Применение современных образовательных технологий (обобщение опыта)
Нет ответов
вт, 17/03/2015 - 16:02
Дмитрий Геннадьевич Урезков
На сайте с: 01/04/2009
Баллы: 112
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой
Обоснование актуальности опыта. На современном этапе развития осуществляется модернизация образовательного процесса, введение новых государственных образовательных стандартов. Одной из центральных идей модернизации образования является компетентностный подход. Современная действительность требует учеников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, умения генерировать новые идеи. Чтобы выпускник средней школы был конкурентоспособным, необходимо развивать соответствующие качества личности, способности их реализовать, ибо талант, как известно, это 90% работоспособности. Большую роль в самореализации учащихся играет учитель. От его таланта и квалификации зависит очень многое – сможет ли он увлечь учащихся своим предметом, сможет ли передать свои знания из разных областей жизни.
Я стараюсь направить свою педагогическую деятельность на формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Большую помощь в этом оказывает применение современных образовательных технологий. Возможно, у кого-то возникнет вопрос: какие технологии можно считать современными? C моей точки зрения современным можно считать то, что актуально на данный момент и приносит практический результат в виде сформировавшихся универсальных учебных действий. Если актуально использование презентаций - почему бы не считать их современными? Тем более, что ученики изготавливают их с видимым удовольствием. Да и нельзя считать традицией то, что используется в школе 10-12 лет, не более. Вот спортивные соревнования, походы, концерты к праздникам - это традиции, потому что складывалось и поддерживалось на протяжении десятилетий. Думаю, вряд ли можно считать какие-либо технологии несовременными только потому, что это сейчас "все используют". Все равно больше, чем может потенциально уместиться в ученической голове, мы не сумеет внести. А вот создать мотив, заинтересовать, привлечь учеников сердцем и душой заинтересовать в своем предмете - вот истинное мастерство учителя, а технологии в данном свете - приложение.
Используемые мной технологии можно классифицировать следующим образом:
Информационно-коммуникативная.
Исследовательская.
Игровые технологии.
Проектная.
Технология проблемного обучения.
Здоровьесберегающая.
Групповые технологии.
Технология продвинутого уровня (углубленное изучение истории России).
Дифференцированные.
Рефлексивная.
Технология сотрудничества.
Приведенная классификация, как и любая другая имеет условный характер. К тому же можно считать, что более верным путем к успеху является синтез нескольких технологий, использование в заранее продуманной комбинации элементов каждой из них. С учетом того, что уроки я веду в оборудованном кабинете, оснащенном двумя компьютерами (мультимедийная станция и рабочий компьютер), мультимедийным проектором, устройством принтер+сканер+ксерокс (3 в 1), в первую очередь использую информационно-коммуникативные технологии.
Плюсы компьютерного обучения
знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
показ репродукций картин художников;
демонстрация графического материала (таблицы, схемы);
«оживление» карт;
«посещение» крупнейших музеев мира;
«погружение» в пространство и время;
прослушивание записей песен;
активизация учебного процесса.
Компьютер на уроке
восполняет недостаток информации;
даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов;
участвовать в творческих проектах.
Я использую компьютер
как источник учебной информации, частично заменяющий учителя;
как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков;
как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности;
как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
Мои направления в работе
проведение уроков с использованием медиаресурсов;
организация проектной деятельности учащихся;
организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям;
осуществление контроля качества знаний учащихся как итогового, так и текущего
участие моих учеников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
Наиболее интересным способом применения ИКТ на уроках истории и обществознания я считаю создание компьютерных презентаций в программе Microsoft Power Point.
Презентации дают возможность
учитывать уровень владения компьютером;
учитывать уровень подготовки учащихся по предмету;
распределять время при подготовке работы;
самообразования;
использовать полученный продукт, как учителем, так и учениками;
обновлять свою работу с получением новых знаний по теме презентации.
