Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игры на уроках литературы

Выберите действие:

Министерство образования Саратовской области.

Управление образования администрации Петровского района и города Петровска.

 

Игры на уроках литературы.

 

Сосипатова Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №4 г. Петровска

 

Игровой подход к обучению обладает рядом достоинств.

Само слово “ школа ” в переводе с древнегреческого означает “ досуг ”, а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался “ magistes Ludi ” , т.е. “ учитель игр “.

Игра является универсалией культуры, она способна быть носителем различных ценностей, утверждая равноправие, справедливость, правдивость, принципиальность и т.п., развивать чувство ответственности, сопричастности происходящему, коллективизм.

Игровые технологии в ряде случаев успешно решают самые различные проблемы, в том числе проблему развития коммуникативных навыков.

Игра развивает фантазию “ Поэт, - говорит Л.С. Выготский, - делает то же, что и играющий ребенок: он создает мир, к которому относятся очень серьезно “. Однако сегодня, вводя игровую деятельность в школе, мы испытываем ряд трудностей. Игра во дворе наследуется накоплениями детей: от старшего к младшему. С появлением в квартирах электронных приставок, компьютеров количество дворовых игр резко упало. Свободное время в школе не позволяет развить сколь – нибудь качественной формы игрового общества. Возникает проблема необходимости привнесения игровой формы в школьный обиход.

Функции игр:

·        Познание и развитие (гносеологическая);

·        Воспитание (психологическая);

·        Развитие навыков работы в коллективе.

Игровая методика позволяет “ включить “ всех и выявить творческие способности практически у всех детей.

1.  Бином фантазии  Два слова должна разделять “ дистанция “, чтобы их сочетание казалось необычным. Предлагается сочинить историю, используя эти слова. Например, “ приезд “, “ письмо “.  

2.  Если бы… ( фантастическая гипотеза ). Ребятам предлагается встретиться в обычной обстановке с необычными героями. ( каждая пара развивает свою гипотезу, как можно интереснее и быстрее ).

3.   Ролевой игровой диалог. Партнеры по диалогу ( соседи по парте ) выбирают себе роли ( например, путешественников ) и беседуют на тему урока. В старших классах это могут быть “ журналисты “ противоположных направлений, авторы книг, читатели прежних веков.

4.  Коллективный рассказ. По очереди рассказывают сказку ( рассказ ) все ученики. Победитель тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задержал ход сказки паузами. Или иной вариант –                   “ бесконечная история “: победитель – тот ряд, чья сказка окажется длиннее. 

5.  Воображаемый диалог.   В отличие от предыдущих, - индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения. 

6.  Персонификация неодушевленного героя. (андерсеновский прием):  история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.

7.  Старинная детская игра по вопроснику. После ответа на следующий вопрос листок с ответом загибается, чтобы ответ не был виден. Потом вопрос задаёт следующий участник игры, тот, кто отвечал. Рассказ получается смешным, т.к. ответы одного игрока неизвестны другому. Схема вопросов:

1)   Кто это был?

2)   Где находился?

3)   Что делал?

4)   Что сказал?

5)   Чем кончилось?   (вопросы взаимосвязаны).

8.  Словесная игра. Объяснить термины в произведении. Например, музыкальные – в “ Квартете “ Крылова, военные – в “Сыне артиллериста“ и т.д. Победитель тот, кто сумеет лучше объяснить значение слов.

9.  Игра – импровизация. Домыслить и разыграть эпизод, только намеченный автором.

10. Живые картины Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.

11. Английские шарады Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из изучаемого произведения (лучше поэтическую, известную всем). Слова из фразы распределяются на играющих так, чтобы на каждого выпало по одному слову. Ученики выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

12. Вечер у костра ( урок – концерт )  Используя свечи, затемнение, инсценирование костра, вокруг которого рассаживаются выступающие и зрители, дети читают стихи, прозу. (пишется сценарий ).

13. Урок – спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом “актеров” и  “зрителей”.

14. Рисунки Тургенева. На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал  И. С. Тургенев. Награждается самый интересный словесный портрет.

15. Телефонный разговор ( составление диалога ). Развивает культуру общения.

16. Продолжи мою мысль Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ.

 

 

 

 



Фото пользователя Екатерина Андреевна Кузнецова

На: Игры на уроках литературы


Наталия Владимировна, материал очень интересный: помогает активизировать работу ребят на уроках, развивает творческое отношение к предмету, попросту не дает скучать школьникам! Спасибо! Один из вариантов игр -"Узнай героя!" (по фразе, по говорящей детали, по внешнему облику и т.п.). С уважением Кузнецова Е.А. 




Фото пользователя Наталия Владимировна Сосипатова

На: Игры на уроках литературы


Огромное спасибо за тёплые слова, удачи Вам и Вашим близким! С уважением, Наталия Владимировна.




Фото пользователя Лариса Александровна Черкасова

На: Игры на уроках литературы


Замечательный, интересный материал! Очень понравился! Спасибо!!!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн