Психолого-педагогическая служба
МБОУ ДОД "ДЮЦ" г. Петровска
Основная цель деятельности психолого-педагогической службы - обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом.
Каргина Наталья Владимировна - педагог- психолог
Тренинговое занятие «Я-ЦЕННОСТЬ»
Цели:
1.Принятие себя, повышение самооценки;
2.Развитие коммуникативных навыков, понимания ценности каждого человека;
3.Развитие умения говорить «НЕТ»;
4.Программирование продуктивных выходов из трудных ситуаций;
Время проведения – 50-60 мин.
Возраст участников: 10-14 лет (4-6 класс)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы постараемся узнать себя получше и понять ценность каждого человека на земле.
Игра «Поменяйтесь местами те…» дети встают в круг (сидят в кругу на стульях). Ведущий в центре. Он называет признак, объединяющий его с несколькими участниками, например «Поменяйтесь местами те, у кого русые волосы». Задача ведущего – пока участники меняются местами, занять одно из свободных мест. Ведущим становится тот, кому не хватило места в кругу.
Игра «Постройтесь по…» ведущий предлагает построиться участникам по росту, по дням рождения, по длине волос…
Игра «Мы похожи с тобой, мы разные с тобой» пока звучит музыка, участники хаотично передвигаются по комнате, когда музыка затихает, ведущий говорит число и участники образуют несколько команд по названному количеству человек в каждой (при необходимости ведущий принимает участие). После этого участники каждой образовавшейся команды ищут сходства или различия между собой (в зависимости от задания ведущего).
Мы видим, что все мы очень похожи и в любой образовавшейся группе найдутся сходства, при этом мы совершенно разные и различия так же найдутся у всех! А хорошо ли, если вдруг мы станем все абсолютно одинаковые? Почему это не хорошо? Все-таки хорошо, что мы разные. Но есть в этом и трудности. Как вы думаете, какие? Иногда мы не находим общего языка из-за разности интересов, взглядов, желаний, представлений. Каждый из нас уникален в своих представлениях о жизни, в своих желаниях и мечтах, каждый из нас неповторим в своей внешности. Такого никогда не было, нет и уже не будет. Каждый из нас уникален и неповторим. Каждый из нас – неповторимая ценность. Давайте дружно скажем: «Я- ЦЕННОСТЬ!» все вокруг – ценности. Может ли человек взять и испортить чужую ценность? Могу ли я влезть в чужой карман и забрать оттуда или испортить чужую ценность? Нет, я не имею на это право! Как и каждый из нас не имеет право приносить горе, неприятности, обиду другой ценности, другому человеку! Очень важно уважать другого человека. Важно уважать и себя! Уважительное отношение к самому себе называется самооценкой. Как вы думаете, что такое самооценка? Это отношение человека к самому себе, то, как он сам себя оценивает. А из чего она складывается? Из мнения человека о самом себе и из мнения окружающих об этом человеке. Бывает так, что человек думает о себе очень хорошо, а окружающие делают ему замечания, ругают его за нехорошие поступки. Получается, что мнение человека о самом себе неверное, его самооценка выше, чем должна быть. Человек расстраивается и его самооценка падает. Но если этот человек будет работать над собой, изменится в лучшую сторону, окружающие это заметят, самооценка вернется на прежнее место и наш герой будет справедливо считать себя хорошим человеком! А что же нужно сделать, чтобы заслужить хорошее мнение окружающих о себе, ведь каждый из нас хочет, чтобы его хвалили и считали хорошим человеком.
Игра «Хорошее-плохое». Я прошу вас разделиться на 2 группы. Первая группа напишет на листке как можно больше хороших качеств человека, а вторая – как можно больше плохих. Через 3-4 мин по 1 члену от каждой команды выходят в центр и зачитывают свой список.
Каждый из нас обладает хорошими и плохими качествами. Даже одно и тоже качество из хорошего может стать плохим (экономность-скупость, жадность). И только от нас самих зависит, какие качества мы будем проявлять в жизни и как к нам будут относиться люди. Помните: чем больше хорошего вы делаете для тех, кто рядом с вами, тем лучше к вам будут относиться люди. Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Игра «Поезда» образуются несколько поездов по 3 человека в каждом. Первый – паровоз – идет с открытыми глазами. Остальные- с закрытыми. Через минуту первый участник становится в хвост и «паровозом» становится второй участник – каждый участник должен поучаствовать с открытыми и закрытыми глазами. Задача «паровозов» - не столкнуть поезда. После игры предлагается поднять руки тем, кому больше понравилось быть паровозом- - это ведущие, затем тем, кому понравилось быть вагонами – это ведомые.