Презентации задаются учащимся в качестве домашнего задания, затем используются на уроках, научно-практических конференциях. С применением презентаций даются открытые уроки, такие как «Россия в последние десятилетия XIX века. Предреволюционное затишье», «Становления и развитие культуры советского общества в 20-30 гг.», «Эпоха Петра I. Северная война и преобразования» и другие. Их можно суммировать и использовать в дальнейшей урочной и внеурочной деятельности, а также делиться с коллегами. По самым разным темам подбирают специальные интерактивные мультимедийные продукты, распространяющиеся на компакт-дисках. Мультимедиа включает в себя разнообразную информацию: текстовую, графическую, звуковую и видео. Мультимедийные энциклопедии помогают мне организовать проведение интерактивных экскурсий по историческим местам, памятникам.
Я также помогаю учащимся в подготовке докладов, рефератов, составлении проектов. В результате учащиеся включаются в научно-исследовательскую работу, изучают различные источники информации. Например, на районных НПК, ежегодно проводившихся в весенние каникулы работы моих учеников «Государственная символика России. История ее создания» (Виктория Макарова, 11 класс), «Религия езидов как древнейший памятник мировой культуры» (Алик Даврешан, 10 класс), «Молодежные субкультуры» (Майя Абашидзе, 11 класс), «Максим Трошин – глас ангельской России» (Ольга Сорочкина, 11 класс), «Большемурашкинская школа в годы войны» (Любовь Орлова, 9 класс) и многие другие были признаны лучшими.
Я всегда считал, что школа запоминается не рутинной работой, а участием в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. За время моей работы под моим руководством ученики приняли участие в массе очных и заочных мероприятиях, где они проявляли свои ключевые компетенции, сформированные универсальные учебные действия, умение находить выход из проблемной ситуации. Среди мероприятий школьного, районного, регионального и всероссийского уровня, в которых принимали участие мои ученики, наиболее значимыми считаю следующие:
предметные олимпиады по истории, обществознанию, праву (школьный, муниципальный, областной этапы)
всероссийская олимпиада по основам православной культуры
областной конкурс по избирательному праву «Я – будущий избиратель»
всероссийский предметный молодежный чемпионат по истории и обществознанию
всероссийский конкурс «Лаборатория историка. Источник и метод»
районная дидактическая игра «Право выбора»
районный конкурс «Колесо истории»
региональный фестиваль школьных СМИ «Больше изданий хороших и разных» и многие другие.
С помощью программы TestRunner я организую компьютерное тестирование учащихся по заранее подготовленным тестам. Данное программное обеспечение распространяется свободно и бесплатно, занимает мало места на жестком диске и работает с текстовыми файлами. Вид тестирования может быть любой – промежуточный, итоговый, предварительный и так далее. В конце программа автоматически поставит оценку.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала я применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Я организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 9-11 классах считаю перспективной проектную деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. Один из наиболее интересных результатов в этом направлении – первое место в районном конкурсе проектов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации (ученицы 11 класса МБОУ БСОШ Юлия Масанова и Елена Скворцова)
При организации проектной деятельности учащихся я широко применяю технология работы в группах. Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Например, при изучении тем, связанных с культурой, одна группа изучает образование, другая - литературу, третья - архитектуру, четвертая – живопись, их исследования затем презентуются и обсуждаются.
В младших классах можно применять игровые технологии – театрализованные постановки для открытых уроков, когда ученики перевоплощаются в исторических персонажей, «вертолина» (вращение стрелки, которая определяет выбор вопроса), «бросание кубика», «мячик» и другие.
