Формирование здорового образа жизни студентов посредством инновационно - оздоровительных технологий. Научно-практическая конференция "Динамика научных исследований.- 2014г." Польша.Publishing house Education and Science s.r.o.
Представлен анализ основных направлений и средств, применяемых в системе высшего образования. Приведены данные о состоянии здоровья студентов, 1-3 курсов «ДГТУ» филиала в городе Волгодонске. Обобщены результаты внедрения в практику обучения инновационных технологий как средств формирования здорового образа жизни студентов. Показано, что использование стратегии ориентирования, предполагающую реализацию комплекса мероприятий позволило преподавателям дисциплины «Физическая культура» добиться значительных результатов в формировании мотивации к здоровому образу жизни у студентов. «Здоровый образ жизни – это целостный способ жизнедеятельности людей, направленный на гармоническое единство физиологических, психологических и трудовых функций, что обусловливает возможность их полноценного, неограниченного участия в различных видах социальной жизни» [3].
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, студенческая молодежь, инновационные оздоровительные технологии, педагогическая стратегия, ориентирование студента.
В настоящее время проблема здорового образа жизни студентов - одна из основных в образовательном процессе вуза. «Физическая культура» как учебная дисциплина в образовательных учреждениях имеет одно из главных значений в подготовке личности к некоторым видам деятельности, к самостоятельной жизни, к адаптации в постоянно изменяющихся условиях жизни.
Общий анализ состояния здоровья студентов филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» показал, что в период 2009-2010 учебного года студентов занимающихся в специальных медицинских группах составило 10,4% , в период 2010-2011 учебного года – 11,1%, а в период 2011-2012 учебного года – 11,7%.
Сегодня ученые ведут поиск наиболее эффективных форм и методов формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи путем совершенствования системы физического воспитания, предлагая различные способы ее модернизации, интенсификации, оптимизации [1,2]. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья учащейся и студенческой молодежи в настоящее время осознается как педагогическая.
В соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ от 4.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные учреждения имеют право самостоятельно, с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся, определять формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, методы и продолжительность учебных занятий на основе государственных образовательных стандартов [8].
Физические упражнения позволяют в значительной степени снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность студента, активно способствуют восстановлению его утраченных функций. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма, насыщая кровь пластическими (строительными) материалами, способствуют ускорению восстановительных процессов, ускоряя тем самым выздоровление. Следовательно, физические упражнения выступают в роли зффективного средства неспецифической реабилитации и профилактики множества функциональных расстройств и заболеваний, а лечебная физкультура рассматривается как эффективный метод восстановительной терапии [7].
В современных условиях необходимо формирование нового культурного образовательного мышления в сфере физической культуры, ориентированного на человеческую личность. У студенческой молодежи должна быть сформирована потребность в развитии физических качеств, формировании знаний, двигательных умений и навыков, в целом к освоению многообразных ценностей физической культуры, важен также поворот к саморазвитию, самореализации. В современный период крайне необходимы изменения мышления студентов относительно физической культуры, в том числе физического воспитания. Проблема здоровья студентов становится приоритетным направлением развития системы современного образования [6].
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, психическое благополучие, физическое совершенство.
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию в вузе решается с помощью инновационных оздоровительных технологий. В системе обязательного физического воспитания студентов традиционно используются различные виды бега, общефизическая подготовка, спортивные игры. При этом среди разнообразных средств оздоровительной физической культуры студенты выбирают такие, как занятия фитнесом (фитнес-йога, стрейтчинг, калланетика, упражнения по системе пилатес), атлетической гимнастикой, спортивными играми (волейбол, мини-футбол, баскетбол), настольным теннисом. Безусловно, такой подход в обучении усиливает гуманитарную значимость физической культуры, которая заключается в создании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и развитие у студентов потребностей в физическом самосовершенствовании.
Из многообразия педагогических стратегий мы выбрали стратегию, предложенную доктором педагогических наук, профессором В.В. Игнатовой – стратегию ориентирования [4,5]. Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенного результата. Посредством данной стратегии, опираясь на положения концепции, мы определили цель нашей работы: овладение личностью определенными способами здоровьеформирующей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению здорового образа жизни.
Объектом исследования были выбраны студенты ВИС «ДГТУ» филиала в городе Волгодонске. Материально – техническая база вуза даёт возможность проводить занятия по физической культуре студентов на высокопрофессиональном уровне: спортивный зал, тренажёрный зал, фитнесс зал, оборудованные современным спортивным инвентарём, позволяют проводить учебно-тренировочную работу в различных спортивных секциях: волейбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика, фитнес (фитнес-йога, стрейтчинг, калланетика, упражнения по системе пилатес).
Исходя из цели исследования, мы поставили задачи: 1) выяснить отношение студентов к занятиям физической культурой и спорту; 2) собрать и проанализировать данные о состоянии здоровья студентов вуза; 3) выявить результативность применения инновационных спортивно-оздоровительных технологий в формировании здорового образа жизни студентов, занимающихся физической культурой.
Мы использовали методику исследования, которая включает в себя анкетирование, наблюдение, математико-статистическую обработку данных, обобщение всех данных, теоретический анализ и вывод.