В течение нашей жизни каждый из нас неоднократно будет и паровозом и вагоном. Рядом с вами будут люди, которые будут подражать вам, брать вас пример. И за то, каким примером вы станете для своих друзей или младших братьев вы несете ответственность! То, чему вы сможете их научить, какой пример подать, может очень серьезно отразиться на их жизни. Поэтому, когда вы хотите чему-то научить, предложить что-то попробовать, куда-то пойти, прежде подумайте, хорошо ли вы делаете своему товарищу! В свою очередь, когда вы берете с кого-то пример, хотите стать таким же, как …подумайте, какие качества и привычки вам нужны, а что лучше не повторять. Всегда думайте своей головой.
Игра «Заяц и лев» - умей сказать «нет». Ты можешь сделать это как заяц (участники пробуют), а можешь – как лев (снова пробуют). Как вам больше понравилось?
Но, не смотря на все предостережения, каждый человек, взрослый или ребенок, большой или маленький встречает в своей жизни немало трудностей. Этого не избежать, но очень важно из трудной ситуации найти выход.
Игра «Стулья – преграды». Приглашается 1 участник в центр. Перед ним ставится стул – представьте, что перед вами возникла проблема. Что делает человек в первую очередь? Думает, как ее решить (стул чуть отодвигается). Но, не смотря на попытку, человек не смог найти решения (стул придвигается обратно). И тогда человек отчаивается: он замыкается в себе, стесняясь говорить о своей проблеме, врет близким и друзьям. Начинает употреблять алкоголь, наркотики, иногда даже пытается покончить с жизнью.(участник постепенно заставляется стульями вокруг, остается только маленький проход). Но даже из самой сложной ситуации есть вход. С чего может начать человек, оказавшийся в трудной ситуации? Подумать, поговорить с близкими и друзьями, попросить совета, обратиться за помощью к специалистам (врачам, психологам, полицейским), отказаться от вредных привычек…(постепенно стулья убираются). В свою очередь каждый из нас может и должен помочь человеку, обратившемуся за помощью и, может быть, спасти тем самым ему жизнь.
Игра «Похвались соседом» - в парах каждый представляет своего соседа, рассказывая о его положительных качествах. Желательно, чтобы поучаствовал каждый.
Итак, сегодня мы с вами поговорили о том, какие мы разные, но все мы нужны. Каждый из нас может сделать много хорошего и каждый из нас может найти много счастья в жизни для себя и близкого.
Коллаж «Я – один. НАС - много». Вырезаются кружочки, на них дети рисуют свои лица. Все это приклеивается на ватман яркого цвета с бабочками, цветочками, солнцем. Плакат вешается в классе, как напоминание, что каждый занимает свое место и нужен здесь и сейчас.
Тренинг «Мои права-мои обязанности»
Цель:
1.профилактика жестокого обращения
2. развитие умения не нарушать права другого человека.
3. развитие понимания ответственности за нарушения прав.
1 часть – выступление социального педагога на тему «Мои права – мои обязанности»
Часть 2. Психологический тренинг.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»
Цель: Создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.
Содержание: Подросткам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до последнего занятия. Ведущий объясняет, что этот портрет понадобится на последнем занятии, а для чего, ребята поймут сами.
Заметки для ведущего Могут возникнуть трудности в определении черт современного подростка. В этом случае нужно предложить ребятам посмотреть на своих соседей по парте.
Игра «Займи стул»
Приглашаются участники со стульями. Количество стульев на один меньше, чем участников. Игра проводится 2-4 раза. После игры подводятся итоги: каждый хотел занять стул и поэтому не всегда думал о чувствах другого. Часто мы ставим свои желания выше нужд другого человека. Из-за этого происходят конфликты, которые могут привести к жестокости.
УПРАЖНЕНИЕ «Я ХОЧУ - Я МОГУ»
Цель: Осознание подростками своих реальных желаний и возможностей.
Содержание: Участникам группы предлагается составить список своих желаний и возможностей. В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились». Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?» В обсуждении заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий, а нарушив их, он, напротив, будет иметь неприятности с законом.
Заметки для ведущего. Если ребята напишут какие-то желания, противоречащие установленным моральным нормам, порицать их за это не следует. Но в обсуждении необходимо заострить внимание на том, что в случае желаний такого рода нарушаются права других людей.
