Актуальность темы: Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Большое значение скульптура имеет в становлении нравственно- эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности, в эстетическом развитии ребёнка. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Однако на сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях знакомству детей со скульптурой уделяется недостаточное внимание. А ведь необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения.
Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств. Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции, развивает пространственное мышление.Ведь скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной.Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольников (специфику психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе с детьми целесообразно использовать,прежде всего, скульптуры анималистического жанра. Она особенно близка к восприятию ребёнка и привлекает его внимание фактурой материала, цветом, размером, декоративностью. Рассматривая скульптуры животных, дети видят, как скульпторпо разному, передаёт образ животного. Скульптура не только эстетически обогащает дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных.Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.
Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.
проблемная ситуация: Кошек мы встречаем и видим практически каждый день, но оказывается их изображение можно увидеть и в скульптуре. По просьбе воспитателей родители принесли в группу различные скульптуры кошек. Дети заинтересовались и захотели сделать своими руками фигуры кошек.
Цель проекта: Введение детей старшего дошкольного возраста в мир прекрасного, обогащение их эмоциональногопредставления о животном мире, формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей через знакомство со скульптурой.
Задачи:
Расширять кругозор детей, за счет информации об истории создания памятников архитектуры коту Василию и кошке Василисе.
Развитие готовности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве.
Формирование у детей эстетического чувства, уважение и бережное отношение к искусству.
Познакомить с профессией скульптор.
Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают скульптуру малых форм красивее и интереснее)
Знать, из какого материала делают скульптуру.
Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре.
Узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах.
Учить включаться в беседу о скульптуре.
Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники лепки, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы.
Расширять знания детей о животных( кошках) их повадках, разнообразии, характере.
принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала,
принцип наглядности с опорой на зрительные и слуховые, чувствительные анализаторы,
принцип доступности и активности,
принцип практичности: на практике использовать полученные знания,
системности,
индивидуальности.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с таким видом искусства как скульптура, из какого материала делают скульптуру, с профессией скульптор.
Дети познакомятся со скульптурой и историей возникновения кота Василия и кошки Василисы.
Научаться выделять средства выразительности скульптуры, передающие характер образа (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают скульптуру малых форм красивее и интереснее)
Дети будут готовы к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве.
Научаться узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах.
Научаться самостоятельно сочетать знакомые техники лепки, смогут использовать новые, по собственной инициативе объединять разные способы.
Обобщат свои знания о животных ( кошках) их повадках, разнообразии, характере.
Предварительная работа:
Создание мини выставки скульптуры малых форм.
Подбор наглядно- демонстративного материала.
Пополнение уголка изобразительной деятельности дидактической игрой: «Трудная задача».
Подборка картинок с изображением кошек в разных позах.
Создание книжки «Картины питерской художницы Татьяны Родионовой».
Создание презентации «Скульптуры кота Елисея и кошки Василисы на Малой Садовой».
Создание альбома «Скульптуры кота Елисея и кошки Василисы на Малой Садовой».
Создание игры «Волшебная ниточка».
Создание альбомов «Котята».
Создание книжки «Стихи о кошках и котах».
Создание алгоритмов лепки животных.
Поиск информации по данной теме.
Роль педагогов старшей группы в организации проекта:
Проведение занятий по знакомству со скульптурой малых форм.
Оформление мини выставки «Скульптура малых форм».
Пополнение уголка изобразительной деятельности разнообразным материалом: пластилин, глина, стеки, досочки для лепки, алгоритмы разнообразных способов лепки.
Создание дидактических игр, презентации и альбомов, алгоритмов по лепки.
Методы, используемые в проекте:
Наблюдение
Занятия
Показ презентации
Игра
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений.
Создание условий для реализации проекта: внесение дополнений в оформление уголка изобразительной деятельности, подбор скульптуры малых форм, выбор оборудования и материалов.
Разработка плана взаимодействия с родителями.
Был разработан план работы по обогащению развивающей среды:
-внесение дополнений в оформление уголка по изобразительной деятельности (материал для лепки, альбомы, книжки- малышки );
-создание выставки скульптуры малых форм;
- пополнение уголка изобразительной деятельности новыми дидактическими играми: «Трудная задача», «Волшебная ниточка»; алгоритмами по лепке животных.
2 этап. Основной.
Работа велась по трем направлениям:
- работа с детьми
-работа с родителями
-работа по обогащению развивающей среды.
1.Создание выставки скульптуры малых форм.
2.Занятия по знакомству со скульптурой малой формы.
Цель: Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства, учить выделять средства выразительности, передающие характер образа.
3.Показ презентации «Скульптуры кота Елисея и кошки Василисы на Малой Садовой».
4.Внесение альбома с презентацией в уголок изобразительной деятельности.
