Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Биогеоценозы

Submitted by Татьяна Дмитриевна Коконкина on Wed, 08/04/2015 - 15:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коконкина Таатьяна Дмитриевна
Место работы, должность: 
учитель биологии
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Цель урока (Записывается на доске) изучить причины развития сукцессий в биогеоценозах и их значение для экосистем

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 
И,И. Пономарева Биология 9.-М.:"Дрофа-вентана граф"2000
Используемая методическая литература: 
ПономареваИ.Н.Экология(текст)-/И,Н,Пономарева._М,:Вентана -Граф,2001.-272с.
Используемое оборудование: 
компьютер,презентация,мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: 

нет

Краткое описание: 
Тема урока: Развитие и смена биогеоценозов Цель урока (Записывается на доске) изучить причины развития сукцессий в биогеоценозах и их значение для экосистем Задачи : • Сформировать общие биологические понятия о развитии и смене биогеоценозов; • Показать причины по которым происходит саморазвитие сообществ • Продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой. • Научить школьников выявлять первичную и вторичную сукцессии в экосистеме, давать их краткую характеристику. • Развивать мышление, умение делать выводы, творческую и познавательную активность. Актуализация знаний: за каждый правильньй ответ –жетон , по количеству набранных жетонов определяется победитель . В конце урока победитель получит « Кепку лидера» 2. Изучение нового материала Постановка проблемы: « По каким причинам происходит саморазвитие биогеоценозов?» ()Рассказ учителя Саморазвитие биогеоценозов Беседа с элементами объяснения Презентации Каждый представьте себя учителем . Вскройте конверт и прочитайте определения предложенных понятий. Найдите в учебнике примеры ,иллюстрирующие эти понятия. Приведите примеры из собственного опыта. Других источников информации. Составьте , используя предложенные вам понятия рассказ для одноклассника в виде схемы. (Значения знания о смене сообществ. Чугунова А. дополнят Фадеева В) Первичная сукцессия - это процесс развития и смены экосистем на незаселенных ранее участках (на участках, лишенных почв) вторичная сукцессия-это восстановление экосистемы, когда-то уже существовавшей на данной территории. Сукцессия Первичная Вторичная Начинается на местах, Начинается на месте ранее сформировавшихся БГЦ лишенных жизни. (скалы, обрывы, наносы рек, сыпучие пески) Рассказ учеников Обсуждение итогов работы .Обобщение, выводы (2 Слайда презентации с заданиями) Ответы: вопрос 1- й : -2,3 вопрос 2-й: –2,1 (физкультминутка, для улучшения мозгового кровообращения) 4. Закрепление знаний (составление схемы в тетради) решение задачи В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи. или 1.Назовите виды растений, первыми появляющимися на вспаханных полях или на лесных гарях.( полынь, крапива, березы или осина)2. Долго ли они удерживаются на месте, если предоставить участки стихийному зарастанию? 3.Что можно сказать о конкурентной способности таких видов?4. Какие экосистемы называют зрелыми? 5.Для чего необходимо иметь знания о смене сообществ? Подведение итогов и результатов (Оценки и анализ) Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа,решить проблемную ситуацию Проблемная ситуация В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Рефлексия Свободный микрофон» Что я узнал (а) сегодня на уроке? или Где вам может пригодится изученный сегодня материал? Приложение 2 Агроценозы в истории человечества На первых этапах развития земледелия агроценозы были более устойчивы, чем современные. Пашни занимали сравнительно небольшие площади в окружении естественной растительности. Был богат мир животных-регуляторов и опылителей. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли смесь разных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни формы, во влажные – другие. Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых. Существовала система связей, близких к природным. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но надежные урожаи, и вспышки численности вредителей в них были редкими. С развитием интенсивного товарного земледелия урожайность полей возросла, но устойчивость и запасы прочности экосистем резко понизились. Еще более 100 лет назад был сформулирован закон убывающего плодородия, по которому сельскохозяйственное производство непременно ведет к истощению и деградации почв. С развитием экологии стало понятно, что приостановить действие этого закона может только планирование сельскохозяйственного производства на экосистемных принципах. Приложение 2 Первичная сукцессия На голом камне или обнажившейся при отступлении моря скале нет и, кажется, не может быть ничего живого. Однако приглядись: вот проступает лишайник, вот мох. Первыми на таких безжизненных местах появляются " пионерские" виды - или виды "первопроходцы". Лишайникам, например, практичестки вообще ничего не нужно, кроме солнца и воды - а если их нет, они легко перейдут в покоящеся состояние. Растут такие организмы медленно, но верно, и постепенно образуют целый ковер. попутно они разрушают камень на котором