27.01.2015 в ИМЦ «Развивающее образование» состоялась работа 4-й секции районных педагогических чтений на тему «Формирование гражданской идентичности детей и подростков и воспитание патриотических чувств в процессе краеведческой деятельности».
Для участия в секции было направлено 7 тезисов от педагогов ДОУ и 7 – от педагогов ОУ Верх-Исетского района.
Участники обсудили опыт поисковой деятельности, музейной деятельности, целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий в краеведческой деятельности; способы организации взаимодействия детей с партнерами из социального окружения, институтов культуры, семей воспитанников и обучающихся; проявления гражданской идентичности в разном возрасте детей.
Все выступления позволяли еще раз утвердиться в убеждении, что необходимыми условиями идентификации являются:
- наличие доступных, наблюдаемых образцов, соотнесение себя с которыми позволит ребенку почувствовать, осознать свою принадлежность к определенной культурной общности – в данном случае – общности русский народ;
- привлекательность для ребенка, выраженная взрослыми и понятая им ценность тех образцов, примеров, с которыми ему предстоит идентифицировать себя - семьи, родного края, Родины;
- собственная деятельность ребенка, организованная в различных формах;
- ценностное переживание радости, боли (сострадания), гордости за исторические и современные события семьи, родного края, Родины.
Воспитатель МБДОУ - детский сад № 541 Барышникова Ю. С., музыкальный руководитель МАДОУ № 559 Васильева Н.В., воспитатель МАДОУ № 559 Каштанкина Н.А. раскрыли перед собравшимися богатство опыта ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, использованию ИКТ-технологий для знакомства дошкольников с родным краем, опыт организации разных видов деятельности, в том числе, совместной с взрослыми (родителями, партнерами ДОУ) для приобщения дошкольников к событиям, объединяющим людей разных возрастов и занятий в общность – русский народ (День города, День Верх-Исетского района), опыт использования эффективных форм работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников (например, «Клуб выходного дня»).
МБДОУ - детский сад №541
МБДОУ - детский сад №541 Продуктивная деятельность детей «Мой любимый город».
МАДОУ № 559
МАДОУ № 559
МАДОУ № 559
МАДОУ № 559
Вотинова Л. А., старший воспитатель, и Хуснетдинова Л. Ф., воспитатель МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 13 рассказали о том, как организуют знакомство детей с природой Урала и культурой населяющих его народов.
Харлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад № 249 рассказали о способах развития патриотических чувств у старших дошкольников в условиях краеведческих центров.
МБДОУ детский сад № 249. Краеведческий центр «Я живу на Урале».
МБДОУ детский сад № 249. Краеведческий центр - мини-музей «Русская изба»
МБДОУ детский сад № 249. Краеведческий центр - макет «Улицы родного города»
Рассказали воспитатели и об организации различных видов детской деятельности (познавательные беседы, рассматривание иллюстраций, беседы и рассказы детей, рисование города, игровая деятельность).
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 143 «На Ясной» Ролик О.А. рассказала о том, как в школе организуются встречи с взрослыми – носителями ценностей российского народа (например, проект «в гостях у бабушки»), обогащение образовательной среды интерактивными, «говорящими» элементами (например, фотовыставка «Мы с дедушкой вдвоём замечательно живем»), события, общие для старших и младших поколений (например, дни здоровья, походы, концерты).
МБОУ СОШ № 143 «На Ясной»
МБОУ СОШ № 143 «На Ясной»
Учитель истории МАОУ СОШ № 11 Вальковская О. И. представила Рабочую тетрадь «Помогай-ка» (конспекты, образцы работ, тренировочные упражнения, по основным разделам генеалогии) для организации деятельности участников генеалогического кружка и показала, показала, как занятие генеалогией связывает воедино историю семьи, страны, государства.
МАОУ СОШ № 11.
МАОУ СОШ № 11
Залужная Е.И., учитель МАОУ СОШ № 163, показала, что в школе основой всего содержания воспитания гражданской идентичности является социально-преобразовательная проектная деятельность, которая обогащает сферу социальных связей детей, их социальный опыт, а также предоставляет обучающимся возможность учиться преодолевать трудности, осуществлять пробы социально-значимой деятельности. Важно, что в школе сложилась оценочная система, выработаны критерии, показатели и уровни проявления гражданской идентичности школьников.
Трошина Е.Г., учитель математики МАОУ СОШ №184 «Новая школа», представила опыт организации экскурсии, объединяющей в содержании вопросы краеведения,истории математики, биографии ученого - «Путешествие к Лобачевскому» в г. Казань. После этого путешествия в школьном классе «на ребят с портрета Н.И.Лобачевского смотрит человек, ставший ближе и понятнее, своей жизнью показавший, что такое научный подвиг, дающий возможность испытывать чувство гордости за отечественную науку». Таким образом, открыта Галерея «Математика в лицах».
С уважением,
ИМЦ "Развивающее образование",
Плотникова Елена
|