Конспект занятия "Развитие коммуникативных навыков"
Submitted by Оксана Витальевна Железнова on Fri, 27/03/2015 - 03:31
Ход занятия:
Ведущий: Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, строить нужные отношения, в которых тепло и уютно. Вот основные темы, о которых мы поговорим сегодня на нашей школе актива. А тема нашего занятия звучит так: Развитие коммуникативных навыков.
Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения, ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Наше занятие должно поспособствовать овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Для начала я предлагаю вам встать к той табличке, утверждение на которой вам кажется более подходящим для вас:
Я легко нахожу общий язык даже с малознакомыми людьми, у меня много друзей.
Я с удовольствием общаюсь, но только с теми, кого хорошо знаю
У меня есть некоторые проблемы в общении, иногда мне бывает грустно и одиноко.
(Обсуждение)
Как вы думаете, а как люди могут друг с другом общаться? (словами, жестами, глазами, позами, тактильными касаниями, активным слушанием )
Начнем мы с вами с невербального общения.
Начнем мы с упражнения " РАЗМИНКА"
3-4 участника разыгрывают роль человека, испытывающего радость (выиграл большую сумму денег, получил резкое повышение). Остальные молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию.
Следующее упражнение "ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ"
Для этого нам необходимо всем сесть в круг.
Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он.
Игра "ПОНЯТЬ ПАРТНЕРА" Один человек из группы выходит на 10 секунд из кабинета. Группа разбивается на два лагеря: те, кто будут демонстрировать неприязнь к вышедшему, и те, кто будет демонстрировать расположение к нему. Все при этом молчат, сохраняют невозмутимое выражение лица, контактируют только глазами.
Отлично. С приемами невербального общения все справились.
Теперь поговорим об общении словесном.
Упражнение «ПОЕЗД»
Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: "Вы купили билет на поезд Арзамас-Москва, впереди 7 часов пути. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор.
Как вы поступите, если вашим соседом окажется молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п.
Все члены группы попеременно включаются в игру – то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.
Упражнение «ВИТЯЗЬНА РАСПУТЬЕ»
В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
Упражнение "ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА"
Представьте ситуацию: "Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда".
Участники группы разыгрывают эту ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.
Молодцы. С этими заданиями тоже справились на отлично.
Ну а теперь нам предстоит поговорить о технике Активного слушания.
Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности.
Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). Иногда люди "пропускают" высказывания других или искажают услышанные данные при воспроизведении разговора по памяти. Важно быть внимательным слушателем, чтобы впоследствии не попасть впросак и не распускать сплетни.
Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.
Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.
1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?
2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете в чем собственно проблема ?
3. Слушаете ли Вы лишь только то, что нравится вам?
4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?
5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?
6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда вы перестаете его понимать?
9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?
10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?
11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?
13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?
15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?
16. Возникает ли у Вас желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?
Интерпретация:
- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания
- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.
Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.
- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).
Упражнение "КАРУСЕЛЬ"
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Отлично.
Заключение:
Итак, наше занятие заканчивается. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
А теперь давайте обсудим ,что помогает в общении, а что мешает?
И в заключении я предлагаю вам вновь разойтись к табличкам, которые у нас написаны. Встаньте туда, где вы ощущаете себя после нашего занятия.