сидят и потихоньку образуют почву, в которой могу селится другие растения - крупные деревья, сосна, например, которые своими корнями ломают камни. Их опадающие листья и ветки перегнивают и мешают расти мхам и лишайникам, зато образуется настоящая почва, в которой могут расти кустарники, травы. Виды -пионеры выполнили свою роль, и больше в экосистеме для них нет места. Климаксовая (зрелая ) экосистема. Сукцессия в конце концов завершается и приходит в равновесное состояние, когда все популяции сохраняют более-менее стабильную численность и виовой состав практически не меняется. Такое состояние называют климаксом, а экосистему - климаксовой. Разным климатическим зонам соответствуют разные климаксовые экосистемы. В сухом и жарком климате климаксовое сообщество - пустыня, в жарком и влажном - дождевой тропичекский лес. Приложение3 Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа Решите: Проблемную ситуацию В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Приложение4 Закрепление. В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи. Тема урока: Развитие и смена биогеоценозов Цель урока (Записывается на доске) изучить причины развития сукцессий в биогеоценозах и их значение для экосистем Задачи : • Сформировать общие биологические понятия о развитии и смене биогеоценозов; • Показать причины по которым происходит саморазвитие сообществ • Продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой. • Научить школьников выявлять первичную и вторичную сукцессии в экосистеме, давать их краткую характеристику. • Развивать мышление, умение делать выводы, творческую и познавательную активность. Актуализация знаний: за каждый правильньй ответ –жетон , по количеству набранных жетонов определяется победитель . В конце урока победитель получит « Кепку лидера» 2. Изучение нового материала Постановка проблемы: « По каким причинам происходит саморазвитие биогеоценозов?» ()Рассказ учителя Саморазвитие биогеоценозов Беседа с элементами объяснения Презентации Каждый представьте себя учителем . Вскройте конверт и прочитайте определения предложенных понятий. Найдите в учебнике примеры ,иллюстрирующие эти понятия. Приведите примеры из собственного опыта. Других источников информации. Составьте , используя предложенные вам понятия рассказ для одноклассника в виде схемы. (Значения знания о смене сообществ. Чугунова А. дополнят Фадеева В) Первичная сукцессия - это процесс развития и смены экосистем на незаселенных ранее участках (на участках, лишенных почв) вторичная сукцессия-это восстановление экосистемы, когда-то уже существовавшей на данной территории. Сукцессия Первичная Вторичная Начинается на местах, Начинается на месте ранее сформировавшихся БГЦ лишенных жизни. (скалы, обрывы, наносы рек, сыпучие пески) Рассказ учеников Обсуждение итогов работы .Обобщение, выводы (2 Слайда презентации с заданиями) Ответы: вопрос 1- й : -2,3 вопрос 2-й: –2,1 (физкультминутка, для улучшения мозгового кровообращения) 4. Закрепление знаний (составление схемы в тетради) решение задачи В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи. или 1.Назовите виды растений, первыми появляющимися на вспаханных полях или на лесных гарях.( полынь, крапива, березы или осина)2. Долго ли они удерживаются на месте, если предоставить участки стихийному зарастанию? 3.Что можно сказать о конкурентной способности таких видов?4. Какие экосистемы называют зрелыми? 5.Для чего необходимо иметь знания о смене сообществ? Подведение итогов и результатов (Оценки и анализ) Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа,решить проблемную ситуацию Проблемная ситуация В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Рефлексия Свободный микрофон» Что я узнал (а) сегодня на уроке? или Где вам может пригодится изученный сегодня материал? Приложение 2 Агроценозы в истории человечества На первых этапах развития земледелия агроценозы были более устойчивы, чем современные. Пашни занимали сравнительно небольшие площади в окружении естественной растительности. Был богат мир животных-регуляторов и опылителей. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли смесь разных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни формы, во влажные – другие. Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых. Существовала система связей, близких к природным. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но надежные урожаи, и вспышки численности вредителей в них были редкими. С развитием интенсивного товарного земледелия урожайность полей возросла, но устойчивость и запасы прочности экосистем резко понизились. Еще более 100 лет назад был сформулирован закон убывающего плодородия, по которому сельскохозяйственное производство непременно ведет к истощению и деградации почв. С развитием экологии стало понятно, что приостановить действие этого закона может только планирование сельскохозяйственного производства на экосистемных принципах. Приложение 2 Первичная сукцессия На голом камне или обнажившейся при отступлении моря скале нет и, кажется, не может быть ничего живого. Однако приглядись: вот проступает лишайник, вот мох. Первыми на таких безжизненных местах появляются " пионерские" виды - или