Цель проекта: воспитаниe идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за свою малую Родину.
Задачи: Развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия. Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения; умение отвечать за свой выбор перед другими людьми; умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные: умение работать с информацией; умение находить,отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; умение оценить степень успешности своей деятельности; умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные: умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни; кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации; привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.
Этапы работы над проектом:
Организационный этап: Обсуждение целей и задач проекта. Составление плана работы под руководством учителя, устанавливаются сроки выполнения проекта.
Подготовительный этап: Поисковая работа учащихся совместно с родителями, посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме, поиск информации в сети Интернет. Дети могут выполнить зарисовки интересующего их материала, вместе с родителями или учителем подбирают фотографии, чтобы оформить этот материал.
Этап реализации: Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных. Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей. Заключительный этап: Подготовка и оформление результатов. Защита проекта в классе. Рефлексия.
Ход занятия
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I. Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми
Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями. (Слайд 1)
Словом, малая Родина у каждого своя! Для нас Родина — это, прежде всего Южный Урал. Нам посчастливилось жить в одном из красивейших уголков России! По красотам природы – от степей до горных хребтов, от лесных речушек до огромных живописных озер – Южный Урал превосходит подавляющее большинство других регионов страны.
На Южном Урале расположена Челябинская область, где мы и живем.
Вы, конечно, знаете, что столица России, нашей страны — город Москва.
У Южного Урала тоже есть своя столица. (Слайд 2)
А вы знаете, в каком году, и какого числа был основан наш город? (правильно 13 сентября 1736 года).
Полковник Алексей Иванович Тевкелев «в урочище Челяби от Миясской крепости в тридцати верстах заложил город» на пути из Зауралья в Оренбург. Название крепости «Челя́ба» восходит к башкирскому слову «Силәбе», то есть «впадина, большая, неглубокая яма».
II. Родная улица моя.
Ученик читает стихотворение:
Во глубине Уральских гор
Стоит Челябинск с давних пор,
Ведут неспешный разговор
И каждый дом и каждый двор.
А сколько улиц, площадей
Горды историей своей?
Ты к ним прислушайся, постой -
Была судьба их непростой.
Глядят они через века,
Как льётся времени река ...
Челябинск облик свой менял,
В названьях время отражал,
А мостовые и дома
Великих помнят имена.
Уж третий век стоит наш город,
Среди других он очень молод.
Судьба Челябинска для нас -
Истории России часть.
Г. Заболотникова
Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашей округи, улиц, на которых они живут.
Выступление учащихся и показ фотографий.
III. Парки и скверы Челябинска
Выступление 2-ой группы учащихся и показ слайдов о парках и скверах нашего города. (Слайд 3 ссылка на презентацию)
IV. Достопримечательности.
О музеях г. Челябинска
Выступление учащихся следующей группы сопровождается показом фотографий.
Узнай достопримечательности нашего города. Соотнеси картинки и названия. (Слайд 4)
V. Знаменитые люди Челябинска.
Челябинск - город - богатырь,
Гигант среди степей.
Великолепной красотой
задымленной своей.
Заводов, фабрик корпуса
рванувшиеся ввысь.
Над гроздьями домов
они до неба поднялись. Кярнер Яан
Учитель: Но главное наше богатство – люди.
Ученик:
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
Выступление учащихся о наших знаменитых земляках.
Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.
VI. Заключение.
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего города. С заданием вы справились достойно. Продолжим наше путешествие вместе учащимися старших классов нашей школы.(Слайд 5 ссылка путешествие по Челябинску)
VII. Викторина для учащихся.
А сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном Челябинске. Запиши правильные ответы. Сравни свои ответы. (Слайд 6 шторка)
Учитель:
У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.