Волкова Наталия Михайловна, учитель географии, зем.директора по УВР МОУ "Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2" Республики Марий Эл
Современный американский социолог Джеймс Дэвисон Хантер в книге «Война культур» записал:
«Появление интернет – обучение самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги»
Инновационная площадка «Внедрения дистанционных образовательных технологий в систему работы школы» при МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2» Республики Марий Эл создана в сентябре 2013 года на дисковом пространстве Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» в системе дистанционного обучения Moodle по адресу http://dl.edu.mari.ru:8081, в сентябре 2014 года адрес изменился http://morkischool2.citoko.ru . В 2013-2014 учебном году модульные курсы были созданы 7 педагогами (обучение прошли 38 школьников, некоторые по 2-3 курсам), в 2014 – 2015 учебном году присоединилось еще 5 педагогов (количество обучающихся увеличилось до 56). Перечень предлагаемых курсов охватывает обучающихся с 1 по 11 классы, по предметам: русский язык, математика, физика, химия, география, английский язык, обществознание, изобразительная деятельность и логопедия. 13 педагогов школы прошли обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по программе «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» в объеме 72 часов, один педагог по программе «Создание и продвижение WEB – сайтов» в объеме 72 часов, 2 педагога по программе «Установка и администрирование системы Moodle» в объеме 144 часа.
Школа работает несколько лет в условиях внутришкольной профилизации и на практике столкнулась со следующими проблемами:
- в рамках очного обучения отсутствует возможность ввести в учебный план большой набор профилей обучения, а, следовательно, и удовлетворить образовательные потребности всех старшеклассников;
- выбор элективных курсов также невелик, а наполняемость групп большая (не менее 15 человек), что снижает привлекательность и эффективность профильного обучения;
- часовой перерыв между основным расписанием и элективными курсами многим обучащимся не позволяет сходить домой пообедать и отдохнуть, день разорван, время расходуется непродуктивно, а посещаемость курсов ухудшается.
- наблюдается желание обучающихся качественно подготовиться к итоговой аттестации.
Образовательное учреждение уделяет большое внимание развитию творческого потенциала одарѐнных детей, активно проводится индивидуальная работа по подготовке детей к олимпиадам и творческим конкурсам разного уровня как после уроков, так и во время каникул. Введение дистанционного обучения может сделать эту работу более привлекательной и эффективной.
В школе подготовлены кадры по дистанционному обучению (1-2 педагога по каждому предмету) уже прошли курсовую подготовку и готовы принять данные инновации.
Методической службой школы уже проделана большая работа по формированию банка дидактических материалов для дистанционного обучения.
На дистанционное обучение есть спрос со стороны учащихся и родителей школы.
Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, когда нет возможности посещать школу.
цели реализации инновационной площадки:
Создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей обучающимся получить новые возможности в построении индивидуальной траектории обучения и расширить свои образовательные возможности
способы достижения поставленных целей:
Разработка Дистанционного учебного курса
Дистанционный учебный курс разрабатывается педагогами в качестве поддержки реализации учебно-воспитательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ).
Учебный курс состоит из следующих компонентов:
- файлы, содержащие информационные, методические и дидактические материалы по предмету в соответствии с рабочей программой;
- ссылки на файлы, видеофрагменты или сайты, опубликованные на других Интернет-ресурсах, в том числе на электронные образовательные ресурсы;
- библиографические описания печатных источников информации;
- задания для выполнения в виде файлов, пояснений или другой форме;
- тесты или другие контрольные задания.
Взаимодействие учителя и ученика
В рамках проекта внедрения элементов дистанционного образования используются следующие виды работ:
- Дистанционное консультирование обучающихся по темам, изучаемым на модульных курсах (электронная почта, чат, Skype);
- Дистанционное сопровождение домашних заданий. Передача задания обучающимся и получение результата с помощью информационной системы Moodle;
- Проверка знаний обучающихся с помощью модуля тестирования;
- Создание электронных портфолио обучающихся и учителей.
- Организация совместной работы обучающихся над творческими, исследовательскими проектами с помощью онлайн сервисов сети Интернет;
- Создание внутришкольной библиотеки цифровых образовательных ресурсов для использования на очных и дистанционных занятиях с обучающимися, в том числе для домашней работы.
