Submitted by Марина Марковна Богданова on пн, 30/03/2015 - 11:51
Сценарий праздника «Добрым людям на загляденье»
Цель: - закрепить знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове; учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи; продолжать воспитывать уважение детей к труду народных мастеров.
Организационная часть: кабинет украшен изделиями народных промыслов, оформлена выставка работ ребят, звучит тихая народная музыка - попурри на тему русских народных песен, установлен экран для показа слайдов Гжели, Хохломы, Городецкой и Дымковской игрушки.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о народных промыслах. Мы занимаемся этой темой уже давно. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях каких мастеров мы побывали с вами в последнее время.
(дети отвечают… Гжели, Городце, Хохломе)
Ведущий: Молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы сделали несколько работ, учились расписывать готовые изделия, как это делали народные мастера. Хорошо потрудились.
(раздается стук в дверь в кабинет заходит Незнайка)
Незнайка: Ой, здравствуйте ребята. Я так спешил, так спешил, что чуть шляпу не потерял!
Вед: Отчего же ты так спешил, Незнайка?
Незнайка: Я узнал, что сегодня вы будете беседовать о народных промыслах, а я об этом все, все знаю и вам могу много чего интересного рассказать, что вы больше нигде не услышите.
Вед: Ну что же поделись Незнайка с нами своими знаниями, я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.
Незнайка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу Волги, называется Хохлома. Там веселые игрушки из глины лепят.
Вед: Ах, Незнайка, все-то ты напутал. Ребята а ну –ка давайте расскажем Незнайке в каком селе делают веселые игрушки из красной глины?
(ответ детей: в Дымкове)
Вед: А где находится это село?
(ответ детей: недалеко от г. Вятки, на берегу р. Вятка)
Вед: Незнайка, про это село есть прекрасное стихотворение и мы его тебе сейчас прочитаем.
( под музыку народных частушек читают стих)
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее ,чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково – поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
В Дымкове, за Вяткой рекою,
Драгоценный продолжая труд.
Не ища на старости покоя.
Мастерицы славные живут.
Кто сделал индюка – распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу, сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы живут в Дымкове- селе!
(пока звучит стихотворение идет показ слайдов дымковской игрушки)
Вед : Ну, распутали мы твою неразбериху с глиняными игрушками, Незнайка?
Незнайка: Подумаешь, что ж мне ошибиться нельзя? Зато дальше я все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостове живут чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами - синими, желтыми, красными, и травка на посуде зелененькая, и птички поют разноцветные.
Вед: Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня своими «знаниями»- незнаниями. Снова ты все напутал, ребята , помогайте! Какой промысел есть в Жостове?
(дети отвечают: В селе делают железные подносы, они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на них изображены поющие птицы, при росписи используют красную, желтую, синюю, зеленую краски)
Вед: Правильно, а где же в России делают посуду из белой глины?
(дети отвечают: в Гжели, под Москвой. Она сама белая, а цветы и сказочные птицы на ней сине-голубые)
Вед: Правильно, гжельские мастера используют в своей работе только синий цвет и все его оттенки. Поэтому Гжель называют «сине-голубой». Давайте вспомним стихи о Гжели.
Вед: Да, ребята, русские мастера трудились на славу, и в свою работу они вкладывали умение, душу, потому изделия и получались такими красивыми, так радовали глаз. А про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте-ка устроим веселое соревнование – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде?
(дети выполняют задание)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Делу время – потехе час. Маленькое дело гораздо лучше большого безделья. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем. Терпенье и труд все перетрут.
Незнайка: А теперь вы расскажите мне про деревянную посуду. Я вот например очень много про нее знаю. Раньше, когда лесов было много и росли они вокруг каждой деревни, люди делали посуду из дерева, а чтобы было веселее, есть из нее, ее украшали разными рисунками. А вот какие промыслы самые знаменитые забыл! Опять все забыл! Что за голова!
Вед: Не расстраивайся Незнайка, ребята тебе помогут. Где делали знаменитую деревянную посуду?
(ответ детей: потому что на ней много золотого цвета)
Вед: Правильно! А вы знаете, как получается такой золотой цвет? Хохломские мастера покрывали свои изделия олифой, потом ставили в печь закаляться. Не удивляйтесь, оказывается и деревянные вещи можно закаливать в печи, нужно только знать секреты такой закалки. Так вот в горячей печи олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Оттого изделия казались золотыми. Но только ли в золотой цвет расписана хохломская посуда, какими еще цветами пользовались мастера при росписи?
(ответ детей: черный, красный, зеленый)
А какие основные элементы орнамента хохломской росписи?
(ответ детей: травка, ягоды, завитки, иногда причудливые птицы)
И богата, и красива, гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин, маки солнечного света,
И ромашки луговин.
А теперь давайте вспомним о еще одном центре деревянного зодчества России. Это городок на Волге. Издавна славился он своими искусными резчиками по дереву, а потом мастера научились расписывать свои изделия, да так ярко и весело, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за городок?
(дети отвечают: Городец)
(показ слайдов городецкой росписи)
Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит- вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
А сейчас я предлагаю вам ребята разгадать кроссворд о городецкой росписи.