виды "первопроходцы". Лишайникам, например, практичестки вообще ничего не нужно, кроме солнца и воды - а если их нет, они легко перейдут в покоящеся состояние. Растут такие организмы медленно, но верно, и постепенно образуют целый ковер. попутно они разрушают камень на котором сидят и потихоньку образуют почву, в которой могу селится другие растения - крупные деревья, сосна, например, которые своими корнями ломают камни. Их опадающие листья и ветки перегнивают и мешают расти мхам и лишайникам, зато образуется настоящая почва, в которой могут расти кустарники, травы. Виды -пионеры выполнили свою роль, и больше в экосистеме для них нет места. Климаксовая (зрелая ) экосистема. Сукцессия в конце концов завершается и приходит в равновесное состояние, когда все популяции сохраняют более-менее стабильную численность и виовой состав практически не меняется. Такое состояние называют климаксом, а экосистему - климаксовой. Разным климатическим зонам соответствуют разные климаксовые экосистемы. В сухом и жарком климате климаксовое сообщество - пустыня, в жарком и влажном - дождевой тропичекский лес. Приложение3 Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа Решите: Проблемную ситуацию В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Приложение4 Закрепление. В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи. Постановка проблемы: « По каким причинам происходит саморазвитие биогеоценозов?» ()Рассказ учителя Саморазвитие биогеоценозов Беседа с элементами объяснения Презентации Каждый представьте себя учителем . Вскройте конверт и прочитайте определения предложенных понятий. Найдите в учебнике примеры ,иллюстрирующие эти понятия. Приведите примеры из собственного опыта. Других источников информации. Составьте , используя предложенные вам понятия рассказ для одноклассника в виде схемы. (Значения знания о смене сообществ. Чугунова А. дополнят Фадеева В) Первичная сукцессия - это процесс развития и смены экосистем на незаселенных ранее участках (на участках, лишенных почв) вторичная сукцессия-это восстановление экосистемы, когда-то уже существовавшей на данной территории. Сукцессия Первичная Вторичная Начинается на местах, Начинается на месте ранее сформировавшихся БГЦ лишенных жизни. (скалы, обрывы, наносы рек, сыпучие пески) Рассказ учеников Обсуждение итогов работы .Обобщение, выводы (2 Слайда презентации с заданиями) Ответы: вопрос 1- й : -2,3 вопрос 2-й: –2,1 (физкультминутка, для улучшения мозгового кровообращения) 4. Закрепление знаний (составление схемы в тетради) решение задачи В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи. или 1.Назовите виды растений, первыми появляющимися на вспаханных полях или на лесных гарях.( полынь, крапива, березы или осина)2. Долго ли они удерживаются на месте, если предоставить участки стихийному зарастанию? 3.Что можно сказать о конкурентной способности таких видов?4. Какие экосистемы называют зрелыми? 5.Для чего необходимо иметь знания о смене сообществ? Подведение итогов и результатов (Оценки и анализ) Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа,решить проблемную ситуацию Проблемная ситуация В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Рефлексия Свободный микрофон» Что я узнал (а) сегодня на уроке? или Где вам может пригодится изученный сегодня материал?
Тема урока: Развитие и смена биогеоценозов Цель урока (Записывается на доске) изучить причины развития сукцессий в биогеоценозах и их значение для экосистем Задачи : • Сформировать общие биологические понятия о развитии и смене биогеоценозов; • Показать причины по которым происходит саморазвитие сообществ • Продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой. • Научить школьников выявлять первичную и вторичную сукцессии в экосистеме, давать их краткую характеристику. • Развивать мышление, умение делать выводы, творческую и познавательную активность. Актуализация знаний: за каждый правильньй ответ –жетон , по количеству набранных жетонов определяется победитель . В конце урока победитель получит « Кепку лидера» 2. Изучение нового материала Постановка проблемы: « По каким причинам происходит саморазвитие биогеоценозов?» ()Рассказ учителя Саморазвитие биогеоценозов Беседа с элементами объяснения Презентации Каждый представьте себя учителем . Вскройте конверт и прочитайте определения предложенных понятий. Найдите в учебнике примеры ,иллюстрирующие эти понятия. Приведите примеры из собственного опыта. Других источников информации. Составьте , используя предложенные вам понятия рассказ для одноклассника в виде схемы. (Значения знания о смене сообществ. Чугунова А. дополнят Фадеева В) Первичная сукцессия - это процесс развития и смены экосистем на незаселенных ранее участках (на участках, лишенных почв) вторичная сукцессия-это восстановление экосистемы, когда-то уже существовавшей на данной территории. Сукцессия Первичная Вторичная Начинается на местах, Начинается на месте ранее сформировавшихся БГЦ лишенных жизни. (скалы, обрывы, наносы рек, сыпучие пески) Рассказ учеников Обсуждение итогов работы .