новизна и особенности;
В течение последних трѐх десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. во всех звеньях непрерывного образования.
Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счѐт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания, а полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным.
Очень большое внимание уделяется дистанционному образованию и в нашей стране. Федеральным законом Российской Федерации от 28.02.2012 № 11-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, которые теперь могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. А в национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что «широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно - заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям».
В рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Моркинского района одним из приоритетных направлений определено внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс, что и послужило одним из оснований для разработки данной инновационной площадки.
вклад в развитие муниципальной системы образования;
На данном этапе инновационная площадка действует в рамках МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2», в последующем планируем привлечь к обучению школьников других школ района.
перечень и характеристика целевых групп;
За 2013- 2014 учебный год на сайте дистанционного образования школы были созданы следующие модульные курсы, ориентированные на обучающихся среднего и старшего школьного возраста:
№ п/п
|
Название модульного курса
|
Предмет
|
Курс ориентирован на категорию обучающихся
|
1.
|
«С чего начать?»
|
Введение в дистанционное обучение
|
Все новички
|
2.
|
«От фонетики до синтаксиса» (Подготовка к ГИА)
|
Русский язык
|
9 класс
|
3.
|
«Математика? Это просто!» (Подготовка к ГИА)
|
Математика
|
9 класс
|
4.
|
«ГИА без проблем»
|
Физика
|
9 класс
|
5.
|
«В мире английской грамматики и не только» (Подготовка к ЕГЭ)
|
Английский язык
|
10 класс
|
6.
|
«Обществознание: теория и практика» (Подготовка к ЕГЭ)
|
Обществознание
|
10 класс
|
7.
|
«Решаем ЕГЭ вместе»
(Подготовка к ЕГЭ)
|
Химия
|
10 класс
|
В 2014-2015 учебном году созданы и действуют модульные курсы, 2 из них охватили обучающихся и начальных классов.
№ п/п
|
Название модульного курса
|
Предмет
|
Курс ориентирован на категорию обучающихся
|
1.
|
«Без географии вы нигде»
(подготовка к олимпиаде)
|
География
|
6 класс
|
2.
|
«Подготовка к комплексному анализу текста»
(подготовка к ЕГЭ)
|
Русский язык
|
10 класс
|
3.
|
«Азбука права»
(подготовка к ОГЭ)
|
Обществознание
|
8-9 класс
|
4.
|
«Полезный английский»
(подготовка к олимпиаде)
|
Английский язык
|
7 класс
|
5.
|
«Математическая шкатулка»
(подготовка к олимпиаде)
|
Математика
|
7 класс
|
6.
|
«Подводные рифы при подготовке к ЕГЭ»
|
Русский язык
|
11 класс
|
7.
|
«Развивай-ка»
|
Русский язык, логопедия
|
1 класс
|
8.
|
«Занимательная математика»
|
Математика
|
1 класс
|
9.
|
«Основы композиции»
|
Изобразительное искусство
|
8 класс
|
10.
|
«Математика? Это просто!» (Подготовка к ГИА)
|
Математика
|
9 класс
|
11.
|
«ГИА без проблем»
|
Физика
|
9 класс
|
12.
|
«Решаем ЕГЭ вместе»
(Подготовка к ЕГЭ)
|
Химия
|
10 класс
|
При дистанционной форме обучения большую часть учебного времени занимает самостоятельная работа обучающихся над учебным материалом. Дистанционное обучение решает, отчасти, проблему индивидуализации усвоения учебного материла. Овладение навыками работы с новыми мультимедиа ресурсами, грамотное использование современных информационных технологий, умение работать с интерактивными сервисами сети Интернет - все это необходимые условия успешности обучения школьников в дистанционном режиме.
В начале стало необходимо предварительно подготовить обучающихся к учебной деятельности в сети Интернет. С этой целью была разработан 10 часовой модульный курс «С чего начать? ». Дети первых классов проходят его вместе с родителями.
