Планируемые результаты деятельности в соответствии с ФГОС включают личностные, предметные и метапредметные. Метапредметные результаты подразумевают формирование прежде всего способностей к самостоятельной организации дальнейшего образовательного развития ребенка. На сегодняшний день, в связи с увеличением информационного потока, становится невозможным дать весь объем материала на уроке, однако мы можем сформировать навыки и умения поиска информации и работы с ней, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно. Одной из важных метапредметных компетенций, которую необходимо формировать у обучающихся школы, является смысловое чтение, включающее умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов, оценивать информацию.
Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы – понять прочитанный текст и использовать содержание текстов для достижения собственных целей.
Как показывает практика, ученики умеют работать с литературными произведениями, но испытывают трудности при работе с учебно-научными текстами. При изучении математики часто приходится работать с “сухими” информационными текстами, научными и публицистическими. При работе учащихся с текстами такого вида, для развития навыка смыслового чтения, целесообразным является использование приемов, активизирующих мыслительные операции, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Работа по формированию навыка смыслового чтения при изучении математики организована на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности. В рамках учебной деятельности работа с текстовой информацией происходила на каждом уроке математики и при подготовке домашнего задания. Внеклассная работа включала работу над проектами.
Работа по формирования навыка смыслового чтения и работы с текстом строится на принципах
- принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
- - принцип межпредметной интеграции;
- - принцип диалогичности при работе с текстом;
- - принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода).
Эффективным средством в овладении навыком смыслового чтения стали приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.
1. Прием «Представление информации в кластерах»
. Слово “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. (автор - Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, записать или зарисовать в середине листа основное слово (идею, тему), а по сторонам от него зафиксировать связанные с ним понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или работая в парах, группах, ребята наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
2. Прием «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V)
|
Узнал новое (+)
|
Думал иначе (–)
|
Есть вопросы (?)
|
|
|
|
|
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.После заполнения учащимися таблицы результаты работы обобщаются в режиме беседы. Школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Обычно достаточно интересным в этом приеме является знак “вопрос”. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации. Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” дделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”. Приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
3. Для учащихся Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ” является вариацией вышеописанного метода “Инсерт”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один - два тезиса или положения.
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал новое
|
=
|
Как складывать дроби с разными знаменателями.
Как вычитать дроби с разными знаменателями
|
Понятия: наибольший общий знаменатель, дополнительные множители.
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю.
Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
|
4. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными, третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами, четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любой темы
- Прием “Верные или неверные утверждения, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю - не верю”:
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых
- Бывают углы остроумные и тупые
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
- Равные углы – это те, у которых равны стороны
- Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
- Бывает угол прямой
- Угол может быть тощим
- Острый угол – это угол, который меньше прямого
- Веришь, что Шарль Перро, автор “Красной Шапочки”, написал сказку “Любовь угла и линейки”?
Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
6. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
- Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД.
- Фишбоун (рыбный скелет): Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению или опыту). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
- Чтение с остановками.
Суть данного приема заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять. Этот прием былиспользован при изучении математики в 5 и 6 классах при решении текстовых задач. Как показывает практика, у учеников возникают проблемы при решении задач из-за непонимания смысла задачи. Чтение с остановками помогает правильно понять условие, составить краткую запись, у ученика рождается план решения задачи. При прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.
Использование перечисленных приемов способствует развитию навыков вдумчивой работы не только с учебными текстами, но и с любой информацией. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, развивать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.– это значит научить его учиться.Работа в данном направлении обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
|