Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«От анализа текста к сочинению»

Размещено: Валентина Витальевна Шабунина - пн, 23/03/2015 - 15:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шабунина Валентина Витальевна
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Больше-Аратская средняя школа, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цель: анализируя текст Д.С.Лихачёва, подготовить учащихся к написанию сочинения (С1) по русскому языку
Задачи: Обучающие:
• познакомить учащихся с фактами биографии учёного-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва;
• совершенствовать навыки анализа исходного текста;
• продолжить работу над способами комментария и подбора аргументов.
Воспитывающие:
• способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью;
• воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
• помочь ученикам определить своё отношение к нравственным ценностям, проявить определённые коммуникативные умения общения со сверстниками.
Развивающие:
• вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
• стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
• развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему, выражать своё отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы
общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г.
Раздел программы: «Публицистический стиль речи»

Используемая методическая литература: 

1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2011. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство “Экзамен”, 2011.
2. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С.) – М.: Издательство “Экзамен”, 2011.
3. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция №8) - Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. –Москва, 2010г.
5. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. Статьи. СП, Логос, 2004.
6. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном . – М.: Детская литература, 1990.

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, текст
Д.С.Лихачёва, папки с методическими материалами по работе с частью С1, видеофильмы, музыкальный клип.

Краткое описание: 
<p>Тема урока: «От анализа текста к сочинению»<br />Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы <br />общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г.<br />Раздел программы: «Публицистический стиль речи»<br />Количество часов в неделю: 1 час<br />Год проведения: 2013г.<br />Место занятия в программе: это последний урок в разделе «Публицистический стиль речи» перед написанием сочинения на публицистическую тему<br />Место проведения: кабинет литературы МБОУ Больше-Аратской средней<br /> общеобразовательной школы<br />Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ<br />Цель: анализируя текст Д.С.Лихачёва, подготовить учащихся к написанию сочинения (С1) по русскому языку Работа на уроке проходила с использованием электронной презентации, демонстрация которой проходила на интерактивной доске. В презентацию урока включены: <br /> 1. «Алгоритм написания сочинения»<br /> 2. Жизнь и творчество Д.С.Лихачёва (фрагменты)<br /> 3. Высказывания Д.С.Лихачёва<br /> 4. Названия писем Д.С.Лихачёва<br /> 5.Фрагменты фильмов: «Легенда о Данко», «Матрёнин двор»<br /> 6. Музыкальный клип «Дорога добра»<br /> <br /></p>

Урок в 11 классе был построен по тексту письма Д.С.Лихачёва «Путями доброты».
Седьмой год я работаю по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Высоких результатов достигают учащиеся по данному предмету.(Средний балл по русскому языку в 2007-2008уч.г.составил 58б.,в 2008-2009уч.г – 70б., в 2009-2010уч.г.– 55б., в 2010-2011уч.г. – 63б.,в2011-2012уч.г. –75б., в 2012-2013уч.г. – 68б.)
Задание части С1 ЕГЭ по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его подготовке. В качестве аргументов при написании сочинения (С1) я советую ребятам опираться на тексты писем Д.С. Лихачёва, в которых автор рассматривает разные нравственные проблемы.
Кроме того, я считаю, что многие фразы из этих писем могут послужить и комментариями. «Письма о добром и прекрасном» – это сборник мудрости. В них содержатся высказывания на разные темы.
Работая с текстами писем Лихачёва в отдельных тетрадях, ребята выделяют название письма, отмечают проблему и выписывают небольшие цитаты, отражающие основную мысль текста.
Чередование различных методов и форм учебной работы позволяет осуществить контроль за деятельностью учащихся на всех этапах урока, позволяет поддерживать мотивацию ребят, реализовать поставленные на уроке цели. Сообщение учащихся о Лихачёве позволило ещё раз напомнить о том, что жизнь Лихачёва – это пример для всех. «Письма о добром и прекрасном» - это неиссякаемый источник, и чем больше приникаешь к нему, тем больше находишь чистого, ясного, доброго.
Работа с эпиграфом является подтверждением мысли о том, что доброта─ это главное качество человека. Для активизации восприятия на уроке использовался музыкальный клип «Дорога добра».
Считаю, что этот урок позволил ребятам ещё раз вспомнить и закрепить все подходы к написанию сочинения, к умению определять проблему текста, писать комментарии, находить авторскую позицию в тексте и подбирать аргументы. Это должно ребятам помочь при написании сочинения на экзамене
План работы выполнен. Все учащиеся были включены в работу на уроке, который вызвал у них живой познавательный интерес. На уроке царила атмосфера доброжелательности, доверия, и открытости.

Прикрепленный файл Размер
Урок русского языка в 11 классе От анализа текста к сочинению.doc 80 Кбайт
Пояснительная записка.doc 45.5 Кбайт
ПРИЛОЖЕНИЕ.doc 489 Кбайт
Рецензия методиста.doc 24.5 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн