Открытый интегрированный бинарный урок по ИЗО и литературному чтению в 4 «а» классе на тему: «Пьеса – сказка С. Я. Маршака 12 месяцев» (обобщающий урок)
Submitted by Лидия Алексеевна Новикова on Tue, 07/04/2015 - 01:01
Открытыйинтегрированныйбинарный урок по ИЗО и литературному чтению в 4 «а» классе на тему: «Пьеса – сказка С. Я. Маршака 12 месяцев» (обобщающий урок)
Тип урока: обобщение изученного материала
Цель урока: обобщить знания учащихся
Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;
-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака,;
-формировать умение выразительно читать произведения по ролям;
Развивающие:
- развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;
- на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества учащихся;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать умение слушать товарищей.
Личностные:
– интерес к познанию окружающего мира, понимание необходимости учиться;
– готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности и деятельности своих товарищей;
– ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках;
– пользоваться знаками, символами, схемами,
– создавать и преобразовывать композиции по заданию учителя;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
Коммуникативные:
– умение слушать и вступать в диалог;
– умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– умение интегрироваться в группы;
– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока:
Организационный момент
-здравствуйте, ребята. – Вы удивлены, почему сегодня на уроке сразу два учителя. Светлана Ивановна – классная мама, а Лидия Алексеевна ведет «Изобразительное искусство». Сейчас мы обе перед вами. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Два учителя в классе, да еще и гости. Поприветствуем их.
Актуализация знаний
Чтобы узнать тему и цель нашего урока, мы проведем
Брейн – ринг. (вопросы по ИЗО)
Отвечать можно хором
Подснежник - 1 произвольный слайд. Рассказ легенды о подснежниках под музыку П.И.Чайковского «Апрель. Подснежники».
Сообщение темы и цели урока
- Как же называется произведение,над которым мы работаем? - Сказка – пьеса С Маршака 12 месяцев.
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по данному произведению, которое мы изучали на прошлых уроках, и конечной целью будет создание книжки – самоделки, используя правила композиционного построения, цветовое решение героев сказки и, в целом, композиции.
– Мы взялись за хорошее, но сложное дело. Мне очень хочется вам помочь, поэтому я вам предлагаю стратегический план действий, которые приведут нас к успешному результату.
Стратегический план действий 3 слайд
-Ребята посмотрите на план.
Начало.
Определить цель проекта.
-Создание книжки - самоделки
Использовать информацию , пользуясь разными источниками.
-Содержание произведения, цветовое решение, характеристика поступков героев. Работа на компьютере и инсценировка сказки.
Выполнить цветовое решение композиции к иллюстрации
Спектр круга, теплые и холодные цвета, их роль в жизни человека, смешивание цветов.
- Чтобы выбрать правильное цветовое решение при оформлении иллюстрации, нам необходимо дать характеристику героям сказки. Какие рисунки вы подготовили?
Старуха – мачеха
Дочка
Злая
Завистливая
Жадная
Глупая
Ленивая
Падчерица
Вежливая
Трудолюбивая
Приветливая
Наблюдательная
Добрая
Королева
Глупая, капризная
Профессор
Умный, терпеливый
Канцлер
Вежливый
Глашатай
Белка
Двенадцать месяцев
- Разделим на группы (положительные и отрицательные)
! слайд цвета теория
-Ребята, сегодня мы говорим, обсуждаем сказку «Двенадцать месяцев». Среди этих месяцев есть теплые и холодные. Чтобы передать состояние тепла и холода, художники используют краски. Давайте вспомним их. Теплые цвета – напоминают нам солнце, огонь. Холодные цвета – ассоциируются со снегом, льдом, водой, светом луны.
Содержание произведения
- Ребята, С.Я написал немало сборников для детей. Послушайте, вот что автор говорил о сказках.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится зерно доброты
- Ребята, а что такое сказка? Какие сказки вы знаете?
Д: Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.
- А к какому типу сказок мы отнесем сказку С.Я.Маршака 12 месяцев?
Д: Это волшебная сказка.
-Ребята, заметьте это не просто сказка, а сказка – пьеса. А в чем отличие простой сказки от сказки-пьесы?
У: - Сказка-пьеса имеет отличия: и это наличие ремарок, распределение ролей.
-А что такое пьеса?
Пьеса - произведение для театрального представления
-Сейчас мы отправимся в сказку
Инсценирование 2 части
Работа по компьютеру
- Для того, чтобы выполнить свои иллюстрации, вы познакомитесь с иллюстрациями художников – оформителей. Ваша задача: выбрать те картинки, которые соответствуют вашей картине.
Вывод –Ребята, вы посмотрели театр сказки, поработали с иллюстрациями художников, а теперь перейдем к художественному процессу.
-Ребята, чтобы перейти к творческой работе, вы должны вспомнить, как работают художники цветом, создавая оттенки холодного или теплого цветов(ответ детей «при помощи смешивания красок»).
Гармоничное сочетание цветов в картине – колорит, с помощью которого можно передать настроение (холода, тепла, радости, грусти)
!9смешивание красок слайд что
Творческая работа (изображение в цвете)
-Ребята, сейчас вы приступите к творческой работе, создавая композиции в цвете, используя правила цветоведения. А песня В.Толкуновой «Сказки гуляют по свету» будет способствовать творческой атмосфере.
Слайд – шоу
Изготовление книжки – самоделки. –Возьмите свои работы и подойдите ко мне.
План расположения на столе
-Сейчас поработайте в группах и разгадайте кроссворд (какое слово получилось?)
кроссворды (интегрированные задания)
1
к
о
р
з
и
н
а
2
з
о
л
о
т
о
3
х
в
о
р
о
с
т
Что выбирали, сидя у печи, мачеха с дочерью?
Что обещала королева за подснежники?
Что принесла падчерица из леса в первый раз?
1
а
п
р
е
л
ь
2
з
о
л
о
т
о
3
б
е
л
к
а
4
о
г
о
н
е
к
ж
5
з
а
п
о
в
е
д
н
а
я
6
д
в
е
н
а
д
ц
а
т
ь
7
ф
е
в
р
а
л
ь
8
м
а
р
т
Кто из 12 месяцев подарил падчерице колечко?
Что было обещано мачехе за подснежники?
Кто разбудил в лесу падчерицу?
Что увидела падчерица, сидя на ветке в лесу?
Как назвал Январь дорожку, по которой к костру пришла падчерица?
Сколько месяцев увидела падчерица у костра в лесу?
Кому из месяцев принадлежат эти слова:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны
Разыграйтесь к ночи.
Кому из месяцев принадлежат эти слова:
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
Что в подарок к новому году захотела королева?
Кто обучал королеву?
Что не знала королева в арифметике?
Во что вымазала пальцы королева при письме?
Кто в королевстве издаёт новые законы?
-Какие слова получились?
Добро побеждает зло! (на фоне картинки)
Подведение итогов урока.
(о сказке, пословице, достигли цели).
-Ребята, вы сегодня на уроке были в роли оформителей, и у вас получилась чудесная книжка-раскладушка, которая украсит ваш класс. С.И. и я благодарим вас за отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение, творчество.
(за оценку, которую заслуживаем, понравился ли урок?) - Рефлексия !!!