Особое внимание я уделяю сбережению здоровья учащихся. Использую различные здоровьесберегающие технологии, в том числе динамические, что способствует укреплению физического и нравственного здоровья учащихся. Для популяризации спорта в ученической и взрослой среде мною организовано сообщество волейболистов-любителей Большемурашкинского района. Мы осваиваем летние площадки, которые с удовольствием посещают ребята и взрослые, организовываем турниры районного и межрайонного уровня, такие как:
турнир на день рождения сообщества
осенний турнир на призы газеты «Знамя»
рождественский турнир
кубок района (организован отделом физической культуры, спорта и туризма при активном участии сообщества)
первенство района (организован отделом физической культуры, спорта и туризма при активном участии сообщества)
Применение вышеозначенных методов и приемов приводит к хорошей результативности. Учащиеся успешно сдают экзамены – ЕГЭ и ГИА. Каждый год выпускники показывают высокие результаты и положительную динамику. Например, в 2012 году моя ученица Ирина Зимина сдала историю и обществознание на 80 баллов. Это рекорд для нашей школы.
Если говорить о проблемах и трудностях в работе, то основное, чего не хватает – это времени на то, чтобы реализовать все свои планы. Колоссальное его количество уходит на подготовку необходимых документов, заполнение виртуального дневника дневник.ру. Большое количество времени занимает работа над школьным сайтом. Это приносит свои плоды – в декабре 2013 года завершился конкурс сайтов, в котором сайт МБОУ Большемурашкинская СОШ http://bm-school.ucoz.ru/ занял первое место.
Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой
Обоснование актуальности опыта. На современном этапе развития осуществляется модернизация образовательного процесса, введение новых государственных образовательных стандартов. Одной из центральных идей модернизации образования является компетентностный подход. Современная действительность требует учеников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, умения генерировать новые идеи. Чтобы выпускник средней школы был конкурентоспособным, необходимо развивать соответствующие качества личности, способности их реализовать, ибо талант, как известно, это 90% работоспособности. Большую роль в самореализации учащихся играет учитель. От его таланта и квалификации зависит очень многое – сможет ли он увлечь учащихся своим предметом, сможет ли передать свои знания из разных областей жизни.
Я стараюсь направить свою педагогическую деятельность на формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Большую помощь в этом оказывает применение современных образовательных технологий. Возможно, у кого-то возникнет вопрос: какие технологии можно считать современными? C моей точки зрения современным можно считать то, что актуально на данный момент и приносит практический результат в виде сформировавшихся универсальных учебных действий. Если актуально использование презентаций - почему бы не считать их современными? Тем более, что ученики изготавливают их с видимым удовольствием. Да и нельзя считать традицией то, что используется в школе 10-12 лет, не более. Вот спортивные соревнования, походы, концерты к праздникам - это традиции, потому что складывалось и поддерживалось на протяжении десятилетий. Думаю, вряд ли можно считать какие-либо технологии несовременными только потому, что это сейчас "все используют". Все равно больше, чем может потенциально уместиться в ученической голове, мы не сумеет внести. А вот создать мотив, заинтересовать, привлечь учеников сердцем и душой заинтересовать в своем предмете - вот истинное мастерство учителя, а технологии в данном свете - приложение.
Используемые мной технологии можно классифицировать следующим образом:
Приведенная классификация, как и любая другая имеет условный характер. К тому же можно считать, что более верным путем к успеху является синтез нескольких технологий, использование в заранее продуманной комбинации элементов каждой из них. С учетом того, что уроки я веду в оборудованном кабинете, оснащенном двумя компьютерами (мультимедийная станция и рабочий компьютер), мультимедийным проектором, устройством принтер+сканер+ксерокс (3 в 1), в первую очередь использую информационно-коммуникативные технологии.
Плюсы компьютерного обучения
Компьютер на уроке
Я использую компьютер
Мои направления в работе
Наиболее интересным способом применения ИКТ на уроках истории и обществознания я считаю создание компьютерных презентаций в программе Microsoft Power Point.
Презентации дают возможность
Презентации задаются учащимся в качестве домашнего задания, затем используются на уроках, научно-практических конференциях. С применением презентаций даются открытые уроки, такие как «Россия в последние десятилетия XIX века. Предреволюционное затишье», «Становления и развитие культуры советского общества в 20-30 гг.», «Эпоха Петра I. Северная война и преобразования» и другие. Их можно суммировать и использовать в дальнейшей урочной и внеурочной деятельности, а также делиться с коллегами. По самым разным темам подбирают специальные интерактивные мультимедийные продукты, распространяющиеся на компакт-дисках. Мультимедиа включает в себя разнообразную информацию: текстовую, графическую, звуковую и видео. Мультимедийные энциклопедии помогают мне организовать проведение интерактивных экскурсий по историческим местам, памятникам.