Результаты анкетирования показали: положительно относятся к занятиям физической культурой и спорту – 64,1%% студентов; посещают спортивные занятия по настроению – 23,1%; считают их необязательными– 12,8%, но посещают, потому что необходимо для получения зачета. Для поддержания и улучшения уровня своего здоровья студенты отдают предпочтение: занятиям физической культурой в учебном процессе-29,2%; занятиям в спортивных секциях - 56,1%; самостоятельным занятиям дома – 14,0%. Большую заинтересованность на занятиях по физическому воспитанию у студенческой молодежи вызывают технологии фитнеса (фитнес-йога, стрейтчинг, калланетика, упражнениями по системе пилатес), атлетической гимнастикой) - 46,2%, настольный теннис – 3%, 24,8%- занятия игровыми видами спорта (волейбол, футбол, баскетбол), а 26,0% опрошенных студентов положительно высказались об обязательных традиционных занятиях в рамках образовательного государственного стандарта по предмету «Физическая культура».
Решая задачу эффективности применения инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе вуза, мы сформировали две группы, в которых, студенты были распределены с учетом их желания заниматься тем или иным видом спорта. Группа (А)- занятия атлетической гимнастикой, фитнеса (фитнес-йога, стрейтчинг, калланетика, упражнения по системе пилатес), игровые виды спорта (волейбол, футбол, баскетбол), настольный теннис и группа (Б), где занятия проводились традиционно, два раза в неделю по 90 мин. с определенными интервалами между ними. Создавая условия для формирования ЗОЖ студента в вузе в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», в группе (А) информационная ориентированность студента осуществлялась за счет использования вариативного компонента в теоретическом разделе программы. Применив разнообразные формы и методы информационно-просветительской деятельности, мы усилили образовательную направленность физической культуры, способствующую приобщению студентов к ЗОЖ. Учебный материал был представлен в виде лекций, бесед, спецкурсов, диспутов, посвященных основам здорового образа жизни. Даны определения основным понятиям: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение занятий физической культурой для здоровья, осознание значимости в жизни человека здоровья и ЗОЖ.
В конце учебного года методом анкетирования был проведен опрос студентов всех исследовательских групп (А) и (Б) с целью изучения эффективности применения инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе. Мы сравнили и проанализировали результаты, полученные в начале и в конце учебного года. Благодаря внедрению в учебный процесс новых технологий в группе (А) интерес к занятиям увеличился с 74,0% до 80,0% , а в группе (Б) снизился с 29,0% до 20,0% . Студенты группы (Б) узнали о новой системе занятий по предмету «Физическая культура» вследствие общения со своими однокурсниками и хотели бы заниматься на занятиях по физической культуре по новой системе другими видами спорта.
Анализ ответов на вопрос: « Вам интересно на занятиях по физической культуре?» показал, что 71% студентов группы (А) отметили высокую заинтересованность в посещении учебных занятий по физическому воспитанию и 29,0% – среднюю. Среди респондентов группы (Б) 57,6% отметили положительную заинтересованность в посещении занятий по физическому воспитанию.
На вопрос: «Как занятия физкультурой помогают вам в вашей учебной деятельности?» –72,5% опрошенных респондентов группы (А) выделили то, что занятия помогают снять напряжение после умственных нагрузок, и следовательно улучшат их состояние здоровья. Среди всех опрошенных группы (Б) - 27,5% считают, что занятия физкультурой являются для них дополнительной нагрузкой.
На вопрос: «Какие основные факторы оказывают влияние на здоровье человека?» – подавляющее большинство (85%) опрошенных студентов группы (А) выделили «образ жизни», а среди опрошенных студентов группы (Б) только (55%) понимают, что их здоровье зависит от них. Проанализировав результаты анкетирования, мы убедились, что получение теоретических знаний о ЗОЖ усиливает образовательную направленность физической культуры, помогает студентам в формировании твердых убеждений в её необходимости.
По итогам, полученным в ходе исследования, были сделаны следующие выводы:
1. большинство студентов - первокурсников имеют небольшой опыт занятий физической культурой, не воспитана потребность самосовершенствования и самовоспитания в соблюдении норм здорового образа жизни.
2. математико-статистическая обработка данных о состоянии здоровья студентов показала, что процент студентов, которые входят в специальную медицинскую группу, по состоянию здоровья неуклонно растет. А 12,8% студентов, не интересуется своим здоровьем.
3.использование инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе активизировали способность студентов к познанию и самопознанию, многие провели переоценку собственной жизнедеятельности, проявив потребность в изменении образа жизни, опираясь на полученный теоретический и практический опыт.
Библиографический список:
1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2–4.
2. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 5. – С. 91–92.
3. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни //Здоровый образ жизни. Социально-филосовские и медико-гигиенические проблемы – Кишинев:Штиинца,1991. – С.74.
4. Игнатова В.В., Нургалеев В.С. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: научно-информационное издание. Вып. 1. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – С. 112–122.
5. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 1. – С. 105–113.
6. Мендекеева А.Н., Оздоровительная физическая культура и ее проблемы среди старшеклассников // Валеология. Физвоспитание. Спорт. - 2002.-№1. - С.42-43