Обобщение, выводы (2 Слайда презентации с заданиями) Ответы: вопрос 1- й : -2,3 вопрос 2-й: –2,1 (физкультминутка, для улучшения мозгового кровообращения) 4. Закрепление знаний (составление схемы в тетради) решение задачи В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи. или 1.Назовите виды растений, первыми появляющимися на вспаханных полях или на лесных гарях.( полынь, крапива, березы или осина)2. Долго ли они удерживаются на месте, если предоставить участки стихийному зарастанию? 3.Что можно сказать о конкурентной способности таких видов?4. Какие экосистемы называют зрелыми? 5.Для чего необходимо иметь знания о смене сообществ? Подведение итогов и результатов (Оценки и анализ) Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа,решить проблемную ситуацию Проблемная ситуация В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Рефлексия Свободный микрофон» Что я узнал (а) сегодня на уроке? или Где вам может пригодится изученный сегодня материал? Приложение 2 Агроценозы в истории человечества На первых этапах развития земледелия агроценозы были более устойчивы, чем современные. Пашни занимали сравнительно небольшие площади в окружении естественной растительности. Был богат мир животных-регуляторов и опылителей. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли смесь разных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни формы, во влажные – другие. Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых. Существовала система связей, близких к природным. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но надежные урожаи, и вспышки численности вредителей в них были редкими. С развитием интенсивного товарного земледелия урожайность полей возросла, но устойчивость и запасы прочности экосистем резко понизились. Еще более 100 лет назад был сформулирован закон убывающего плодородия, по которому сельскохозяйственное производство непременно ведет к истощению и деградации почв. С развитием экологии стало понятно, что приостановить действие этого закона может только планирование сельскохозяйственного производства на экосистемных принципах. Приложение 2 Первичная сукцессия На голом камне или обнажившейся при отступлении моря скале нет и, кажется, не может быть ничего живого. Однако приглядись: вот проступает лишайник, вот мох. Первыми на таких безжизненных местах появляются " пионерские" виды - или виды "первопроходцы". Лишайникам, например, практичестки вообще ничего не нужно, кроме солнца и воды - а если их нет, они легко перейдут в покоящеся состояние. Растут такие организмы медленно, но верно, и постепенно образуют целый ковер. попутно они разрушают камень на котором сидят и потихоньку образуют почву, в которой могу селится другие растения - крупные деревья, сосна, например, которые своими корнями ломают камни. Их опадающие листья и ветки перегнивают и мешают расти мхам и лишайникам, зато образуется настоящая почва, в которой могут расти кустарники, травы. Виды -пионеры выполнили свою роль, и больше в экосистеме для них нет места. Климаксовая (зрелая ) экосистема. Сукцессия в конце концов завершается и приходит в равновесное состояние, когда все популяции сохраняют более-менее стабильную численность и виовой состав практически не меняется. Такое состояние называют климаксом, а экосистему - климаксовой. Разным климатическим зонам соответствуют разные климаксовые экосистемы. В сухом и жарком климате климаксовое сообщество - пустыня, в жарком и влажном - дождевой тропичекский лес. Приложение3 Домашнее задание: § 58 стр.216 – 218,вопросы параграфа Решите: Проблемную ситуацию В 1788 году первые колонисты из Великобритании завезли в Австралию семь голов коров. Фауна Австралии до этого момента совершенно не знала этих широко распространенных на других континентах животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане ожидали, что завезенным коровам понравятся тучные пастбища новой родины. Постепенно число коров росло. Казалось бы, все должно было быть хорошо. Но к огромному изумлению англичан случилось непредвиденное... Присутствие коров стало самым пагубным образом сказываться на состоянии пастбищ и в итоге - почти миллион гектаров плодородной земли погибло. Вопросы: 1. С чем связана гибель огромных площадей плодородной земли 2. Составьте возможную причинно-следственную цепь событий 3. Как была разрешена данная проблема Навоз - коров -загрязнение - отравление - гибель - почв растительности -эрозия почв-гибель земель . Причины: местные не смогли справиться с навозом коров (стадо коров за день выделяет до 300 млн. штук навозных лепешек) Побочные явления: жители континента стали страдать от огромного количества мух, которые размножались на коровьем помете. Выход из проблемной ситуации: вселение в места обитания крупного рогатого скота навозных жуков. Приложение4 Закрепление. В рощах секвойи, объявленных заповедниками, прекратилось воспроизводство деревьев. В мягком и влажном климате эти огромные деревья прекрасно росли, но молодых деревьев в заповедниках не было. Долго ботаники не могли понять причину этого явления. Однажды в одном из заповедников произошёл пожар, погубивший растительность нижнего яруса. Огромные секвойи огонь практически не повредил. Зато после пожара стали вдруг прорастать молодые секвойи.

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн