"Образ богатыря Ильи Муромца в былинах и в мультипликации"
Цель исследовательской работы:
на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильмах общие и отличительные черты русского богатыря Ильи Муромца
Задачи исследования:
- сопоставительный анализ образа былинного богатыря и героя мультфильма;
- изучение анкетных данных, статистические выводы.
Русь былинная… Сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями хитростями. Богатыри - символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Героические песни – былины - дошли к нам из глубины веков.
В.П.Аникин в своей работе «Русский богатырский эпос» писал: «Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за государственную независимость»
Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались, 9 – 12 веков. Это поэтическое изображение Киева - стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или «Владимиром Красное Солнышко» ( в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей - Владимира Святославовича и Владимира Мономаха). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими «дорожки прямоезжие».
Главные герои киевского цикла былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Несмотря на различие их происхождения, различие характеров, былины сочувственно изображают этих трех богатырей, могучих защитников Русской Земли. Но особой любовью народа пользуется Илья Муромец, крестьянский сын. Проникновенное чувство любования им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской.
На основе русского былинного эпоса созданы различные произведения литературы, музыки, живописи, кинематографа. Русские люди всегда с открытой душой принимали все то, что было «родом» из былинного наследия. И вот в начале XXI века появились мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010).
Актуальность проблемы заключается в том, доносят ли до зрителя авторы мультфильма идеи русских былин, тождественны ли персонажи мультфильма былинным героям?
|