Двое в пути: я и Книга ...
Вот она перед моим глазами. Я ощущаю пульс её жизни. «Чужой жизни?» - спросят меня. «Конечно, нет», - не задумываясь, отвечаю на риторический вопрос, а потом вдруг осознаю, что с книгой у меня одна, общая, на двоих, как принято говорить, жизнь. Это жизнь не около, не рядом, а вместе.
Заснеженный край в глубинке Калининской области. Зима. За окном идёт снег, холодно, холодно в природе, потому что около жарко натопленной печки, рядом с бабушкой – тепло. А она торжественно-величаво, чуть нараспев, читает: «Ер-еры упал с горы, ять-ять, тебя некому поднять».
И предстаёт удивительная картина: непонятный, но от этого ещё более привлекательный Ер мчится с вершины огромной горы. Ветер свистит в ушах. Дух захватывает от скорости и страха высоты, поэтому Ер превращается в Еры, падает, зарываясь головой в сугроб, моля Ятя о спасении.
Сегодня моей сказительницы, любимой Александры Ивановны, уже нет рядом со мной, у которой я обязательно бы спросила, почему она выбрала для чтения пятилетней девчушке именно такие истории. А может быть, это и есть та тайна любой книги, которую человек должен открыть для себя сам. А открытий было много. Студенческие годы в Ярославле… Бум Валентина Пикуля. Многочасовые очереди в книжный магазин, и о, радость – «Нечистая сила», «Каторга», «Крейсера»! Сейчас на книжной полке все 14 томов писателя-историка, каждая книга в этом ряду прожита, а не прочитана. И когда кто-то сетует на уходящий патриотизм, то становится понятно, что это действо вторично, вначале человек «уходит» от книги, а затем и от патриотизма, и, в конечном итоге, от самого себя. Книга обладает бесспорным даром спасения.
Первый урок в Середневской школе, в необычной школе уже потому, что здесь учились В.К. Блюхер (вот и ещё одна ответственность перед патриотизмом), поэт Алексей Сурков (его напутствие комсомольцам «Дан приказ: ему на запад…» осознавался обязательным для исполнения не только в суровые военные, но и в мирные 70-е). Волнение и радость предвкушения от первой встречи с детьми. Звонок. Класс. - Здра..., - не договаривая приветствия, замираю на полуслове, видя перед собой абсолютно пустой класс. И тут же улавливаю шуршание: все 14 человек уютно расположились под партами. Если ждёт вас наказанье за плохое поведенье, Например, за то, что ... - начинаю читать любимые стихи Григория Остера, и вот уже появляется одна лукавая мордашка, другая...
Финал предсказуем: верный путь был проложен благодаря замечательному навигатору – Книге. И ощущение новизны, удивления и открытия никогда не покидает меня от встречи с книгой: будь это идеи самовоспитания в педагогике Л.Н. Толстого, экзистенциализм в философских трудах Н.И. Бердяева, «осердечивание» ума, когда при этом отдаёшь своё сердце другому, в «Письмах к сыну» В.А. Сухомлинского. Но вот наступает в жизни момент, когда надо не только брать, но и отдавать, когда стрелка компаса разворачивается в твою сторону, и ты обязана встать на защиту книги. Книга живёт только тогда, когда она не пылится на полке библиотеки, а находится в руках грамотного читателя, когда происходит встреча двух творцов – автора и соавтора.
К сожалению, с нашествием Интернета такие встречи стали значительно реже, а значит, книга теряет собеседника, а человека ждёт духовное оскудение.
Но не всё так грустно... Читайте продолжение во вложенном файле
|