Чепайкин Николай Владимирович, учитель информатики МБОУ «СОШ №7 г.Йошкар-Олы»,
Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Прогресс новых информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) и внедрение их в России в последние годы наложили отпечаток на развитие личности обучающихся. Школа — это одна из главных ступеней обучения и развития ребенка. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой трудной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных ИКТ.
Как же мы можем использовать ИКТ в педагогической деятельности?
Мы можем использовать их для: объяснения нового материала, проведения срезов, самостоятельных и контрольных работ, подбора программного обеспечения для учебных целей, написания поурочного планирования, мониторинга развития учащихся, поиска учебных материалов в Интернете, для взаимодействия с родителями, коллегами, учениками.
При использовании ИКТ на уроке чаще всего приходится применять электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР).
Учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, называют ЭОР.
В общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Чтобы лучше понять, каким образом можно применять ЭОР, нужно их классифицировать по степени отличия от традиционных полиграфических учебников:
- Самые простые ЭОР – текстографические, которые можно распечатать и использовать как раздаточный материал. К примеру формулы по тригонометрии, шпаргалка по химии, инструкция сборки табуретки и другие.
- Следующий тип ЭОР – текстографические с ссылками. Например: интернет страничка, простая презентация, текст с новыми словами по английскому языку, в котором при наведении на новое слово можно узнать его значение.
- Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Это, например, фильмы, музыка или презентация с анимацией.
- Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. К таким ЭОР можно отнести учебный курс в Интернете, диск к учебнику.
При этом, используя ЭОР на уроках и давая домашнее задание детям, мы должны помнить о том, что мы учим детей правильно использовать возможности ИКТ на своем примере. Что это означает? Это означает, что мы сами должны соблюдать и довести до родителей определенные требования:
- Требования СанПИН о времени отведенном для работы с ЭОР, так как это серьезная нагрузка на глаза;
Классы
|
Телевизор
|
Компьютер
|
Проектор и интерактивная доска
|
Музыка
|
1 - 2
|
15 мин
|
15 мин
|
10 - 15 мин
|
10 - 20 мин
|
3 - 4
|
20 мин
|
15 мин
|
15 - 20 мин
|
15 - 20 мин
|
5 - 7
|
25 мин
|
20 мин
|
20 - 25 мин
|
20 - 25 мин
|
8 - 11
|
30 мин
|
25 мин
|
25 - 30 мин
|
25 мин
|
- Оптимальное количество занятий с применением ИКТ в течение учебного дня:
Классы
|
Количество занятий
|
1 - 4
|
1
|
5 - 8
|
2
|
9 - 11
|
3
|
2. Во внеурочной деятельности применение ИКТ тоже должно быть строго ограниченно:
Классы
|
Ограничение по времени
|
2 - 5
|
не более 60 мин
|
6 и старше
|
не более 90 мин
|
3. Выполнять упражнения для глаз в конце урока;
4. Составлять презентации такие, чтобы в них была яркая иллюстрация и краткий конспект того, что нужно записать, а не полностью весь материал.
Используя ИКТ на уроках, мы должны понимать, что ИКТ-компетентность это не только умение «нажимать на нужные кнопки» и знание о существовании компьютерных сетей, но и эффективное применение их в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Таким образом, грамотное использование ЭОР педагогом позволяет сформировать у обучающихся ИКТ-компетентности, которые они смогут использовать для рационального применения ИКТ, создании собственных докладов, проектов, рефератов и презентаций к ним.
Список литературы:
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию - http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692.
|
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Добрый вечер, Николай Владимирович! Спасибо Вам за представленный материал. Вы логично и последовательно рассказали об использовании ИКТ в своей педагогической деятельности. Информацию о типах ЭОРов Вы взяли из дополнительных источников или это Ваша классификация? Мне понравилось то, что Вы в своей работе обращаете внимание на здоровьесберегающий аспект применения ИКТ (это очень важный момент). Удачи Вам в Конференции!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Добрый день, Лариса Михайловна. Классификацию взял из литературы, добавил примеры свои ну и расписал немного. Да конечно здоровье подрастающего поколения очень важный вопрос
Спасибо Вам тоже.
С уважением, Николай Владимирович.
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Добрый день, Николай Владимирович! Спасибо за содержательный материал. К сожалению, не все педагоги, активно использующие ИКТ на своих уроках, так же помнят и о здоровьесберегающих технологиях.
Светлана Дмитриева
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Добрый день, Николай Владимирович. Спасибо за содержательный материал. К сожалению не все учителя помнят о времени, отводимом для ЭОР. Всё-таки на первом месте должно быть здоровье детей
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Добрый день!, Николай Владимирович! Замечательная работа, на мой взгляд. Здоровьесберегающие технологии на сегодняшний день очень актуальны! Удачи!
С уважением Галина Николаевна
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Николай Владимирович! Спасибо за содержательный материал. Познакомилась с новыми для себя технологиями. Да, очень важно организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. . Буду использовать в своей работе. Желаю вам удачи в Конференции!
С уважением, Ольга Александровна
На: Применение ИКТ в педагогической деятельности.
Николай Владимирович! Спасибо, СанПины необходимы при работе с ИКТ. Спасибо за материал.
сомишна