За время внедрения ДО были обнаружены трудности:
Техническая сторона:
- Низкая скорость интернета, особенно в вечернее время, а для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с
- Отсутствие веб – камер на компьютерах и ноутбуков как педагогов, так и учеников
- Слабые процессоры у школьников, которые по своим техническим возможностям не могут поддерживать многие предлагаемые программы
- У некоторых учеников, проживающих в деревнях отсутствие выхода в Интернет
Но в связи с проведением оптоволоконной сети скорость интернета увеличилась до 15 Мбит/с., многие педагоги стараются подключиться к этому каналу связи, а так же приобретают современные компьютеры и ноутбуки.
со стороны психологических возможностей обучающихся:
- Отсутствие жесткой самодисциплины у обучающихся
- Нежелание воспринимать информацию длительностью более 15 минут
- Отсутствие постоянного контроля над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом
- Недостаточная компьютерная грамотность обучающихся
- Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем ДО и сложностью мотивации слушателей
Создатели курсов стараются преодолеть и эти трудности, подбирают более эмоциональный и красочный материал, подключают к контролю родителей, очно подтягивают компьютерную грамотность школьников.
За прошлый учебный год опытом своей работы МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2» поделилась на следующих мероприятиях:
1. 3 апреля 2014 года в МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2» прошел районный семинар для заместителей директоров по учебно – воспитательной работе, имеющих представление о дистанционных образовательных технологиях.
2. Выступление на пленарном заседании августовской районной педагогической конференции «Образование как приоритет и ресурс развития Моркинского муниципального района» 25 августа 2014г, заместителя директора по УВР школы №2 Волковой Н.М. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных образовательных программ».
3. Участие в сентябре 2014г. в республиканском конкурс на лучший проект в сфере информатизации муниципальной системы образования. Номинация «Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии».
4. Мастер – класс Волковой Н.М. «Работа в дистанционном курсе в системе Moodle, как элемент внеурочной деятельности», в рамках республиканского семинара «Дополнительное образование и внеурочная деятельность: взаимодействие и интеграция», 4 марта 2015г.
Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
|
На: Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему
Уважаемая Наталья Михайловна, как здорово иметь в школе такие возможности и участвовать в инновационных проектах, остается только позавидовать. Прекрасно, что Вы делитесь своим опытом с коллегами, проводите различные семинары, мастер-классы. А то, что есть какие - то недостатки в дистанционном обучении, я думаю, что совершенной системы обучения попросту не существует, поэтому мы постоянно реформируемся. Вам успехов в совершенствовании дистанционного образования!
Елена
На: Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему
Добрый вечер,Наталья Михайловна! Познакомилась с вашим докладом "Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему".Вы знакомите с работой коллектива вашей школы.Виден системный подход в данном вопросе. Я с вами согласна.Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».Вы пишете о трудностях.(Как без них,они бывают)
Техническая сторона:
Но в связи с проведением оптоволоконной сети скорость интернета увеличилась до 15 Мбит/с., многие педагоги стараются подключиться к этому каналу связи, а так же приобретают современные компьютеры и ноутбуки.
Но постепенно они исчезнут.Успехов вам! С уважением,Людмила Ивановна!
На: Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему
Добрый день,уважаемая Наталия Михайловна. Дистанционное обучение действительно решает проблему индивидуализации усвоения учебного материла. Овладение навыками работы с новыми мультимедиа ресурсами, грамотное использование современных информационных технологий, умение работать с интерактивными сервисами сети Интернет - все это необходимые условия успешности обучения школьников в дистанционном режиме. В вашей школе ведется колосальная работа в данном направлении.Спасибо, что поделились своей работой.
На: Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему
Добрый вечер, Наталия Михайловна! Дистанционное образование - очень актуальная сейчас тема. Насколько я понимаю, внедрение таких технологий в практику связано с некоторыми трудностями, о чем Вы и пишете. Было бы очень интересно узнать, как эти трудности преодолеваются. Например, какой процент учащихся вовлечен в систему дистанционного образования и есть ли положительная динамика по наполняемости курсов? Спасибо за интересный материал.
С уважением, Ю.М.
На: Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему
Уважаемая Наталья Николаевна!Сейчас очень актуальна тема ДО -взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.Но я как учитель географии,искала в Вашей статье что-то связанное с предметом -география. А какие сетевые проекты Вы с учениками организуете по предмету? Как дистанционно Вы с ними занимаетесь? Очень хотелось бы узнать.