УПРАЖНЕНИЕ «АВТОБУС»
Цель: Моделирование ситуации возникновения конфликта.
Содержание: Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть «едут» стоя. «Автобус» делает повороты, подпрыгивает на неровностях, а «пассажиры» толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство.
Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует плату за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.
По окончании следует обсудить с подростками: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли им участвовать в ней или нет?
Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что это игра и потому обижаться по-настоящему не стоит. Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.
УПРАЖНЕНИЕ «НАШИ ЭМОЦИИ - НАШИ ПОСТУПКИ»
Цель: обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением
Содержание: Участникам предлагается продолжить предложения:
Я огорчаюсь, когда...
Я злюсь, когда...
Мне плохо, когда...
Я радуюсь, когда...
Я спокоен, когда...
Мне нравится, когда...
Мне не нравится, когда...
Мне хорошо, когда...
Как только эта часть работы будет закончена, участникам предлагается продолжить предложения дальше:«... когда... и я поступаю...». продолжить «мой поступок для других людей..»
Затем следует обсуждение: о чем вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок? Всегда ли люди думают, когда что-то делают? Ведущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Прежде, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситуациях этот постулат приемлем? Необходимо подвести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться перед совершением необдуманного действия.
Заметки для ведущего Подростки могут задавать провокационные вопросы, например: «Когда на меня из-за угла вылетает машина, то я должен стоять и раздумывать?» Важно объяснить ребятам что когда возникает ситуация опасности для жизни и здоровья включается инстинкт самосохранения и человеческий организм «спасается» автоматически.
Каждый из нас имеет особенности характера, большой, неповторимый набор качеств личности. Выбор эмоции, отношения к происходящему тесно связан с особенностями характера. Давайте сравним поведение разных людей в одинаковых ситуациях.
Упражнение «Разные люди»
- Очередь в магазине. Кто-то влазит без очереди и тебе не хватает товара. Как вы поведете
себя в этой ситуации? Кто-то расстроится и уйдет, кто-то пойдет в другие магазины и будет настойчиво искать нужную вещь, кто-то покричит, выпустив пар, а могут найтись даже такие, которые рискнут отобрать товар себе.
- Во время перемены в коридоре тебя толкнул ученик другого класса. Как ты поведешь себя?
Обсуждаются плюсы и минусы любой ситуации: один ученик догонит и даст сдачи (облегчение от того, что отомстил, но разбитый нос и проблемы с учителями), другой затаит обиду, расстроится, но избежит побоев. Первый активный, но несдержанный, второй несмелый, но прежде чем сделать – думает.
Упражнение «Качество хорошее - качество плохое». Предлагается привести примеры, где одно и тоже качество является хорошим и плохим. Напр.: хорошее качество общительность – у человека много друзей, но крепкой дружбы нет ни с кем, кроме того, возможно, он не умеет хранить секреты, ведь для него – все друзья. Примеры учащихся.(упорство-упрямство, экономичность-жадность, аккуратность-чрезмерное внимание к внеш виду, )
Нет плохих или хороших качеств характера. Качества – это краски, которые смешиваются в каждом человеке, образуя неповторимые оттенки. И каждый из нас сам вправе решать, какое качество проявит в той или иной ситуации. Главное, чтобы поступок был обдуманным, ведь спонтанные решения часто приводят к неприятным последствиям. А для этого нужно уметь сдерживать первые порывы. Дать эмоциям уйти на второй план, подумать холодной головой и только потом принимать решения.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАМОРОЖЕННЫЙ»
Цель: Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием.
Содержание: Ведущий говорит следующее: «Ребята, когда мы задумываемся перед совершением какого-либо действия, то мы управляем своим состоянием, мы его контролируем. Давайте потренируемся управлять собой».
Выбираются 2-3 подростка, которые будут играть роль «замороженных». Они могут составить какую-либо скульптурную группу. Задача остальных участников — «разморозить» «замороженных», не прикасаясь к ним и не говоря ничего, можно лишь пользоваться языком телодвижений. После окончания упражнения подросткам предлагается ответить на вопрос: «Сложно ли было удержаться от смеха или от желания оттолкнуть от себя тех, кто «размораживал?»
Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что их жесты и мимика не должны быть оскорбительными.
