промежуточная аттестация обучающихся по обществознанию 10 класс
Submitted by Юлия Вячеславовна Петрова on чт, 26/03/2015 - 18:32
Экзаменационные билеты по обществознанию
за 10 класс 2012-2013 учебный год
Билет №1
Общество и общественные отношения.
Философ XX в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в роли Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Билет №2
Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции.
Как связаны между собой общественный прогресс и возрастание свободы человека? Что означает возрастание свободы?
Билет №3
Многообразие деятельности.
Почему именно политическая деятельность может вызвать значительные перемены в жизни общества? Чем влияние на жизнь общества политической деятельности отличается от влияния деятельности экономической.
Билет №4
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Какую роль играет в развитии общества каждый из субъектов исторического процесса?
Билет №5
Право в системе социальных норм.
Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе?
Билет №6
Познавательная деятельность человека.
Как измерить результаты экономической деятельности.
Билет №7
Истина и ее критерии.
Каковы особенности трудовой деятельности в сфере материального производства.
Билет №8
Научное познание.
Охарактеризуйте сущность и типологию мировоззрения. Как мировоззрение влияет на деятельность.
Билет №9
Ненаучное познание.
Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? Каковы пути этого самовоспитания?
Билет №10
Социальное познание.
Укажите, что общего и в чем различие между музеями, библиотеками, архивами.
Билет №11
Деятельность в сфере духовной культуры.
Каким образом можно точно установить какие газеты предпочитают читать старшеклассники вашей школы? Как правильно интерпретировать этот факт, если он не будет зафиксирован?
Билет №12
Нравственные ориентиры деятельности.
Как бы вы определили своё отношение к паранауке: имеет ли право на существовании такого рода знание? Можно ли доверять сведениям, выходящим за рамки принятого в науке (например, согласны ли вы с тем, что таинственное явление полтергейст-факт, не вписывающийся в современные научные представления из-за несовершенства последних)? Свой ответ аргументируйте.
Билет №13
Мировоззрение, убеждение, вера.
Раскройте свое понимание пушкинских строк: «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» .
Билет №14
Изобретательская деятельность.
Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один»? Свой ответ аргументируйте.
Билет №15
Экономическая деятельность.
Раскройте существо спора эмпириков и рационалистов. В чем сила и слабость их аргументов.
Билет №16
Свобода в деятельности человека.
В статье 17 (п.3) Конституции РФ записано, что права и свободы человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц.Ученые находят, что это правовая норма очень близка по своему смыслу «золотому правилу» морали. Объясните, что сближает правовую и моральную норму.
Билет №17
Исторический процесс и его участники.
Вдумайтесь в следующие цифры.
За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, — на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?
Билет №18
Политическая деятельность.
Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан заявлял: «Все радости жизни в творчестве». Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?
Билет №19
Политическая идеология
И.В. Гёте писал: «Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры различного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях проявляется личность?
Билет №20
Общественный прогресс.
Используя основные признаки понятия «социальный институт», докажите, что система образования является таким институтом.