Министерство образования Саратовской области.
Управление образования администрации Петровского района и города Петровска.
Игры на уроках литературы.
Сосипатова Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №4 г. Петровска
Игровой подход к обучению обладает рядом достоинств.
Само слово “ школа ” в переводе с древнегреческого означает “ досуг ”, а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался “ magistes Ludi ” , т.е. “ учитель игр “.
Игра является универсалией культуры, она способна быть носителем различных ценностей, утверждая равноправие, справедливость, правдивость, принципиальность и т.п., развивать чувство ответственности, сопричастности происходящему, коллективизм.
Игровые технологии в ряде случаев успешно решают самые различные проблемы, в том числе проблему развития коммуникативных навыков.
Игра развивает фантазию “ Поэт, - говорит Л.С. Выготский, - делает то же, что и играющий ребенок: он создает мир, к которому относятся очень серьезно “. Однако сегодня, вводя игровую деятельность в школе, мы испытываем ряд трудностей. Игра во дворе наследуется накоплениями детей: от старшего к младшему. С появлением в квартирах электронных приставок, компьютеров количество дворовых игр резко упало. Свободное время в школе не позволяет развить сколь – нибудь качественной формы игрового общества. Возникает проблема необходимости привнесения игровой формы в школьный обиход.
Функции игр:
· Познание и развитие (гносеологическая);
· Воспитание (психологическая);
· Развитие навыков работы в коллективе.
Игровая методика позволяет “ включить “ всех и выявить творческие способности практически у всех детей.
1. “Бином фантазии“ Два слова должна разделять “ дистанция “, чтобы их сочетание казалось необычным. Предлагается сочинить историю, используя эти слова. Например, “ приезд “, “ письмо “.
2. “Если бы…“ ( фантастическая гипотеза ). Ребятам предлагается встретиться в обычной обстановке с необычными героями. ( каждая пара развивает свою гипотезу, как можно интереснее и быстрее ).
3. Ролевой игровой диалог. Партнеры по диалогу ( соседи по парте ) выбирают себе роли ( например, путешественников ) и беседуют на тему урока. В старших классах это могут быть “ журналисты “ противоположных направлений, авторы книг, читатели прежних веков.
4. Коллективный рассказ. По очереди рассказывают сказку ( рассказ ) все ученики. Победитель тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задержал ход сказки паузами. Или иной вариант – “ бесконечная история “: победитель – тот ряд, чья сказка окажется длиннее.
5. Воображаемый диалог. В отличие от предыдущих, - индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения.
6. Персонификация неодушевленного героя. (андерсеновский прием): история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.
7. Старинная детская игра по вопроснику. После ответа на следующий вопрос листок с ответом загибается, чтобы ответ не был виден. Потом вопрос задаёт следующий участник игры, тот, кто отвечал. Рассказ получается смешным, т.к. ответы одного игрока неизвестны другому. Схема вопросов:
1) Кто это был?
2) Где находился?
3) Что делал?
4) Что сказал?
5) Чем кончилось? (вопросы взаимосвязаны).
8. Словесная игра. Объяснить термины в произведении. Например, музыкальные – в “ Квартете “ Крылова, военные – в “Сыне артиллериста“ и т.д. Победитель тот, кто сумеет лучше объяснить значение слов.
9. Игра – импровизация. Домыслить и разыграть эпизод, только намеченный автором.
10. “Живые картины” Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.
11. “Английские шарады“ Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из изучаемого произведения (лучше поэтическую, известную всем). Слова из фразы распределяются на играющих так, чтобы на каждого выпало по одному слову. Ученики выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, “ водит ” следующим.
12. “Вечер у костра” ( урок – концерт ) Используя свечи, затемнение, инсценирование костра, вокруг которого рассаживаются выступающие и зрители, дети читают стихи, прозу. (пишется сценарий ).
13. Урок – спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом “актеров” и “зрителей”.
14. “Рисунки Тургенева.” На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал И. С. Тургенев. Награждается самый интересный словесный портрет.
15. “Телефонный разговор” ( составление диалога ). Развивает культуру общения.
16. “Продолжи мою мысль” Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ.
|
На: Игры на уроках литературы
Наталия Владимировна, материал очень интересный: помогает активизировать работу ребят на уроках, развивает творческое отношение к предмету, попросту не дает скучать школьникам! Спасибо! Один из вариантов игр -"Узнай героя!" (по фразе, по говорящей детали, по внешнему облику и т.п.). С уважением Кузнецова Е.А.
На: Игры на уроках литературы
Огромное спасибо за тёплые слова, удачи Вам и Вашим близким! С уважением, Наталия Владимировна.
На: Игры на уроках литературы
Замечательный, интересный материал! Очень понравился! Спасибо!!!