Цель:Расширять кругозор детей, за счет информации об истории создания памятников архитектуры коту Василию и кошке Василисе.
Цель: Расширять знания детей о кошках их повадках, разнообразии, характере.
8.Чтение рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга».
9.Внесение книжки «Стихи о кошках и котах».
10 Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».
11.Ситуации общения.
Цель: Развивать умение анализировать прочитанное, учить оценивать характер главного героя.
12.Внесение дидактической игры «Трудная задача».
13.Игра «Угадай скульптуру».
Цель:Учить детей узнавать скульптуру на фотографиях, видеть предмет со всех сторон.
14.Внесение подборки картинок с изображением кошек в разных позах.
15.Игра- имитация «Раз, два, три такую же позу прими».
16.Игра «Живая скульптура».
Цель: Способствовать к реализации двигательной активности детей, умению перевоплощаться в животных, передавать их повадки, позы, эмоциональное состояние.
17.Внесение игры «Волшебная ниточка».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить навыки силуэтного вырезывания животных у детей.
18.Внесение алгоритмов лепки животных.
Цель: Познакомить детей с последовательность лепки животных из отдельных кусочков и из целого куска пластилина.
3 этап. Заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
Сбор материала для мини- выставки скульптуры малых форм.
Создание книжки- малышки «Моя любимая кошка».
Продукт проектной деятельности:
Создание мини выставки скульптуры малых форм.
Дидактическая игра: «Трудная задача».
Подборка картинок с изображением кошек в разных позах.
Проект предоставил хорошую возможность для реализации творческих способностей для не уверенных в себе и застенчивых детей.
Список литературы:
А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество». Методические комплект программы «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012.-352с.
С. Г. Маслова «В мир прекрасного». Программа художественно- эстетического воспитания в детском саду».- СПб.: Нестор- История, 2010.-176 с.
Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ- 2012.- 330.
Приложение 1
Дидактические игры
1.«Трудная задача».
развивать мышление, учить детей видеть предмет с разных сторон.
карточки с изображением разных предметов (дом, машина, кошка и др.), вид сбоку, сзади, спереди.
Разобрать по кучкам: вид спереди, вид сбоку, вид сзади.
Играют от 2 до 4 детей. Дети выкладывают картинки, соотнося их с символами (вид спереди, вид сбоку, вид сзади). Выложив все картинки в три столбика рядами: одно изображение со всех сторон и т.д. Затем дети меняются местами и проверяют выполнения задания друг у друга.
Воспитатель допускает ряд ошибок и просит ребёнка найти их.
При выкладывании картинок, дети намеренно допускают ошибки, и просят соперника найти их. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с этим заданием. Количество ошибок обговаривается детьми заранее.
Материал: карточки с контурным изображением кошек в разных позах; ниточки разной длины.
Инструкция:
Играет один ребёнок. Взять карточку и начиная со стрелочки аккуратно выложить ниточку по контуру, нарисованной кошки.
Дети вырезают из бумаги силуэты животных.
3.Игра «Живая скульптура».
Цель: Закрепить знания детей о скульптуре, развивать наблюдательность, внимание.
Описание игры:
Дети делятся на команды. Каждой команде даётся задание изобразить какую- то скульптуру, а остальные команды будут отгадывать, что за скульптуру те показали.
4.Игра «Что из чего сделано».
Цель: закрепить знания детей о материале: дерево, глина, металл, камень, фарфор, хрусталь, пластмасса, стекло, гипс, резина, бронза, мрамор.
Описание игры:
Дети расставляют скульптуры в соответствии с материалом из которого они сделаны.
Список литературы:
А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество». Методические комплект программы «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012.-352с.
С. Г. Маслова «В мир прекрасного». Программа художественно- эстетического воспитания в детском саду».- СПб.: Нестор- История, 2010.-176 с.
Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ- 2012.- 330.
Приложение 1
Дидактические игры
1.«Трудная задача».
развивать мышление, учить детей видеть предмет с разных сторон.
карточки с изображением разных предметов (дом, машина, кошка и др.), вид сбоку, сзади, спереди.
Разобрать по кучкам: вид спереди, вид сбоку, вид сзади.
Играют от 2 до 4 детей. Дети выкладывают картинки, соотнося их с символами (вид спереди, вид сбоку, вид сзади). Выложив все картинки в три столбика рядами: одно изображение со всех сторон и т.д. Затем дети меняются местами и проверяют выполнения задания друг у друга.
Воспитатель допускает ряд ошибок и просит ребёнка найти их.
При выкладывании картинок, дети намеренно допускают ошибки, и просят соперника найти их. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с этим заданием. Количество ошибок обговаривается детьми заранее.
Материал: карточки с контурным изображением кошек в разных позах; ниточки разной длины.
