Методическая разработка по теме "Современный урок и его особенности" учитель химии Рогачева Н.В.
Submitted by Наталья Васильевна Рогачева on пн, 13/04/2015 - 22:26
Современный урок и его особенности
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.
Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.
Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным его элементом является учебник. На смену прежним, традиционным учебникам приходит учебно-методический комплект, включающий учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.
В результате, приходим к выводу о том, что дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.
В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.
Таким образом, подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:
▪ педагогическая ситуация;
▪ содержание обучения;
▪ техническое оснащение;
▪ программное обеспечение;
▪ организация обучения в информационно-образовательной среде урока.
При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.
Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему. Каждый последующий урок является продолжением предыдущего урока. И если учитель не выработает систему, то результаты будут плачевными.
Отличительной чертой современного урока является его цельность. Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, «ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность, или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связанность и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части. Всё это становится тем более понятным, если вспомнить, что идея методики исследования заключается в моделировании естественного процесса открытия. Для того чтобы это открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок и должен обладать особыми характеристиками, которые обозначаем через определение урока как системы.
Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:
▪ развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей;
▪ развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
▪ развитие личностно смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
▪ развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.
Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.
Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному основанию знаний. Процесс проникновения в глубину способствует возникновению личностного смысла знаний. Он становится возможным тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.
Классификации уроков
В условиях введения ФГОС ОО второго поколения вопрос с классификации школьных уроков приобретает особое значение, ведь новые взгляды на организацию процесса обучения инициируют инновационный поиск новых типов уроков. Однако предлагаемые сегодня подходы к классификации уроков ещё не прошли проверку временем. Кроме того, некоторые из предлагаемых видов уроков, по сути, являются частными разновидностями уже известных в науке и практике обучения типов уроков.
- Классификации уроков по «ведущей дидактической цели»
На данном признаке базируются две классификации уроков.
Первая из них включает следующие их типы:
• Вводные уроки.
• Текущие уроки.
• Обобщающие уроки.
Вторая классификация включает такие типы уроков, как:
• Уроки изучения нового материала.
• Уроки закрепления изученного материала.
• Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
• Уроки контроля результатов обучения.
Эти классификации лежат в основе построения тематического плана, отражающего систему уроков по изучению учебных тем любого школьного предмета.
1 вариант
• Уроки последовательного изучения ключевых вопросов темы.
• Уроки закрепления изученного материала.
• Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
• Уроки контроля результатов обучения.
2 вариант
• Вводные уроки.
• Уроки изучения ключевых вопросов темы.
• Уроки закрепления изученного материала.
• Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
• Уроки контроля результатов обучения.
- Классификация уроков по «ведущему методу обучения»
В практике обучения используется широкий спектр методов обучения, различаемых по разным классификационным основаниям. Одним из таковых является деление методов обучения на репродуктивные и проблемные методы.
Соответственно, по ведущему методу обучения уроки делят на следующие типы:
• репродуктивные уроки;
• проблемные уроки.
В условиях введения ФГОС ОО второго поколения, его направленности на формирование у школьников универсальных учебных действий, в том числе проблемно-поисковых, приоритетными в практике обучения становятся проблемные уроки.
Проблемные уроки можно определить как уроки, на которых школьники систематически вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. При этом важно, чтобы этот процесс организовывался учителями всех предметов на основе единого алгоритма.
Данный алгоритм включает в себя следующие важнейшие этапы:
1. Актуализация опорных знаний и способов действий.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Решение проблемы:
• выдвижение гипотезы;
• проверка гипотезы;
• формулировка решения.
5. Подтверждение и применение найденного решения.
- Классификация уроков по «характеру совместной деятельности субъектов обучения»
По данному признаку различают следующие, широко применяемые в практике, типы уроков:
• урок-лекция;
• урок-семинар;
• урок-лабораторная работа;
• урок-исследование;
• урок-проект и т.д.
- Классификация уроков по «способу организации»
По данному признаку различают следующие два типа уроков:
• комбинированные уроки;
• синтетические уроки.
В своей практике я убедилась, что создание проблемных ситуаций является активным методом формирования и совершенствования знаний учащихся в области химии. Подтверждение этому - оптимальная эффективность уроков, обязательным компонентом которых является постановка и решение учебной проблемы. Наблюдается повышенная активность учащихся, которая способствует развитию позитивных мотивов. Результаты преподавания, на мой взгляд, устойчивые. Проблемные уроки стимулируют собственную познавательную активность учащихся и помогают более осознанно решать задачи.
В результате практико-ориентированных семинаров РМО учителей химии Гатчинского муниципального района по подготовке к переходу к ФГОС второго поколения, мною были разработаны и проведены уроки в соответствии с требованиями новых стандартов. Для современного мотивированного к обучению школьника характерно стремление к самостоятельности, к динамичной и результативной деятельности. Этому требованию и отвечают современные проблемные уроки.
При актуализации опорных знаний на современном уроке повторяется материал предыдущих уроков, и зачастую это повторение происходит в течение нескольких уроков. С другой стороны, актуализация помогает выявить пробелы в знаниях.
Разработанный мною урок и проведенный в 8 классе по теме “Оксиды” показал, насколько ребята активно самостоятельно и заинтересованно выдвигали гипотезы, находили решения на поставленный вопрос урока. Причем увеличилась не только активность ребят, но и количество работающих на уроке. Я считаю, чтобы любая технология “работала”, в т.ч. и технология проблемных уроков, ее надо проводить не от урока к уроку, а каждый урок, т.е. в системе. Поэтому я разрабатываю проблемные уроки ко всему разделу “Соединения химических элементов” в 8 классе. В связи с этой работой появились следующие рекомендации к проведению современного урока
Рекомендации к проведению современного урока:
▪ использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
▪ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
▪ стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
▪ поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые учащимися, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
▪ применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
▪ создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
▪ обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
▪ при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
▪ при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
В рамках заданной программой обучения общей цели, современные уроки преследуют собственную цель: поднять интерес учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Многие уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.
Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя это возможность для самореализации, творческого подхода к своей работе, осуществления собственных идей.
Главным на уроке остаётся:
➢ не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся;
➢ на уроке учащиеся должны для себя сделать какое-то открытие – увидеть что-то новое.
Говорить о современном уроке можно много и долго. Но самое главное- это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой познания своих учеников.
Список используемой литературы:
1. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. - М.: «Просвещение» 2012
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010
3. Шаталов М.А. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: дидактические основы современного урока: метод. рек. – СПб.: ЛОИРО, 2012