторить любую часть доклада;
- попросить уточнения любого из высказываний докладчика, в том числе: а) попросить дать определение любого термина ("Что Вы понимаете под ..."); б) переформулировать утверждение докладчика своими словами и попросить подтверждения ("Правильно ли я понимаю, что Вы утверждаете следующее: ... ");
- попросить доказать сформулированное докладчиком утверждение, если оно не является очевидным или общеизвестным (в спорных случаях, вопрос об известности или очевидности решает жюри; во всяком случае, известными считаются факты, включенные в общеобразовательную программу по математике);
- после ответа на вопрос выразить удовлетворенность или мотивированную неудовлетворенность ответом.
В результате подготовки к матбою правила могут быть немного изменены в соответствии с ситуацией, в которой бой проводится.
Если бой проводится в качестве подготовки к олимпиаде, то задачи выдаются всем участникам команд за несколько дней до намеченной даты проведения боя. Если бой проводится в рамках урока, то задачи выдаются накануне в качестве домашнего задания.
Положительные стороны таких занятий очевидны:
1) При подготовке к матбою ребятам приходится повторять теоретический материал по данной теме или вообще за курс того или иного класса, вспоминать различные приёмы и методы решения тех или иных задач, изобретать самим такие приёмы.
2) Каждый участник команды понимает, что от качества его речи зависит успех или неуспех его команды. Поэтому во время таких занятий происходит развитие грамотной, чёткой математической речи.
3) Умение задать нужный вопрос, произнести его понятным для оппонента языком, сформулировать вопрос так, чтобы получить желаемый ответ – это очень важные умения, необходимые для успешного исхода боя.
4) Взаимодействие всех членов команды, умение выслушать друг друга, проанализировать в короткий срок и сравнить различные предложения по решению каждой задачи, умение распределить нагрузку внутри команды, ответственность за результат, продумывание стратегии боя – всё это ложится на плечи капитана команды.
Конечно, подготовка к такому уроку требует дополнительного времени и усилий от учителя. Задачи должны быть подобраны так, чтобы при их решении существовали разные варианты рассуждений, использовались различные приёмы, формулы. Хорошо подбирать задачи с двумя решениями. Это требует много времени на подготовку: нужно решить все задачи, предусмотреть разные пути их решения, продумать возможные вопросы, возникающие по ходу решения. Учитель должен быть готов в любом неожиданном случае представить решение каждой предложенной задачи.