Инструкция:
Играет один ребёнок. Взять карточку и начиная со стрелочки аккуратно выложить ниточку по контуру, нарисованной кошки.
Дети вырезают из бумаги силуэты животных.
3.Игра «Живая скульптура».
Цель: Закрепить знания детей о скульптуре, развивать наблюдательность, внимание.
Описание игры:
Дети делятся на команды. Каждой команде даётся задание изобразить какую- то скульптуру, а остальные команды будут отгадывать, что за скульптуру те показали.
4.Игра «Что из чего сделано».
Цель: закрепить знания детей о материале: дерево, глина, металл, камень, фарфор, хрусталь, пластмасса, стекло, гипс, резина, бронза, мрамор.
Описание игры:
Дети расставляют скульптуры в соответствии с материалом из которого они сделаны.
Список литературы:
А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество». Методические комплект программы «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012.-352с.
С. Г. Маслова «В мир прекрасного». Программа художественно- эстетического воспитания в детском саду».- СПб.: Нестор- История, 2010.-176 с.
Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ- 2012.- 330.
Приложение 1
Дидактические игры
1.«Трудная задача».
развивать мышление, учить детей видеть предмет с разных сторон.
карточки с изображением разных предметов (дом, машина, кошка и др.), вид сбоку, сзади, спереди.
Разобрать по кучкам: вид спереди, вид сбоку, вид сзади.
Играют от 2 до 4 детей. Дети выкладывают картинки, соотнося их с символами (вид спереди, вид сбоку, вид сзади). Выложив все картинки в три столбика рядами: одно изображение со всех сторон и т.д. Затем дети меняются местами и проверяют выполнения задания друг у друга.
Воспитатель допускает ряд ошибок и просит ребёнка найти их.
При выкладывании картинок, дети намеренно допускают ошибки, и просят соперника найти их. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с этим заданием. Количество ошибок обговаривается детьми заранее.
Материал: карточки с контурным изображением кошек в разных позах; ниточки разной длины.
Инструкция:
Играет один ребёнок. Взять карточку и начиная со стрелочки аккуратно выложить ниточку по контуру, нарисованной кошки.
Дети вырезают из бумаги силуэты животных.
3.Игра «Живая скульптура».
Цель: Закрепить знания детей о скульптуре, развивать наблюдательность, внимание.
Описание игры:
Дети делятся на команды. Каждой команде даётся задание изобразить какую- то скульптуру, а остальные команды будут отгадывать, что за скульптуру те показали.
4.Игра «Что из чего сделано».
Цель: закрепить знания детей о материале: дерево, глина, металл, камень, фарфор, хрусталь, пластмасса, стекло, гипс, резина, бронза, мрамор.
Описание игры:
Дети расставляют скульптуры в соответствии с материалом из которого они сделаны.
Список литературы:
А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество». Методические комплект программы «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012.-352с.
С. Г. Маслова «В мир прекрасного». Программа художественно- эстетического воспитания в детском саду».- СПб.: Нестор- История, 2010.-176 с.
Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ- 2012.- 330.
Приложение 1
Дидактические игры
1.«Трудная задача».
развивать мышление, учить детей видеть предмет с разных сторон.
карточки с изображением разных предметов (дом, машина, кошка и др.), вид сбоку, сзади, спереди.
Разобрать по кучкам: вид спереди, вид сбоку, вид сзади.
Играют от 2 до 4 детей. Дети выкладывают картинки, соотнося их с символами (вид спереди, вид сбоку, вид сзади). Выложив все картинки в три столбика рядами: одно изображение со всех сторон и т.д. Затем дети меняются местами и проверяют выполнения задания друг у друга.
Воспитатель допускает ряд ошибок и просит ребёнка найти их.
При выкладывании картинок, дети намеренно допускают ошибки, и просят соперника найти их. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с этим заданием. Количество ошибок обговаривается детьми заранее.
Материал: карточки с контурным изображением кошек в разных позах; ниточки разной длины.
Инструкция:
Играет один ребёнок. Взять карточку и начиная со стрелочки аккуратно выложить ниточку по контуру, нарисованной кошки.
Дети вырезают из бумаги силуэты животных.
3.Игра «Живая скульптура».
Цель: Закрепить знания детей о скульптуре, развивать наблюдательность, внимание.
Описание игры:
Дети делятся на команды. Каждой команде даётся задание изобразить какую- то скульптуру, а остальные команды будут отгадывать, что за скульптуру те показали.
4.Игра «Что из чего сделано».
Цель: закрепить знания детей о материале: дерево, глина, металл, камень, фарфор, хрусталь, пластмасса, стекло, гипс, резина, бронза, мрамор.
Описание игры:
Дети расставляют скульптуры в соответствии с материалом из которого они сделаны.