Я также помогаю учащимся в подготовке докладов, рефератов, составлении проектов. В результате учащиеся включаются в научно-исследовательскую работу, изучают различные источники информации. Например, на районных НПК, ежегодно проводившихся в весенние каникулы работы моих учеников «Государственная символика России. История ее создания» (Виктория Макарова, 11 класс), «Религия езидов как древнейший памятник мировой культуры» (Алик Даврешан, 10 класс), «Молодежные субкультуры» (Майя Абашидзе, 11 класс), «Максим Трошин – глас ангельской России» (Ольга Сорочкина, 11 класс), «Большемурашкинская школа в годы войны» (Любовь Орлова, 9 класс) и многие другие были признаны лучшими.
Я всегда считал, что школа запоминается не рутинной работой, а участием в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. За время моей работы под моим руководством ученики приняли участие в массе очных и заочных мероприятиях, где они проявляли свои ключевые компетенции, сформированные универсальные учебные действия, умение находить выход из проблемной ситуации. Среди мероприятий школьного, районного, регионального и всероссийского уровня, в которых принимали участие мои ученики, наиболее значимыми считаю следующие:
С помощью программы TestRunner я организую компьютерное тестирование учащихся по заранее подготовленным тестам. Данное программное обеспечение распространяется свободно и бесплатно, занимает мало места на жестком диске и работает с текстовыми файлами. Вид тестирования может быть любой – промежуточный, итоговый, предварительный и так далее. В конце программа автоматически поставит оценку.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала я применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Я организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 9-11 классах считаю перспективной проектную деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. Один из наиболее интересных результатов в этом направлении – первое место в районном конкурсе проектов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации (ученицы 11 класса МБОУ БСОШ Юлия Масанова и Елена Скворцова)
При организации проектной деятельности учащихся я широко применяю технология работы в группах. Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Например, при изучении тем, связанных с культурой, одна группа изучает образование, другая - литературу, третья - архитектуру, четвертая – живопись, их исследования затем презентуются и обсуждаются.
В младших классах можно применять игровые технологии – театрализованные постановки для открытых уроков, когда ученики перевоплощаются в исторических персонажей, «вертолина» (вращение стрелки, которая определяет выбор вопроса), «бросание кубика», «мячик» и другие.
Особое внимание я уделяю сбережению здоровья учащихся. Использую различные здоровьесберегающие технологии, в том числе динамические, что способствует укреплению физического и нравственного здоровья учащихся. Для популяризации спорта в ученической и взрослой среде мною организовано сообщество волейболистов-любителей Большемурашкинского района. Мы осваиваем летние площадки, которые с удовольствием посещают ребята и взрослые, организовываем турниры районного и межрайонного уровня, такие как:
Применение вышеозначенных методов и приемов приводит к хорошей результативности. Учащиеся успешно сдают экзамены – ЕГЭ и ГИА. Каждый год выпускники показывают высокие результаты и положительную динамику. Например, в 2012 году моя ученица Ирина Зимина сдала историю и обществознание на 80 баллов. Это рекорд для нашей школы.
Если говорить о проблемах и трудностях в работе, то основное, чего не хватает – это времени на то, чтобы реализовать все свои планы. Колоссальное его количество уходит на подготовку необходимых документов, заполнение виртуального дневника дневник.ру. Большое количество времени занимает работа над школьным сайтом. Это приносит свои плоды – в декабре 2013 года завершился конкурс сайтов, в котором сайт МБОУ Большемурашкинская СОШ http://bm-school.ucoz.ru/ занял первое место.
Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России.