Урок - семинар «Загрязнение окружающей среды».
Цели урока: 1. Оценить причины и последствия загрязнения окружающей среды. 2. Выявить пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. 3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература, схемы и таблицы по теме (наглядный материал).
Тип урока: урок - семинар.
“…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его беспокоило. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял, что… он может оказаться следующим на очереди”.
Дж. Кимбол – обозреватель одной из
американских газет по вопросам
охраны природы.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
(На доске записана народная пословица: “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”). На экране – показ фильма.
Как-то собравшись с последними силами, создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого, и посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты. Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы. Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте. Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
…Земля моя! Моя планета! Ты летишь по наезженным дорогам вселенной, подставляя светилу то один бок, то другой, прорываешься сквозь сгоревшие миры, и солнечный ветер играет сияниями на твоих полюсах.
Земля моя! Планета голубая! Ты мчишься сквозь темноту вечной ночи, словно голубой автобус, полный любви и красоты, счастья и заботы. И все мы лишь пассажиры в твоем салоне. Вовремя или не вовремя мы вошли, нам всем достанется место, и жить мы хотим долго и счастливо. Но нашей жизни и жизни наших детей угрожают многие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Тема нашего урока – «Загрязнение окружающей среды» (слайд №1). Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем (слайд №2).
Как вы понимаете термин «загрязнение окружающей среды» (слайд №3).
Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств (слайд №4).
Задание: Используя текст учебника на стр. 41-42, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд. тонн, а к концу ХХ века возросли до 100 млрд. тонн.)
Различают количественное и качественное загрязнение среды (слайд №5). Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)
Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.
2. Доклады учащихся.
Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради.
Проблемы
загрязнения
|
Источники загрязнения
|
Последствия загрязнения
|
Пути решения проблемы
|
загрязнение
атмосферы
|
|
|
|
загрязнение
гидросферы
|
|
|
|
загрязнение
литосферы
|
|
|
|
3. После прослушивания сообщения (слайд №6) о загрязнении атмосферы учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:
1. Используя карту (атлас стр. 48), приведите примеры территорий:
- с комплексным нарушением почв;
- с радиоактивным загрязнением почв;
- подверженных водной эрозии;
- подверженных ветровой эрозии;
- подверженных засолению.
2. Какие районы России подвержены выпадению кислотных дождей? (Слайд №7, 8).
Проблемы почв России (слайд №9).
3. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв? (Слайд №10).
4. В настоящее время остро встает проблема утилизации бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация». Попробуйте объяснить значение этого термина. 2. Объясните термин “мусорная цивилизация”.
В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.
5. Какой вывод можно сделать о глобальных изменениях в литосфере?
Загрязнение литосферы может быть значительным, но носит, как правило, локальный характер. Загрязнение гидросферы отличается большим охватом территории. Чрезвычайно остро стоит проблема загрязнения Мирового океана (слайд №11).
Еще одной причиной загрязнения Мирового океана являются грязные реки, несущие свои воды в океан (слайд №12).
Главными источниками загрязнения является промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (слайд №13).
6. Какие отрасли промышленности являются главными загрязнителями водоемов?
Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое (слайд №14).
В сточные канавы превратились реки: Рейн, Миссисипи, а также многие реки России и стран СНГ – Волга, Дон и другие (слайд №15).
7. С какими серьезными водно-ресурсными проблемами сталкиваются многие страны мира? (Слайд №16).
Еще более глобальный характер носит загрязнение атмосферы, так как воздух находится в постоянном и очень активном движении (слайд №17).
Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.
Углекислый газ (СО2) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:
– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;
– сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%;
– сжигание топлива – 10,3%;
– промышленность – 6,8%.
В основном загрязнение наблюдается над промышленными районами (слайд №18).
Парниковый эффект (сообщение).
В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.
Глобальное потепление (слайд №19).
Разрушение озонового слоя (слайд №20).
Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.
Кислотные дожди.
Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны.
Многие страны Европы страдают от сильного загрязнения атмосферы из-за переноса воздушных масс. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема загрязнения приобрела глобальный характер (слайд №21).
8. Сделайте вывод о глобальных изменениях в атмосфере (слайд №22).
9. Вы согласны с тем, что проблемы охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира?
Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.
Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем (слайд №23).
Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (“чистой”) технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
Охраняемые природные территории (слайд №24 - 26).
IV. Закрепление изученного материала.
Заполнение таблицы.
V. Подведение итогов.
Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине. Надеюсь, что слова Р. Рождественского “Неужто внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты были мы” не сбудутся, и каждый из нас приложит максимум усилий, чтобы самые пессимистические прогнозы о состоянии нашей планеты в будущем не оправдались.
На следующем уроке мы рассмотрим природоохранную деятельность и экологическую политику государств, а также познакомимся с географическим ресурсоведением и геоэкологией, а также с другими геоэкологическими и социально-экологическими терминами и понятиями (слайд №27-28).
Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики, на тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите…
VI. Домашнее задание.
Глава №2, 3-4.
Задание в блоке добывания знаний и умений №10 (1,2) или №9 (слайд №29).
|