Игра «Камень в ботинке». Ученики кладут в обувь камешек и пробуют пройтись с ним. Обсуждают неудобство такого движения. Так и с качествами характера. Когда одно качество сильно развито( смелость – наглость, дружелюбие-навязчивость), оно мешает человеку в отношениях с другими людьми. Поэтому, внимательно наблюдая за собой, развивайте в себе нужные качества.
УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЕ ДОБРЫЕ РУКИ»
Цель: Получение опыта заботливого и ласкового отношения родителей, обращение к собственным переживаниям.
Содержание: Выбирается желающий, он закрывает глаза, выставляет полусогнутые руки с открытыми ладонями. Остальные подростки по очереди подходят к нему и прикасаются к его рукам. Водящий определяет самые добрые руки и их обладателя. Если угадал, водящий встает в круг, а его место занимает владелец самых добрых рук. По окончании упражнения подросткам предлагается вспомнить самые добрые руки, которые они встречали в своей жизни. Очень важно, чтобы они осознали, что самые добрые и заботливые руки — у их родителей или взрослых, с которыми они живут.
Заметки для ведущего. Некоторые подростки, подвергавшиеся насилию или жестокому обращению в семье, отвергают утверждение, что самые добрые руки — это руки родителей. Они могут говорить об этом прямо и могут скрывать. Таких ребят сразу видно в группе: они обычно особо агрессивны, циничны, не принимают позиции взрослых или замкнуты, трудно идут на контакт. В этом упражнении эти ребята выделяются из всей группы. К ним необходим особый подход, главное — растопить лед неприятия взрослых. В таких случаях необходима индивидуальная работа психолога с ребенком и работа социального педагога с его семьей.
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ ИЗМЕНИТЬ В ОБРАЗЕ ПОДРОСТКА»
Цель: Формирование способности к позитивным изменениям негативных черт характера и достижению позитивных жизненных целей.
Содержание: Участникам предлагается разделить черты портрета современного подростка, составленного на первом занятии, на положительные, которые следует развивать, и на отрицательные, от которых хорошо бы избавиться, так как они могут привести к столкновениям с законом. Необходимо обсудить с группой, какими способами этого можно добиться.
РЕФЛЕКСИЯ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО МНЕ»
Цель: Осознание результативности занятий для каждого участника группы.
Содержание: Ребятам предлагается по очереди высказаться, что изменилось в каждом из них, какие убеждения, установки.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН»
Цель: Подведение итогов.
Содержание: Ведущий объявляет, что данное занятие последнее в этом блоке, и группе предлагается собрать «чемодан» того, что они приобрели за последние 10 занятий, «багаж» записывается на бумаге и вкладывается в «чемодан» — конверт. Причем это должна быть коллективная работа.
Спустя 10 минут ведущий зачитывает содержание «чемодана» и предлагает ребятам высказаться, в каких случаях они могут вспомнить о содержании «чемодана».
Заметки для ведущего Нужно обязательно заострить внимание подростков на том, что, если они хотят, чтобы законы помогали им в трудных ситуациях, нужно, прежде всего, самим соблюдать их и подчиняться.
УПРАЖНЕНИЕ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ "НЕТ"»
Цель: Формирование навыков аргументированного отказа.
Содержание: Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.
После того как упражнение закончится, нужно спросить у ребят, в каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.
Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что просьба должна иметь неоскорбляющий характер.
УПРАЖНЕНИЕ «УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ»
Цель: Развитие умения противостоять влиянию со стороны.
Содержание: Подросткам предлагается обсудить: что та-
кое влияние и на что или на кого можно повлиять? Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации.
Далее обсуждается: всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить отрицательное влияние? Каковы способы негативного влияния? (Запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т. д.) Подросткам предлагается высказаться: хочется ли им поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью — это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в органы милиции, телефоны доверия.
Заметки для ведущего У некоторых ребят, возможно, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать подросткам, что каждый человек имеет право на ошибку, но не нужно думать о всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут, откажут или осмеют. Лучше обращаться за помощью не к посторонним, а в правоохранительные органы, там работают профессионалы, и они знают, как помочь.
РОЛЕВАЯ ИГРА «СИТУАЦИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ»
Цель: Моделирование ситуации принуждения со стороны.
Содержание: Подросткам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок.
В группе обсуждаются различные исходы ситуации.
Заметки для ведущего Нужно спросить тех, ребят, которые «подвергались» принуждению и которые «принуждали», о их чувствах в это время. Также обсуждается: чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нужно? Вероятно, он не знал законов и надеялся, что отвечать не придется никому, виновного не найдут.
Рефлексия.
Прощание.